— Человек человеку бред, темнота и ад, —
он сказал, — оглянись вокруг, если мне не веришь.
— Нет, — кричу, — человек человеку — сад!
Человек человеку кит, океан и берег!
Мы всего лишь осколки времени, пыль, стекло.
Мы разбитые зеркала и маршрут короткий.
— Нет, — кричу, — мы друг другу движенье, полёт, крыло!
И плечо, и надёжный плот, и весло, и лодка!..
Даже если вот так – на грани и через боль,
Даже если ушёл на дно, где темно и немо —
Всё равно, навсегда – человек человеку – Бог.
Через смерть, через ад – человек человеку – Небо.
Мария Махова.
Эта фраза звучала на протяжении всего спектакля, состоявшегося 27 апреля в центре культуры и молодежной политики. «Снег» — так незатейливо, просто и одновременно емко назвали свой спектакль ребята из общества инвалидов Десногорска.
Казалось бы, о каком снеге может идти речь в апреле? Может, артисты запоздали с представлением своей постановки? И если перед спектаклем у зрителей еще возникали подобные вопросы, то уже после вступительного слова Александра Чугунова, благодаря которому на свет появился сценарий и постановка «Снега», всем стало ясно, ПОЧЕМУ…
Снег… Почему мы так ждем его каждую осень, когда будни становятся невыносимо хмурыми и беспросветными? Почему мы в эту унылую пору ежедневно подходим к окну в надежде увидеть, не выпал ли снег? Почему так радуемся ему? Снег! Смотрите, первый снег!.. Почему подолгу любуемся танцем снежинок в свете ночного уличного фонаря?
Все просто. Со снегом приходит очищение. Мы постоянно ждем в своей жизни наступления светлой полосы, подпитанной искренностью, особым светом… Ведь никто не откажется добавить в свою жизнь светлого. Или белого. В одежду, в обстановку, в душу… И тогда вам будут как снегу радоваться. Снег… Его любят и ждут. Всегда любят! Говорят, светлое непрактично? Против логики? Да вы на снег посмотрите! Нет никакой в любви логики…
Об этом и был спектакль, пронзительную игру которого представили десногорцам Геннадий Гриднев, Ирина Дударева, Валентина Вакулова, Анатолий Клевцов, Константин Тимченко.
Не было в зале зрителя, который в этот вечер оказался бы безразличным к происходящему на сцене. «Снег» от театрального проекта «Шаг навстречу» каждого тронул за живое. Кто-то утирал слезы украдкой, кто-то не скрывал своих эмоций. «Снег» пронял, перевернул, открыл глаза. Всем!
Вы никогда не задумывались над тем, почему театр так притягателен? Театр не отделяет актера от зрителя. Это живое искусство, объединяющее, роднящее ВСЕХ присутствующих. Так вот пока на сцене шел «Снег», мы все были одним целым. Ни одно движение актеров не ускользало от нас. Мы дышали, рыдали, негодовали и радовались вместе с ними!
Для театральной постановки необходимо гармоничное взаимодействие множества деталей. Это и декорации, и игра актеров, и сам сценарий. Все это рождает особенную атмосферу. Атмосфера была противоречивой, порой с надрывом, моментами веяло гармонией. А все потому, что со сцены на нас выплескивалась жизнь как она есть, без снижения скорости и без прикрас. Еще больше за душу брало то, что артисты проживали на сцене самих себя.
Ребята обыграли несколько стандартных ситуаций, которые мы все привыкли считать обыденностью, данностью. Вот так и никак по-другому! Показав жизнь инвалидов со сцены, они задали простой и уместный вопрос: «Вся реальная повседневная жизнь нацелена на здоровых. Все права – на стороне сильных и здоровых. А какие права у остальных?».
