
Как-то проезжая по Новому Арбату в Москве, мой собеседник не без гордости заметил, что эти высотные здания построены из нашего, вяземского щебня и песка, и начал перечислять основные высотки Москвы, которые начинались в вяземских карьерах: например, нерудные материалы на возведение Центра Международной торговли, олимпийских объектов, да и еще двадцати тысяч социальных объектов поставлялись с Вяземского карьероуправления. Много достойных объектов построено, в том числе и микрорайон «Московский» в Вязьме, где проживает сейчас свыше шести тысяч человек. Жаль только, что это предприятие из-за крутых перестроечных девяностых так и не смогло доработать до своего 60-летия.
Параллельно с ГОКом, но гораздо раньше, начал работать Вяземский щебеночный завод, у которого главной задачей была тоже добыча щебня и песка. Правда, в меньшем размере.
— Наше предприятие ведет свою историю с 1943 года, сразу же после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, — рассказывает генеральный директор щебзавода С.М. Томалак. – И называлось «Балластный карьер». Война еще продолжалась, а стране уже нужно было отстраиваться, в том числе Москве и Вязьме. Для этого необходимы были в первую очередь песчано-гравийные материалы, и чем больше — тем лучше. В настоящее время проектная мощность завода составляет 590 тысяч кубометров в год. С 2010 года завод входит в холдинг АО «Национальная нерудная компания», которая укрепила метериально-техническую базу, что позволяет постоянно поставлять материалы заказчикам. А как идет работа, можете побывать на месте, в карьере, и посмотреть.
От такого предложения грех было отказаться. И уже через некоторое время вместе с механиком по ремонту горного оборудования Владимиром Ивановым мчимся на «УАЗике» в сторону Юшкова, где и расположен карьер. По пути он рассказывает о работе горного цеха и людях, которые работают в карьере.
— Те молодые люди, которые проработали в карьере хотя бы по два-три года, — говорит он, — уже никуда не уходят. Держат их здесь не только заработки, что немаловажно в настоящее время, но и любовь к технике. У кого есть стремление к учебе, никаких проблем.
Как в песне поется «А дорога серою лентою вьется», так и у нас: с основной дороги поворачиваем на Юшково, потом на Покров… Еще немного, еще чуть-чуть и въезжаем на хорошо укатанную дорогу, ведущую в карьер. Перед нами шлагбаум (пропускают только своих), за которым видим большое количество техники.
— Здесь контора нашего горного цеха, — продолжает В.А. Иванов, пока охранники разрешают проехать. — Здесь много техники – большегрузные «Вольво» и «Камазы», а вот на эту технику людей не хватает, и особенно специалистов, чтобы ремонтировать ее.
Забегая вперед, хочу сказать, что в карьере мне довелось беседовать с машинистом экскаватора, который в 18 лет пришел на завод и уже 12 лет на нем проработал.
— Мне нравится работа и сейчас учусь в Вяземском политехническом техникуме на автомеханика. Закончу техникум, и может переведут в механики,- рассказал он.
А мне подумалось, что это хорошо, что на месте кадры готовят. Конечно же, переведут, раз у него есть стремление и желание.
А мы еще стоим возле конторы и беседуем с механиком, который сокрушается, что текучесть рабочих большая и основная — среди молодежи. Кто месяц держится, кто два, но основной костяк есть. Зарплата у каждого зависит от тарифов, от должности, разряда. Да и премии бывают. Предприятие работает круглый год и лишь в январе на профилактику останавливается на месяц.
— Сейчас «Вольво» подойдет, — говорит механик.
Меня поразила огромная машина и то, как она может разъезжать по карьеру. Не думал, что «Вольво» — это большегрузный самосвал, который способен загрузить более двадцати тонн гравийной массы. Но прежде чем забраться в кабину, пришлось немного потренироваться, ведь первая ступенька лестницы была чуть ли не по пояс, и без помощи вряд ли сам сюда заберешься.
Кабина самосвала воплощает непревзойденный уровень комфорта, обеспечивает должный уровень безопасности. Здесь предусмотрены отделение для запасных вещей, обуви и продуктов питания. Нашлось место и для меня, чтобы на 180 градусов лицезреть панораму карьера. А она довольно насыщена различной техникой и беспрерывно снующими самосвалами.
Подъезжаем к месту работу Алексея Тарасова, о котором так лестно говорила начальник отдела кадров завода В.Н. Ромашкина: «За время работы зарекомендовал себя как грамотный и квалифицированный специалист, проявляет личную инициативу при решении производственных задач. Это трудолюбивый молодой человек, болеет душой за дело. Служит примером в коллективе». Алексей на некоторое время приостановил погрузку, чтобы рассказать о своей работе, а я смотрю на новенький экскаватор и радуюсь, что он попал в хорошие руки. Да, такую технику доверяют людям надежным, и среди этих надежных — он, который за смену грузит по 100, а то и по 140 «БЕЛАЗов» с гравийной массой на обогащение и на погрузку. В каждую автомашину он загружает по пять ковшей, что в переводе на тонны составляет около 20 тонн массы. А если умножить на сто автомашин, получится около двух тысяч тонн груза в день поднимают его руки. Цифры впечатляют.
— Моя задача, — говорит Алексей, — выполнить вскрышные работы и произвести загрузку массы. Оставляем только метр до воды, а потом полностью добирает породу машинист шагающего экскаватора.
