Так уж получилось, что моё знакомство со Светланой Смоляковой состоялось в тот момент, когда я лихорадочно искала подарок для подруги, которой предстояло отметить юбилейный день рождения. Что подарить человеку, проживающему в другом городе, когда в магазинах товары ничем не отличаются от места проживания, все «под одну гребёнку»?.. И тут моя хорошая знакомая посоветовала познакомиться с творчеством молодой художницы, проживающей в нашем районе.
— Понимаешь, — рассуждает Лидия Павловна Федоренкова, — само её имя Светлана уже говорит о том, что она светлая. С ней приятно общаться, а её картины завораживают, краски на холсте начинают говорить. Прихожая в моей квартире тёмная, оживила её картина «Маки» С. Смоляковой. Создает настроение. Полотно сияет солнечным светом палитры, пиршеством цвета, изысканностью и точностью композиции. Нравятся мне и её пейзажи.Под моё настроение написала она картину, где река, кажется, уносит весь мой негатив. Природа очень простая, но в ней родные просторы. Купаются облака в моей реке, а рядом, около, вокруг… Не знаю, как всё это передать, каждый раз открываю для себя что-то новое. Пронзительный лиризм, философский подтекст и такое чувство, что в картине звучит музыка, настолько тонко проникновение в суть изображаемого.
После такого отзыва открыла в «Одноклассниках» страничку Светланы Смоляковой. И, о Боже, в первой же картине под названием «Молитва» я увидела себя, не внешнее совпадение, внутреннее, духовное. Сразу же написала автору, сообщив, что хочу купить. Потому что была уверена, что сумеет прочитать её и моя именинница. Картина о многом говорит.
… Вскоре состоялось наше знакомство. Лидия Павловна Федоренкова оказалась права, Светлана Смолякова действительно очень светлая, настоящая. Только человек с чистой душой способен передать твоё настроение в своём творчестве. Легка она и в общении, чувствуется, что не бросит в трудную минуту, не предаст. И есть в ней некая тайна «колдовского» очарования. А как пленяет лёгкий ритм иль мягкое движение воды на полотнах картин Светланы, навевает утреннюю истому, чувство поэтических грёз и зыбкий туман, что будоражит душу.
Говорят, что рождение художника является великим таинством, заглянуть в неведомое, понять… ещё не удавалось никому. И поныне это явление остается загадочным в мире творчества, ведь каждый художник индивидуален.
— Чем для Вас является живопись? — обращаюсь я к Светлане.
— Это моя жизнь, — говорит Светлана Владимировна, — воздух, вода, среда существования. Причем, я не вмешиваюсь в эту среду, а пробую в ней раствориться, заглянуть в неизведанное. Посредством живописи «разговариваю» с людьми. Делюсь тем, что чувствую, к чему стремлюсь. Хочется зрительно одарить своего «собеседника» светом, цветом, красотой и добрыми чувствами.
— И всё-таки, что повлияло на Ваш выбор, посвятить себя творчеству?
— Трудно сказать, — говорит Светлана, — в школьные годы много рисовала, мечтала стать профессиональным художником. В семье моё творчество поощряли. Родом я из посёлка Озёрный. Но, когда стояла на пороге выбора жизненного пути, на дворе была перестройка, не до романтики. Пришлось реально взглянуть на всё происходящее. После школы получила специальность бухгалтера, а тут ещё и суженый, две судьбы решил связать в одну (на следующий год уже серебряная свадьба). Стали с мужем Алексеем жить в деревне Зимец. Дочь Марина родилась, всё внимание ей. Новые заботы отодвинули мечту на задний план.
Работала Светлана продавцом, товароведом, потом заведующей салоном мебели в г. Смоленске, старшим оператором-кассиром на автозаправке. Внезапно дала знать о себе болезнь, перечеркнувшая всё: планы, надежды мечты. Казалось, всё кончено.
— Слёзы. Всё затмевали слёзы, — вспоминает С.В. Смолякова, — но рядом подруги, друзья, семья, а главное — дочь, продолженье тебя…В тот год даже осень мне показалась уж больно хмурой. И, как-то невзначай, оказалась в моей руке кисть художника, ставшая продолжением моей руки, инструментом, помогающим передать биение пульса, нерв.
Художественный процесс жил в ней постоянно, не прерываясь ни на минуту. Изучение сюжета, создание композиции, натуральные этюды. Долгая, мучительная борьба с красками. Освоение техники письма, стремление найти нужное колоритное решение. И вот оно — первое живописное полотно в её жизни, она его автор, создатель.
— От усталости засыпала, обнимая свои краски, кисть, порой забывая, день за окном или ночь — делится Светлана, — просыпалась и вновь писала, щедро насыщая своё произведение трепетом жизни. И осень моя стала золотою!.. Многим пришлась по вкусу. Первый и самый трудный этап пройден, впереди — новые постижения и открытия, поиски и раздумья.
— Вы считаете себя счастливым человеком, художником?
— Что счастлива, это даже не обсуждается, — говорит Светлана, — появляются всё новые и новые заказы, которые непременно нужно воплотить в жизнь. Победила свой недуг, болезнь отступила. А для тех, кто оказался в такой же, как я, казалось бы, безысходной жизненной ситуации, написала копию картины «Иисус и самаритянка», хочу, чтобы она находилась в отделении больницы, давая людям надежду и оптимизм. Всё можно победить, даже болезнь, если очень захотеть. Нужно верить, нужно творить, нужно уметь находить в себе силы. Всё в наших руках!..
— Получается, Вы поймали свою птицу Счастья?
— Нет, пока до конца не могу так сказать. Кое-что удалось, что-то из задуманного сделано, но дальше — ещё замыслы, ещё долго должно быть движение вперед. Рано произносить такое всеобъемлющее слово — счастье. Много задач впереди. Как правило, мне заказывают написать цветы, пейзажи, а мне хочется изобразить образ человека, передать его чувства, мысли. В перерывах между заказами нарисовала с фотографии в Интернете картину «Молитва». Это одна из последних моих работ.
Огромное влияние на творчество С. Смоляковой оказало общение с художником Анатолием Шлюпкиным, с которым познакомилась она в Смоленской галереи. Посмотрев её работы, он предложил ей рисовать копии, чтобы постигнуть азы художественного мастерства, которые обычно постигаются в учебных заведениях.
— Первой моей работой стала копия репродукции художника Карла Брюллова «Итальянский полдень», — рассказывает Светлана — она висела в доме моей бабушки, у которой я проводила свои школьные каникулы. Эта картина напоминала мне о детстве, завораживая своей теплотой. Потом стали появляться другие копии, сейчас на заказ рисую копию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако, постоянно нахожусь в поиске собственного «Я».
Увлеченность художника неиссякаема. Кто знает, что помогает ему находить картинные мотивы. Мы пройдем мимо, а художник задержит взгляд на том, что нам кажется будничным. Умение творца превращать прозу в поэзию вызывает в памяти известное высказывание Н.В. Гоголя: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необычное». Думаю, эти слова имеют прямое отношение к Светлане Смоляковой.
Советую познакомиться с её работами, а художнику хочу пожелать успеха и дальнейшего продвижения к творческим вершинам.
Автор: Нина Кириллова
№ 45 от 15.11.2017