Событие, о котором пойдет речь, произошло в нашем районе 7 ноября, в день 100-летия Октябрьской революции. В том, о чем пойдет рассказ, нет ни слова вымысла. Случившееся с героиней нашего повествования должно быть интересно и в то же время поучительно для многочисленных любителей ходить на «тихую охоту» за грибами и ягодами в осеннее время года. Увлекшись сбором даров природы, люди не замечают, как уходят с известных тропинок и полян и в итоге оказываются за десятки километров от собственного дома и вообще от каких-либо населенных пунктов.
В то утро две подруги, Алла Коршунова и Анна Годунова, решили пойти на болото за клюквой, которая после первых заморозков особенно хороша – сочная да сладкая. Пошли, что называется, налегке, взяв с собой только ведерки. Вернуться домой планировали после обеда. На место сбора ягод пришли в 9 часов 20 минут. Алла Сергеевна сказала подруге, чтобы она ходила и собирала клюкву поблизости, а когда наберет полное ведерко, может ее не ждать и возвращаться домой. Перед этим предупредила Анну: «Когда пойдешь в деревню, возьми мой шарф, а на елочку положи мох. Я буду знать, что ты ушла с болота». Подруга осталась на этом месте, а Алла Сергеевна, сняв шарф и повесив его на верхушку невысокой елочки, пошла чуть выше, в сторону деревни Дрозды. Идет она и радуется: то с одной стороны, то с другой попадаются полянки с крупной красной ягодой. Незаметно для себя оказалась в незнакомом месте. Казалось, что где-то шумят проезжающие машины. «Ну, думаю, наверное я вышла к Дроздам. Отсюда возят лес, асфальтовая дорога близко, – продолжает свою историю А.С. Коршунова. – Шла, шла и не могу понять, куда я попала. К этому моменту я уже собрала свое 5-литровое ведерко ягод. Говорю себе: «Алла, надо выходить к дому». Иду-иду, иду-иду, оглядываюсь вокруг, заметок на елках никаких не видно, а раньше были. Болото, топь… Все равно нужно искать дорогу домой. Лезла, лезла – уже начинает темнеть, а дороги или знакомой тропинки нет. Тогда решила пойти поближе к лесу. Пока совсем не стемнело, нашла место, где лежали елки, чтоб уже устраиваться на ночлег в лесу».
Так она блуждала по лесу вторник, среду, четверг и только в пятницу попала на тропу, но не на российской стороне границы, а на белорусской. В первую ночь шел сильный дождь – промокла насквозь, во вторую – были заморозки. За это время, чтобы разжечь костер и хоть как-то согреться, она сожгла майку, которую сняла с себя, затем варежку с больной руки, из-за чего сильно обожгла тыльную сторону ладони. В нескольких местах прогорела и ее тоненькая куртка.
Одним из первых закономерных вопросов был: а почему Вы не позвонили подруге или родственникам по мобильному телефону?
«Какой телефон?! – удивляется Алла Сергеевна. – Ни у меня, ни у моей подруги нет и никогда не было мобильника. Да и в низине, на болоте, он не берет».
– Чем же Вы питались, пока блуждали по лесу?
– Да ничем. Шли-то по ягоды ненадолго, поэтому даже корки хлеба не было с собой. Единственное, что в кармане завалялись три конфетки, и всё. Есть почему-то совсем не хотелось. В основном пила болотную воду, которой было полно вокруг, ну и ела клюкву.
– Алла Сергеевна, какие ощущения испытывали Вы в эти нелегкие дни и ночи?
