Велижский район Культура Общество

У каждой рачительной и заботливой хозяйки дома обязательно есть керамические изделия. Людей привлекает уникальность предмета, экологичность природного материала, а также понимание того, что мастер вложил частичку своей души, наполнил вещь особой теплотой.

Изготовление глиняных горшков было популярно в древности – с тех самых пор как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом – глиной и ее свойствами. Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приема пищи или сосудов для хранения сыпучих и жидких материалов. Изделия из глины не боятся ни холода, ни снега, ни дождя, ни палящего солнца.

Меня всегда удивляло, как под сильными пальцами гончара бесформенный комок глины меняет форму и превращается в красивый, утонченный сосуд. Я считала, что гончарным делом занимаются исключительно мужчины. Когда впервые на художественной выставке, посвященной 90-летию образования Велижского района, увидела замечательные гончарные изделия, мое представление о мастерах гончарного дела кардинально изменилось, так как их автором оказалась миловидная скромная женщина – Галина Павловна Бакалова. Захотелось как можно больше узнать о работе гончара. Вскоре мне представилась возможность познакомиться с процессом гончарного ремесла в деталях и рассказать об этом читателям нашей газеты.

Для мастера нет разницы – дилетант человек или профессионал. Главное – интерес. Мне было очень интересно, и Галина Павловна это чувствовала. Рассказывала она просто, ясно, каждое слово было веским и обдуманным.

«В настоящее время я неработающий пенсионер, – начала Галина Павловна свой рассказ. – Мой трудовой путь не был связан с теперешним увлечением. Это всегда были госучреждения. Последние 10 лет проработала в отделе Пенсионного фонда России в Велижском районе. Моя семья – это муж, двое взрослых сыновей и четверо внуков. Дети со своими семьями живут отдельно. После выхода на заслуженный отдых появилось много свободного времени, и я не знала, чем, помимо домашней работы, занять себя. Дабы не докучать сыновьям и их женам, решила найти себе какое-нибудь занятие. Наступило то самое время, когда можно начать творить».

– А как пришла идея заняться именно гончарным делом?

– Как-то зашла на «просторы» интернета и увидела, какие бесподобные по красоте, изяществу и сложности вещи делают люди из глины. Меня захватило, я не смогла остаться равнодушной к этому творчеству. Вы знаете, когда смотрела видеоролики, показывающие работу гончаров и красоту их изделий, меня это завораживало и привлекало. Тогда я занималась разведением узамбарских фиалок и вот мне очень захотелось своими руками сделать, выкрутить, горшочек для фиалки. Начала изучать специальную литературу, читать об истории Велижа, его природных ископаемых. Оказывается, одним из сырьевых богатств Велижского края является глина. Еще в каменном веке на берегах реки Сертейки выше деревни Селезни жили племена, изготавливающие глиняную необожженную посуду. В свое время в Велиже функционировало много гончарных мастерских и в них трудились известные гончары. Например, улицы им. л-та Шмидта и Победы раньше назывались Гончарными, а на улице Красинец жили известные мастера гончарного дела Красинецы – Иван Евтихьевич и его сын Алексей Иванович.

– Галина Павловна, что оказалось самым сложным в реализации собственного проекта?

– Любое, даже самое простое на первый взгляд, изделие – это колоссальный труд, это годы обучения, тысячи проб и ошибок, долгий технологический процесс.

Прежде всего нужно найти «правильную» глину, которая бы соответствовала всем химическим и физическим параметрам. У каждого типа глины свой характер и темперамент, как и у человека. На то, чтобы определить подходящую по составу глину для моих работ, у меня ушло два года. Первое время, если даже я выкручивала изделие, то при обжиге оно трескалось. Оказывается, в природе есть «постная» глина, которую невозможно выкрутить, а  для работы на гончарном круге нужна тяжелая, упругая и жирная. Мы с мужем объездили немало мест в нашем районе в поисках такого материала. Брали пробы в окрестностях деревень Ляхово, Будница, Ситьково, на Ястребе. В конце концов я нашла такую глину. Заготовив глину, оставляю ее на зиму для замораживания (кристаллизации), после оттаивания она рассыпается, как стекло, на мелкие-мелкие кусочки. Затем ее размачиваю, процеживаю, провяливаю и уже вяленую разрезаю на небольшие брикеты, пакетирую в целлофан и складываю в металлический ящик. В таком виде глина может храниться хоть 10, хоть 20 лет. Чем дольше она лежит, тем лучше. При такой обработке глина становится мягкой, эластичной, качественной. Единственное, что удручает, брикеты очень быстро заканчиваются, особенно когда делаешь крупную вещь. Например, на заварочный чайник уходит от 1,5 до 2 килограммов сырья. Самая дешевая – красная глина, которую можно купить через интернет по 50 рублей за килограмм. Радует, что Велижский район богат этим сырьем. Очень хорошая глина для гончарных изделий находится около деревни Ляхово.

