Одной из особенностей современного образования является расширение информационной образовательной среды. Широкое использование возможностей информационной образовательной среды приводит к появлению новых форм организации учебного процесса — инноваций.
В Холмовской средней школе активно внедряются инновационные технологии – онлайн-уроки. Онлайн-урок – это проведение занятия через Интернет в режиме реального времени. Инновация прекрасно подходит для тех, кто живёт в отдалённых районах. В этом учебном году учащиеся с 6 по 11 класс Холмовской средней школы приняли участие в открытых онлайн-уроках «Россия, устремлённая в будущее», организованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель уроков: обеспечение равных возможностей для реализации индивидуальных профессиональных траекторий обучающихся по ключевым индустриям и вызовам в соответствии с программами «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» и «Цифровая экономика».
Открытые онлайн-уроки проводились в интерактивном формате посредством дискуссий и игровых практик от ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров. Дискуссии проходили в режиме онлайн-трансляции урока на странице портала «ПроеКТОриЯ».
«ПроеКТОриЯ» — твой проект – твоя профессиональная траектория. Цель проекта – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории. Какая траектория профессионального развития оптимально подходит именно мне: карьера ученого, работа в госкорпорации, частной компании или развитие собственного «бизнеса на технологиях?» Едва ли не каждый школьник задается этими вопросами. «ПроеКТОриЯ» направлена на то, чтобы каждый заинтересованный школьник смог составить своего рода карту возможностей профессионального развития, понять специфику высокотехнологичных отраслей промышленности через решение проектных задач и взаимодействие с передовыми компаниями.
Интерактивная система рассматривала шесть ключевых направлений: технологии материалов, технологии энергии, технологии здоровья, технологии движения, космические технологии, информационные технологии.
Тьюторами портала стали ведущие ученые, профессора и преподаватели различных вузов.
Учащиеся 8 класса приняли участие в первом онлайн-уроке «Что ты знаешь о еде?»
- Как современные технологии сейчас применяются в сельском хозяйстве?
- Каких инноваций ждут аграрии?
- Чему нужно учиться сейчас, чтобы быть востребованным специалистом в сфере АПК?
На эти и многие другие вопросы школьникам ответили специалисты индустрии.
Сергей Зайцев, ученик 8 класса:
«Сегодня, 8 февраля, день Российской науки, я принял участие во Всероссийском открытом уроке#1:Что ты знаешь о еде? Дома поделился впечатлениями с родителями. Я думал, что сельское хозяйство – это скучная сфера. Но оказывается, оно становится отраслью высоких технологий и инноваций. Больше всего меня заинтересовал третий кейс, в котором рассказывали о перспективах отдельных аграрных профессий и достижениях сферы продовольствия. Оказывается, из семян льна можно испечь очень вкусное печенье. Хотелось бы попробовать такое печенье.
Мама рассказала мне, что раньше школьники ходили вязать лён. Это интересное занятие. Ученики устраивали соревнования, кто больше навяжет снопов. Мама прочитала мне заметку из газеты «Вперёд» «Смоляне займутся производством элитного льна», в которой говорится, что тонкостям возделывания этой культуры будут учить в Смоленской государственной сельскохозяйственной академии, которую, кстати, окончили мои мама и папа. В нашем регионе будет развивается льнопроизводство.
Участие в онлайн-уроке и высказывание «Земля не выйдет из моды» заставили меня задуматься о выборе профессии!»
15 февраля учащиеся 11 класса приняли участие во Всероссийском открытом уроке#2: Дом, в котором хочется жить.
Агаров Андрей, ученик 11 класса:
«На уроке нам рассказали о комфортном пространстве для жизни, сохранении исторической индивидуальности российских городов, экологии в мегаполисах, городских удобствах в сельских поселениях и о профессиях, которые обеспечивают широкий спектр потребностей современной урбанистики. Эксперты отметили, что индустрии сейчас нужны экономисты города, специалисты по городской мобильности, бережливому производству и высоким технологиям, программисты пространств и материаловеды. В конце урока нам предложили пройти тест на профильную ориентацию. Мне стало интересно: «Смог бы я работать в строительстве?». По результатам теста наиболее перспективная сфера для меня оказалась именно в области градостроительных технологий, где я набрал 9,1 балла. Пройти тест помогли мне практические навыки, которые я приобрёл, когда помогал отцу строить наш дом».
1 марта учащиеся 9-х классов присутствовали на Всероссийском открытом уроке#3: Нереальная реальность.
Бандуш Денис, ученик 9 А класса:
«На уроке я узнал, что большинство отраслей современной экономики стремительно трансформируются под воздействием IT. Информационные технологии для России – новая визитная карточка. Наши IT-компании известны во всем мире, отечественные стартапы завоевывают зарубежные рынки, а российские специалисты успешно внедряют самые прорывные разработки.
Однако с помощью технологий и компьютера можно делать не только полезные и правильные вещи. Важно понимать, что в интернете представляет угрозу и знать, как защититься от опасности. Цитирую слова генерального директора компании по предотвращению и расследованию киберпреступлений Group-IB Ильи Сачкова: “Первое, что нам нужно — инженерный мозг и высокий интеллект. Второе — сила воли, чтобы человек мог усидчиво изучать достаточно сложные знания. Если у него есть эти качества, умноженные на чувство честности и отсутствие связи с преступностью, то мы сможем сами из этого человека сделать борца с киберсперступностью”.