– Паники у меня не было. Спасло еще меня то, что в кармане куртенки лежала коробка спичек. В первую ночь я все время поддерживала огонь в надежде на то, что кто-нибудь заметит дым; прислушивалась к каждому шороху; смотрела в звездное небо – не пролетит ли вертолет, но только один раз каркнула ворона. Я не боялась умереть. Страшно было осознавать то, что могу замерзнуть и меня растерзают на кусочки звери, что мои родные не найдут даже косточек и не смогут похоронить по православному обычаю. Поэтому я не сидела на одном месте, а ходила, приседала, размахивала руками, чтобы согреться. Прождав всю ночь в надежде, что меня отыщут (чего не произошло), я решила сама выбираться из леса. Костерок догорел, я собралась и пошла. Опять шла, шла, шла … Кричала до хрипоты, в надежде, что кто-нибудь услышит. Но вокруг только тишина. Наступила вторая ночь. Сильно похолодало. Развела костер. Видимо, выбившись из сил, я задремала и мой «обогреватель» потух. Проснулась от чувства холода. Еще не рассвело, но я решила идти дальше. В темноте ввалилась в какую-то речушку, одежда промокла, сапоги – полные воды. Зашла куда-то далеко-далеко. В глазах – просветь, начались какие-то галлюцинации. Вижу, стоит домик. Ну, думаю, попала в Дрозды. Там есть охотничий домик. «Слава тебе, Господи! – говорю сама себе. – Наконец-то вышла». Подхожу ближе – ничего нет. Еще сдавались три дома: гляжу – один дом стоит, другой и третий, в окнах горит свет. Иду к этому месту, а там опять ничего нет. Снова в елки залезу и сижу.
Когда вышла на территорию Белоруссии, смотрю – у дерева стоит палка, на ветке мешок висит и пакет. Про себя думаю: «Ну, Алла Сергеевна, попала ты в круговерть, иди-ка в лес». Завернула в лес. Смотрю – следы коров, значит жилье рядом. Но промелькнула мысль: а какие коровы могут пастись в ноябре? Оказывается – это лоси с лосятами ходили.
Шла, шла, наконец вышла из леса. Дорога хорошая, поле вспаханное, речка течет, через нее мостик. Поднялась на горочку, смотрю – автобусная остановка, села на скамейку. Начинало смеркаться. Сижу, плачу, что снова придется ночевать в лесу (а спички закончились), и сама себя ругаю: «Что ты, старая, куда ты пошла, зачем тебе эти ягоды были нужны?» Смотрю – по дороге мужчина идет, услышал, что я реву, и спрашивает: «Что Вы, женщина, плачете?» А я говорю, что заблудилась и не знаю, куда попала и как добраться до дома. Он ответил, что это деревня Новоселки и пригласил в дом переночевать. Приведя меня домой, гостеприимные хозяева предложили тапочки, накормили ужином, напоили горячим душистым чаем и уложили спать. Когда я снимала сапоги с ног, то носки у меня были приклеены к пяткам. Рано утром, в начале восьмого, мой спаситель вывел на дорогу и показал, где находится приграничный с Россией таможенный пост. Подойдя поближе, прочитала – Псковская область. Это была граница между Суражским и Усвятским районами. Дежурные пограничники, увидев меня в грязной прожженной одежде, растрепанную, с кровоточащей раной на руке, даже немного опешили и спрашивают: «Женщина, что с вами случилось, откуда Вы?» Я вкратце рассказала о своих приключениях. Эти добрые молодые ребята угостили меня бутербродами и кофе, а я стеснялась протягивать свои черные руки. После окончания смены один из них любезно согласился довезти меня до платного поста. От Усвят до Будницы подвез мужчина, который ехал в сторону Смоленска. А на горке меня уже встречал глава администрации Будницкого сельского поселения, он и привез к дому подруги, с которой мы расстались на целых четверо суток. Я до сих пор не верю, что это произошло со мной, что я пробыла в плену у леса столько времени и выжила. Я себе сказала: «Выживу! Должна выжить! Как это дочка родит без меня? Я должна еще помочь ей вырастить внука или внучку. Алла Сергеевна, докажи себе и людям, что ты сможешь выйти». Теперь Алла Сергеевна считает 10 ноября своим вторым Днём рождения.
Удивительно, но зачастую из леса не могут выйти те, кто знает его как свои пять пальцев. Алла Сергеевна прожила в этой местности около тридцати лет и, как она утверждает, каждый кустик, каждая кочка на болоте ей знакомы.