– Как происходит процесс обжига?

– Обжиг является одним из главных процессов при изготовлении любого предмета из глины. Я изучила старинный способ, как сделать черепок водонепроницаемым. После того, как его обожгли при температуре 1 000 градусов, предмет «купают» в натуральном молоке или мажут растительным нерафинированным маслом, чтобы закрыть все поры, и затем вновь обжигают уже при температуре 350 градусов. Он приобретает красивый терракотовый цвет и становится водонепроницаемым. Для закрепления этого эффекта я покрываю изделие третьим слоем – пастой (называется «ганозис»). Это смесь воска с маслом, растворенная на водяной бане, с добавлением смолы или канифоли. Пока вещь еще теплая после второго обжига, я мягкой тряпочкой протираю ее внутри и снаружи ганозисом. Это аналогия нашей современной глазури, только без добавления вредного свинца. Пройдя такую «экзекуцию», изделие не пропускает воду, в нем можно спокойно готовить еду, хранить молоко и др.

Процесс обжига до тысячи градусов длится 8-9 часов. Нельзя поставить изделие и сразу включить печь на 1 000 градусов. До 600-650 градусов керамика должна нагреваться очень медленно – каждый час прибавляется 100 градусов.

Очень много интересных идей по технологии изготовления и декорированию гончарных предметов беру с сайтов «Интерест», «Ярмарка мастеров». Иногда наступает такой момент, когда ловлю себя на мысли, что ничего интересного придумать не могу. Тогда открываю папку и просто любуюсь красотой шедевров других мастеров  –  ищу вдохновения. Каждый день мне присылают что-то новенькое.

За время нашего общения Галина Павловна провела мини-экскурсию по мастерской, в ходе которой показала место своей работы над будущими шедеврами, представила уже готовые изделия и те, что находятся в стадии завершения, рассказала о секретах гончарного дела. Гончарная мастерская в собственном доме – это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для близких и друзей. В углу небольшого помещения расположился гончарный круг. Казалось бы, как  еще можно усовершенствовать современный японский гончарный круг? Но Галина Павловна, проявив изобретательские способности, используя старые грампластинки разной величины, сумела сделать его еще более мобильным и функциональным. Рядом, на просторном столе и подвесной полке, расположены разнообразные по величине, форме и назначению металлические инструменты: ножи, лопаточки, кисточки, стальные пластинки сложной формы, чем-то напоминающие лекало, и многое-многое другое. Для окрашивания аквариумной керамики используются разные красители: голубой, красный и т.д.

Для посуды – только коричневый или черный. Для декорирования изделия используется цветной шликер, в который добавляется натуральный пигмент – оксид железа. Без пигмента никуда, так как он придает изделию непередаваемый шарм и красоту.

– Галина Павловна, как к Вашему творческому увлечению относятся члены семьи?

– Сейчас приветствуют и поддерживают, а в начале дети, видя разлетающуюся во все стороны глину, смеялись и потешались над моей задумкой. Постепенно муж, сыновья и снохи, глядя на мои работы, убедились в правильности моего выбора. Теперь муж – мой самый главный и верный помощник, он даже немного завидует тому, что я нашла для себя такое хобби. Недавно младший сын подарил мне замечательную книгу «Энциклопедия керамики», где можно найти много ценных советов. Например, центровать я училась по этой книге.

Когда приезжает из Смоленска сын с семьей, внучка обязательно просит глину для лепки. Интерес к лепке из глины появился у нее в 5 лет. Начинала с простого – тарелочки. В этот раз вылепила вазочку с сердечком в подарок родителям. У нее очень хорошие, послушные ручки, но в силу возраста еще не хватает усидчивости и терпения. Я очень рада, что она интересуется моим творчеством, и всячески поддерживаю ее желание лепить. Она же меня натолкнула на мысль ваять аквариумную керамику, которую теперь делаем вместе. Это гроты, башенки, морские звезды, кораллы и т.д.

– С какими проблемами Вам пришлось столкнуться и как они решались?

– Когда я начинала свое хобби, у меня не было заводского оборудования. Мой первый гончарный круг состоял из двигателя от старого кухонного комбайна, на который был насажен диск от проигрывателя, а в движение все это приводилось моторчиком от старой швейной машинки. И я начала часами крутить круг в бане (там располагалась моя первая мастерская). Со временем навык выкручивания совершенствовался. Местом для обжига служила та же банька, где я сама сделала в печке капсулу из кирпича. В эту капсулу складывала подготовленные изделия, закрывала ее и начинала обжиг. Чтобы довести температуру хотя бы до 700 градусов, мне приходилось топить печку с утра до вечера. Недаром говорят: «Терпение и труд все перетрут». Муж, видя мои старания и мучения, купил настоящую муфельную печь, которая снабжена терморегулятором, что позволяет с помощью компьютера устанавливать нужную программу при обжиге.