Я почерпнул много новой информации с этого урока, которая помогла мне при выполнении итогового проекта «Информационная безопасность».
15 марта состоялся Всероссийский открытый урок#4: Спасти жизнь человека. На нём вновь присутствовали учащиеся 11 класса.
В этот раз темой урока стала сфера, важная для каждого без исключения – здравоохранение.
Зуев Даниил, ученик 11 класса:
«На уроке нам рассказали, какие разработки уже охраняют нас от вирусов и что нас ждет в будущем, почему инженеры в сфере здравоохранения сейчас не менее важны, чем врачи, и когда человечество получит лекарство от всех болезней?
Я с большим интересом слушал урок. Он мне был очень полезен, так как я выбрал профессию врача. Ещё профессиональные психологи составили тест, который проверяет, подходят ли тебе профессии, связанные с медициной. Я набрал большое количество баллов. Это придало мне уверенности в том, что я принял правильное решение».
Самые маленькие участники онлайн-уроков, шестиклассники, присутствовали на Всероссийском открытом уроке#5: Искусственный интеллект: помощник или конкурент?
Спикерам и участникам урока предстояло найти ответ на важный в наши дни вопрос: станет ли искусственный интеллект помощником человека или нам придется конкурировать за рабочие места?
Волосухина Влада, ученица 6 Б класса:
«Кто победит? Человек или робот? Сейчас не надо соревноваться за место под солнцем роботу и человеку. Робот помогает человеку в трудных ситуациях.
Искусственный интеллект с каждым годом более активно занимает пространство в нашей жизни. Но у человека есть преимущество – его эмоциональный интеллект, креативность. В третьем кейсе нашего урока ««МИСиС» — московский институт стали и сплавов» мы узнали, какие профессии исчезнут, а какие станут «мотором» отрасли и будут тянуть индустрию вперёд».
12 апреля – День космонавтики. Учащиеся 7-х классов приняли участие во Всероссийском открытом уроке#6: Космос далёкий и близкий.
Специально для тех, кто хочет почувствовать себя настоящим космонавтом, были подготовлены несколько интересных заданий.
Выполнение заданий начиналось со слова «Поехали!»
Мечтаете примерить скафандр? Легко! Заходите в группу «ПроеКТОрии» в «ВКонтакте», оставляйте под любой записью комментарий с хештэгом #звездапроектории и посмотрите, как скафандр российских космонавтов будет выглядеть на вас.
Перед полетом в космос необходимо усвоить много информации. А кто сможет донести ее лучше, чем профессионалы космической сферы? Участвуйте в обсуждении «ВКонтакте»!
Давайте проверим ваши знания. Вам известно, в какой день категорически нельзя запускать ракеты? А сколько раз космонавты встречают рассвет на борту МКС? Открывайте наш образовательный тест! Мы собрали самые интересные факты о космических буднях, которые обязательно пригодятся на орбите.
Пришло время определить, какую профессиональную роль вы будете выполнять в «космической» команде! Может, вы решите стать инженером-конструктором? Или захотите быть в центре событий и выступите в качестве журналиста? Проголосуйте в опросе и посмотрите, сколько у вас единомышленников!»
Сергеева Вера Николаевна, классный руководитель 7 А класса:
«Учащиеся 7 А и 7 Б классов совместно с классными руководителями на протяжении всего учебного года принимали активное участие в онлайн-уроках “ПроеКТОриЯ” и последний Всероссийский открытый урок#8: Доброе дело, перевернувшее мою жизнь прошёл 17 мая.
Президент Владимир Путин объявил 2018 год Годом волонтера и добровольца. Волонтерство — это возможность начать менять мир прямо здесь и сейчас. Каждый из нас хочет сделать мир лучше. Но вы либо ждете, когда мир изменится или его изменит кто-то другой, либо начинаете менять его сами. И это принципиально важно для страны. Потому что, если в стране живут неравнодушные люди, которые совершают добрые дела, кардинально меняется судьба страны.
Один из учащихся задал вопрос: «Есть ли движение волонтёров в нашем посёлке?» Вопрос был задан кстати. Ребят это заставило задуматься: где же найти доброе дело?
Ответ на этот вопрос мы постарались найти на классном часе, который состоялся 25 мая, в день последнего звонка. На встречу был приглашен почетный гражданин Холм-Жирковского района Валерий Петрович Шашков.
Он рассказал ребятам о том, что за добрыми делами далеко ходить не надо: это убрать мусор на своей улице, около памятников, помогать одиноким пожилым людям. А потом уже задуматься и о более глобальных добрых делах. Он предложил конкретное дело: оказание помощи в благоустройстве Поля Памяти. Ребята с радостью откликнулись на это предложение. Валерий Петрович отметил, что путь к доброте нелегкий, долгий. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Надеемся, что эта яркая встреча запомнится учащимся надолго и зажжет искорку волонтерства в сердцах ребят.
Закончился учебный год. Закончился цикл Всероссийских открытых уроков под общим девизом “Россия, устремленная в будущее”, который открыл 1 сентября прошлого года наш Президент. Что будет дальше? С нового учебного года мы продолжим уроки, ведь профориентация школьников – это их билет в будущее!
Лариса Голубева,
учитель Холмовской средней школы.
№24 от 22.06.2018