В Год российского балета, приуроченный к 200-летию со дня рождения хореографа Мариуса Петипа, гагаринский народный коллектив Театр танца «Синяя птица» представил литературно-хореографическую композицию «Душой исполненный полет».
Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца: Мариус Петипа – француз, посвятивший жизнь русскому балету. Но первой сценой для уроженца Марселя стал брюссельский театр. Всего 9 лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре.
Вскоре хореограф переезжает в Россию. Работа здесь привлекает его не только выгодным контрактом: Петипа считает Россию единственной страной, где развитие балета идет в правильном направлении. Европейский балет к тому времени подвергался влиянию смелых экспериментов, балетмейстеры все чаще привносили в хореографию невообразимые движения, а танцовщики демонстрировали разнообразные трюки.
“Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает”, – говорил Петипа. На этом фоне именно грацию, пластику и красоту по-прежнему ставили во главу в русском балете.
За годы работы в нашей стране Мариус Петипа поставил около 70 балетов, более половины из которых – это оригинальные постановки. Практически все они имели оглушительный успех, большинство спектаклей не сходили с театральных афиш по несколько десятков лет. «Век Петипа», время блистательных балетов и ярких экспериментов, навсегда останется одним из самых значимых периодов в мировом балете.
Фрагменты из балетов Мариуса Петипа легли в основу литературно-хореографической композиции «Душой исполненный полет», премьера которой состоялась на сцене МКДЦ «Комсомолец» в рамках 45-х Чтений, посвященных памяти Юрия Гагарина. О спектакле «Гжатскому вестнику» рассказала искусствовед, заведующая отделом Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей (г.Москва) Дарья Семенова.
Композиция авторов, Ирины Илюшиной и Светланы Семеновой, проста: две бывшие примы балетной сцены вспоминают о годах работы с великим балетмейстером, его лучших постановках, его творческом методе. Старомодная манера речи, театральные жесты и интонации, костюмы прошлого столетия погружают публику в атмосферу, в которой довелось жить и созидать Петипа.
Иллюстрацией к словам героинь становятся хореографические миниатюры: авторские танцы, специально поставленные для юных артистов, и воспроизведения мизансцен из легендарных спектаклей. Над постановкой работали Ирина Илюшина, Ольга Белугина, Юлия Чубарева, Ирина Баранкова, Александр Мигулёв, Любовь Малолеткина.
С очаровательным «Классом», в нескольких штрихах изображающим начало трудного пути маленьких балерин, соседствуют эпизоды из самых известных балетов Мариуса Ивановича. Трогательно тянут ножку у станка и приседают в глубоком плие девочки в светлых пачках (костюмер Раиса Орлова). В снежно-белом платье пробегает, как по льдинкам, Фея Драже (лирическая и изящная Марина Андреева) из «Щелкунчика», в огненно-красной юбке вдохновенно кружится Мерседес (Диана Шапеко), умилительно-серьезно танцует Амурчик (Полина Ильина) и томно воздевает руки хрупкий Джеймс (Илья Галанов), ищущий свою Сильфиду (Анастасия Волдаева).
Особенно удачно, ярко и изобретательно поставлена сцена в тронном зале из «Баядерки», но не меньше запоминается пляска кукол в «Коппелии», где Евгения Лукьянова в заглавной партии ловко и грациозно шалит с отцом-профессором, восхищает мощный «Панадерос» (балет «Раймонда») и трогает танец маленьких лебедей.
Каждый эпизод в стремительном и красочном калейдоскопе спектакля открывает для зрителя что-то новое и восхитительное. Композиция знакомит со многими балетами мастера – и теми, что у всех на слуху (кто не знает «Лебединого озера»!), и не столь известными, но не менее значительными для русского и мирового искусства. Такое знакомство необходимо не только для участников коллектива, а юные танцоры с подачи педагогов посмотрели записи основных грандиозных постановок Петипа и прочитали некоторые литературные источники, но и для всех, кто пришел посмотреть искрящуюся и вдохновенную премьеру «Синей птицы».
Спектакль «Душой исполненный полет», разумеется, сделан не в жанре балета, а сложные хореографические партии адаптированы к умениям и техническим возможностям детей, но парадоксальным образом создает ощущение присутствия именно на балетной постановке. Ведь классический танец – это не только техника и виртуозное мастерство, но еще и красота линий, соответствие музыке, торжество света и цвета, очарование костюмов и магия настроения, вдохновение, жажда прикоснуться к волшебству и выразить в танце то, что неподвластно словам.
Юбилей Мариуса Петипа напомнил зрителям, что есть такой ни на что не похожий вид искусства, где полет сам по себе не так уж и важен, если он исполнен не душой. То, что юные артисты народного театра танца «Синяя птица» сумели достойно выполнить грандиозные задачи своих педагогов, попутно открыв для себя новые имена и сюжеты, показать максимум танцевальных навыков, а главное, воплотить образы, волнующие зрителей и находящие отклик в сердцах самих участников действа, – важный итог этой яркой премьеры».
№18 от 04.05.2018