— Если случилась какая-то неисправность с техникой, сам ее устраняешь? – спрашиваю у Алексея.
— Нет. Новую технику, пока она находится на гарантии, ремонтирует сервисная служба. Но это практически редко бывает, техника надежная.
Кстати, шагающий экскаватор работал совсем рядом, и нам не составило труда к нему подъехать и познакомиться с машинистом.
— Иван, подойди к нам, — просит сопровождающий меня водитель Игорь Гернер.
— А в чем дело?
— Надо показать экскаватор в работе.
И он показывает поистине мастерство высшего класса как на вскрыше грунта, так и доставая гравийную массу из воды.
Сейчас Ивану Минееву 26 лет, а пришел на работу в горный цех двадцатилетним пареньком. И прежде чем научиться управлять этим шагающим экскаватором, начинал учеником.
— Наставником был у меня тогда Коля Гричевский, — тепло говорит он о человеке, который дал ему путевку в жизнь.
Сейчас у Ивана высший, шестой разряд. И он еще долго рассказывает о работе и о тех, кто с ним рядом. А мы любуемся тенью стрелы экскаватора, который отражается в зеркале водоема, слегка покрытого рябью. Фотографируем.
— А меня можно сфотографировать на фоне техники? – не то спрашивает, не то просит Иван. – Память все-таки останется. А если будет в газете, то и для потомков сохраню.
Смотрю на Ивана из кабины мощного самосвала, и на фоне экскаватора он кажется таким маленьким, но какие большие дела делает! Недаром о нем говорят руководители, что парню всего лишь 26 лет, и семь из них уже работает на заводе. Был принят смазчиком, затем окончил курсы машинистов экскаваторов и теперь переведен машинистом. Имеет высшее образование, в перспективе у него вполне заслуженная инженерно-техническая должность.
Когда едешь по карьеру, где день и ночь кипит работа, невольно представляешь, что здесь можно снимать любой фантастический фильм о внеземной цивилизации. Вновь возвращаемся в контору, где работает мастер горного цеха Александр Петрович Дмитриенко. Это официально, но все обращаются к нему здесь по-простому – «Петрович».
Пока время нас не подгоняет , Александр Петрович рассказывает о тех, кто работает в карьере:
— Техники у нас много – один гидравлический экскаватор, шагающий, бульдозеры, погрузчики… А вот людей не хватает. В какой-то части коллектив стабильный, а в какой-то — есть и текучка. На экскаваторах работают ребята, которые начинали с монтеров пути, а подучились, и им технику доверили. Раньше у нас погрузка была прямо в карьере, а сейчас и автотранспорт используют.
Производство в карьере безостановочное, но бывают сбои. Все не учтешь, без нештатных ситуаций не обойтись. Если основное производство не работает, имеется ввиду горный цех, то все стоит.
— Тяжело работать весной, когда много воды и грязи? – спрашиваю.
— Ситуация штатная, а весна бывает каждый год. Опыт работы есть.
Алексей Петрович Дмитриенко в свое время закончил Московский горный институт и по распределению оказался в горно-обогатительном комбинате. Было это еще в 1981 году. Прикипел он к земле Вяземской и ее карьерам: 24 года там проработал, пока ГОК, практически, не остановился.
Говорили мы и о подборе кадров на одну машину, чтобы совместимость была,как у космонавтов, более- менее одинаковых по квалификации, чтобы отношения между собой были нормальные и желание вместе работать. И о том, что подготовить хорошего машиниста за один – два дня не получится. Только со временем они становятся хорошими специалистами. Однако смотрят, что в Московской области за такую же работу гораздо больше платят, и уезжают туда. Это ведь рядом. В первую очередь уходят квалифицированные кадры, которые чувствуют, что в другом месте их знания и опыт будут востребованы. В то же время здесь работать лучше, когда рядом дом, семья и родители. Мотаться вахтовым методом можно только по молодости. А потом? Это «потом» и надо ставить на чашу весов.
Мне называли фамилии многих людей, которые нашли свое место на щебеночном заводе и своим упорством добились признания в коллективе. Взять, к примеру, Юрия Денисова, который в двадцать лет пришел на завод и начинал работу автослесарем. За короткое время ему был присвоен пятый разряд, а через пару лет стал водителем «БЕЛАЗа». Сейчас работает в автотракторном цехе, и ему доверили автомобиль «Вольво». Это о нем говорят, что человек ответственный и устремленный, болеет душой за дело и служит примером для других.
Упоминались добрым словом оператор сортировочной установки Александр Васильев, машинист бульдозера Сергей Тупяков и другие. Это ли не пример для выпускников школ, которые стремятся поступить в вузы, чтобы по их окончании устроиться в сферы экономики, юриспруденции ? Люди с высшим образованием, безусловно, нужны. Однако в обществе, как и в законах физики, должен соблюдаться некий баланс, в данном случае и в промышленности. И на Вяземском щебеночном заводе предпринимаются разные шаги для притока на работу молодежи, в частности, есть все, чтобы получить новую профессию за счет предприятия на курсах. Да и в вузы дорога не закрыта.
… Начинал этот материал с высоток Москвы, которые возведены из вяземского песка и щебня. Но можно гордиться тем, что и в Вязьме этот нерудный материал, добытый вязьмичами, вложен в наши дома, улицы и тротуары.
№16 от 26.04.2018