Очень говорящая сцена, где главный герой закуривает и размышляет вслух о правах курильщиков и некурильщиков. На свете живут и те, и другие, их примерно поровну, или кого-то чуть меньше. Но так складывается, что так называемые «курильщики» (под которыми сценарий подразумевает инвалидов) почти всегда бесправны, какой бы «заботой» (ведь все это участие на деле чаще для «галочки») их не окружали. Они вынуждены терпеть, ждать, молчать, отказывать себе во многом… А при этом хочется жить, любить и радоваться. Как все! Как остальные…
Главному герою, как ему кажется, для полного счастья нужны пандус, уколы на дом, путевка в профильный санаторий, элементарное понимание со стороны чиновников… Он пытается все это получить, являясь на прием к врачам, в соцзащиту и пр. Но понимания нет. Везде отмашки, бюрократия, «нужная» статистика… А рядом с ним тенью живет героиня. На протяжении всех его перипетий она молчаливо поддерживает и себя, и его в их общих трудностях.
Каждый их день похож на другой, даже подарки от администрации на день рождения регулярно одинаковы – это чайники. Чайников этих у главного героя скопилось множество. Они и есть как раз-таки те самые «внимание и забота» извне. Чайник, селфи, набор дежурных фраз – и так каждый день рождения… И не только в день рождения.
«Снега бы! Снега-а-а!» — постоянно повторяет герой в надежде, что все людское равнодушие можно хоть как-то отбелить, изжить, вскрыть настоящее… Героиня вырезает из бумаги ему белые снежинки, показывая, что она его понимает и готова на многое ради того, чтобы хоть как-то скрасить его жизнь с диагнозом «спинальник». Но на фоне бездушной реальности он не верит в то, что есть люди, которые готовы по-настоящему жертвовать собой, своим временем и душой ради кого-то…
Через маленькую постановку проходит множество судеб, споткнувшихся о людскую черствость. Это и ветеран в вагоне, просивший помочь больной жене, тихо сжимая в ладони медали, и колясочник Виталька, который дождался пандуса через неделю после своей смерти… Мир их «не замечает». А если замечает, то старается спрятать их проблемы подальше вместе с ними же, не рвать душу. И вообще, чего вам надо, раз вы ТАКИЕ!
Какие ТАКИЕ?!… Ведь такие же, как все. Только им сложнее, больнее… Только им сильнее хочется жить! Жить, …потому что часть из них уже посмотрела в лицо смерти и умеет ценить драгоценные минуты каждого вдоха и выдоха… Все это лавиной неслось со сцены в сознание каждого. Было тяжело. Тяжело признавать, что вот так все и есть на самом деле. Что есть белое и черное. А есть псевдобелое, которое все равно со временем зазияет черной дырой…
Спектакль о том, как важно быть самим собой всегда и со всеми. О том, что любовь сильнее обстоятельств. О том, что даже зеленой весной кто-то из нас ждет того самого снега, который очистит, оживит и распахнет душу, поможет нам вспомнить, какие мы настоящие…
В финале главный герой озвучивает три слова: «Спасибо. Прости. Люблю». И на самом деле только они имеют ценность. Как часто мы не можем их сказать в нужное время дорогим нам людям. Как часто жалеем после об этом.
Спасибо. Прости. Люблю… Просто произнесите. В них магия жизни.
Именно после этих слов главная героиня заговорила. А ведь девушка была немой…
Будет возможность, обязательно побывайте на этом спектакле. Через все действо сквозит фраза: «Не страшно, когда ты один, страшно, когда ты – ноль».
Ноль… Это пустота, ничто, дорога в никуда. В том ли наше предназначение?..
Огромная благодарность всем, кто постарался родиться этому спектаклю и донести его до зрителей: Татьяне Желтышовой (генеральный продюсер); артистам: Гридневу Геннадию (ОН), Ирине Дударевой (ОНА), Валентине Вакуловой (ЧИНОВНИК), Анатолию Клевцову и Константину Тимченко (перестановщики); Александру Чугунову (сценарий, постановка, свет, стихи); Анастасии Мажаровой (рисунки); Роману Ефимову (проекция); игумену Амвросию (Федукович); Валентине Семко; Дании Макаровой; Константину Пупышеву, Юрию Васькину.
P.S: Конечно же, в спектакле все завершилось победой светлого над темным. Традиционно ожидаемый финал. Важно, чтобы и в жизни было также.
№18 от 02.05.2018