В субботу, 3 февраля все центральные СМИ России наперебой вещали, о том, что установлен новый рекорд для российских космонавтов — Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров провели в открытом космосе, вдумайтесь, 8 часов 13 минут! Произошло это, правда, не по плану. Продлить время выхода космонавтам пришлось почти на полтора часа — чтобы установить новый модуль связи вместо старого. Но вот подобраться к старой установке оказалось непросто, как и открутить того же возраста гайки …
Напомню, возможно не все знают, что 40-летний космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», 116-й космонавт России и 531-й космонавт мира Александр Александрович Мисуркин — наш земляк (родился 23 сентября 1977г в селе Ершичи). В марте-сентябре 2013г он совершил полёт на корабле «Союз ТМА-08М» к Международной космической станции; участник основных космических экспедиций МКС-35 и МКС-36. Тогда общая продолжительность полёта составила 166 суток 6 часов 15 минут, в течение которых наш земляк совершил три выхода в открытый космос, в общей сложности проработав там 20 часов.
О нынешнем выходе в открытый космос еще в декабре 2017г на брифинге рассказывал Антон Шкаплеров, отметив, что спутниковая антенна системы «Луч», с которой предстоит работать, давно устарела и не отвечает современным требованиям: «К сожалению, никто не знает, что там стало за 17 лет с этими элементами. У нас три вида инструментов, чтобы их открутить. Третий вариант — что мы будем их чуть ли не высверливать. В любом случае мы должны выполнить эту задачу, и после этого у нас появится своя связь с Землей вне видимости наземных пунктов на территории России. Мы будем пользоваться нашей российской связью, интернетом. Сейчас мы пользуемся тем, что нам даст НАСА» …
И наши космонавты успешно справились с поставленными задачами! Они сумели открутить множество мелких, «закисших» от времени болтов, и состыковать множество различных разъемов. Кстати, Мисуркин работал при этом в новом российском компьютеризированном скафандре «Орлан-МКС», оснащенном автоматизированной системой терморегулирования. В зависимости от уровня сложности работ эта система автоматически регулирует температуру в контуре водяного охлаждения. Кроме того, в этом скафандре резиновая оболочка заменена на полиуретановую, что позволит увеличить срок службы космических костюмов на орбите. На Земле работу Мисуркина и Шкаплерова назвали «ювелирной».
№6 от 09.02.2018