– Какие чувства Вы испытываете, колдуя над очередным изделием?

– Моя работа напрямую связана с хорошим настроением, ведь глина – это материал, который не терпит гнева и раздражительности. Перед тем как сесть за гончарный круг, включаю любимую музыку. Если нет настроения или я куда-то спешу, то у меня ничего не получается. Тогда откладываю работу до подходящего момента. Я где-то читала, что гончары сами себя лечили. Известно, на кончиках пальцев и ладонях расположены точки, отвечающие за определенные органы. Мои руки всегда находятся в движении, поэтому массаж организма мне обеспечен. Очень нравится запах глины, она пахнет свежестью. Каждое ручное изделие уникально, но одно остается неизменным – это теплота души, которую я вкладываю в каждую свою вещь. Я ощущаю необыкновенную радость и удовлетворение, видя результаты своего труда.

Говорят: все гениальное в простоте. Три стихии – огонь, вода и земля, соединившись в одном предмете, делают его совершенным, привлекательным и нужным. Это подтверждает четверостишие:

Труд и огонь, вода, живая глина,

В руках у мастера тут все едино.

В таком горшке еда стократ вкуснее,

Так скажет каждый, кто ее имеет.

– Галина Павловна, на посетителей выставки Ваши гончарные изделия произвели неизгладимое впечатление и многие из них были сразу приобретены. Так что для Вас это занятие: хобби или бизнес?

– Вы знаете, мне кажется, одно другому не помеха. В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью и спросом. Они относятся к продукции, которая всегда востребована и актуальна и никогда не выйдет из моды. Красивые, оригинальные дизайнерские изделия могут приносить определенный доход. Например, часть моей готовой продукции приобретена на реализацию зоомагазинами «Барсик» в Велиже и «Лотос» в Смоленске. То, что сделано по индивидуальному заказу, всегда не только пользуется спросом, но и хорошо оплачивается.

– Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас единомышленники?

– Конечно. Я переписываюсь в соцсетях с гончаром из Латвии, с участниками группы «Гончарное мастерство». Мы обмениваемся опытом, интересными идеями, выкладываем фотографии своих изделий. Есть люди с большим опытом, а есть – начинающие. Теперь уже и мне многие задают вопросы.

– Какие планы на будущее?

– Пока не знаю. Все-таки это, повторюсь, трудоемкий процесс и все зависит от разных факторов. Задумок у меня много. Хочу освоить новые изделия, технику их декорирования. Недавно я приобрела аэрограф (распылитель краски), маленький компрессор, кучу разных трафаретов. С помощью аэрографа можно наносить мой любимый черный пигмент, получая прекрасные орнаменты, изображения птиц, цветов и т.п.

Галина Павловна рассказала мне о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка, «матрешка», состоящая из трех салатниц одна больше другой, и многое другое. Кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит угольница (емкость для угля) из глины было непонятно. Оказывается, это широкая глиняная чаша на ножках, куда помещают угли, и отличительной чертой которой являются дырочки в стенках. Сверху устанавливается чаша, тоже глиняная, куда кладут готовый шашлык. В таком тандеме шашлык может оставаться сочным и горячим до 2-х часов. Все, кто видел этот набор, сделали заявки на его изготовление. «А это мое «ноу-хау» – ростер, – продолжает хозяйка дома и показывает интересное сооружение в виде круглого блюда с высокими стенками, в центре которого возвышается конус. – Его я использую для запекания целой тушки курицы одновременно с овощами. Так как конус полый, то она равномерно пропекается и внутри, и снаружи. Если проткнуть кожицу вилкой, то ароматный сок стекает из курочки и пропитывает овощи. По заказу невестки я делаю ростер, но уже усовершенствованный, с ручками, чтобы было удобнее и безопаснее вынимать из духовки. Внучка, когда первый раз увидела запеченную курицу, возвышающуюся над тушеными овощами, сказала: «Бабуля, она сидит, как принцесса: и губы накрасила, и макияж сделан». Вся семья долго смеялась, вспоминая эту фразу. Эксклюзивная вещица всегда радует глаз, приводит в восторг друзей, украшает интерьер».

В общей сложности наша беседа продлилась более двух часов. Наверное, я сразу попала под очарование Галины Павловны: когда видишь, что человек захвачен своим делом настолько, что мир воспринимает только через призму ремесла, в котором он достиг таких высот, – это вызывает восторг и уважение. Мастер гончарного дела – это профессия для души. Желаем Галине Павловне не останавливаться на достигнутых успехах, расширять и совершенствовать свое мастерство.


vnov от 29.11.2017