Подруга ждала, ждала, ходила несколько раз к месту их расставания, но Алла Сергеевна так и не появилась. Забеспокоившись, Анна обратилась к соседу, который, узнав что случилось, сразу позвонил в администрацию Будницкого сельского поселения и объяснил ситуацию. Операция по поиску пропавшей в лесу А.С. Коршуновой началась 8 ноября со 2-ой половины дня, т.е. на следующий день после ее исчезновения. Н.А. Федоров, глава администрации, не откладывая в долгий ящик, сообщил в отдел полиции о произошедшем. Приехав в д. Шумилово, сам прошел к болоту, осмотрелся, поговорил с женщинами, которые тоже собирали ягоды в этом районе. Они сказали, что никто им по пути не встречался. К 9 вечера должны были прибыть волонтеры из Смоленска. Но случился казус – по навигатору группа оказалась в д. Шумилово Заозерского сельского поселения, поэтому прибыли на место поисковики значительно позже. Включив фонарики, они с местным охотником Анатолием Федоровичем двинулись в сторону болота – поиски не увенчались успехом. Ситуация складывалась критичная, и глава поселения обратился к односельчанам. Собралось более десятка неравнодушных людей, добровольцев, среди которых были сотрудники полиции, женщины, опытные охотники с собаками. Растянувшись цепью, через каждые 50 метров друг от друга, сельчане прошли до деревни Дрозды. Здесь тоже никто не видел пропавшую. В ходе поиска провалился в озерцо участковый. Прилетевший по вызову вертолет более двух часов кружил над болотом, лесом, но никого не обнаружил. Чтобы исключить все возможные варианты, Н.А. Федоров съездил и в деревню Шерьково, где проживает друг А.С. Коршуновой. Но и там она не появлялась. Единственное, что оставалось, – верить и надеяться на благополучный исход этого неординарного случая. И когда стало известно, что женщина нашлась и Николай Александрович привез Аллу Сергеевну в д. Шумилово, все вздохнули с облегчением. Селяне были поражены ее способностью к выживанию в лесу. Не зря говорят, что в экстремальных ситуациях человек мобилизует все резервы своего организма.
Вот такая история со счастливым финалом произошла в нашем районе.
А вам, уважаемые читатели, хотим еще раз напомнить элементарные правила, которые помогут в случае, если человек заблудился в лесу.
Что делать, если вы заблудились?
Если вы поняли, что не можете сориентироваться на месте и не знаете, как выбраться из леса, – не паникуйте, соберитесь, вспомните элементарные знания о поведении в лесу и определите для себя порядок действий.
- Остановитесь!
Если вы поняли, что потерялись, то самое разумное – остановиться. Попробуйте связаться с родственниками, близкими или друзьями (с теми, с кем пришли) и обязательно звоните в службу спасения. Если у Вас не получается связаться с кем-либо (не хватает зоны охвата, села батарейка в телефоне или др.) – не паникуйте! Если вы начнете метаться взад-вперед, возникнет чувство, будто лес вас «проглатывает», и вы обязательно запаникуете, а это может только навредить. К тому же от бестолковой беготни вы вспотеете, а затем можете и простудиться. Потому-то и нужно остановиться на месте и успокоиться, попытаться удержать себя от паники. Ни в коем случае не садитесь на землю или камень, ибо в лесу это главные похитители тепла. Лучше изготовьте возвышение из мха и веток и только тогда садитесь.
- Прислушайтесь!
Вспомните, где и как вы ходили, прислушайтесь: не доносятся ли звуки, свидетельствующие о близости людей. Знайте, что в тишине (особенно в вечернее время) слышимость различных звуков такова:
– движение автомашины по шоссе – 1-2 км;
– движение автомашины по грунтовой дороге – 1 км;
– ружейный выстрел – 2-4 км;
– разговор – 250 м;
– громкий крик – 1-1,5 км.
Не торопитесь идти на звук. Необходимо несколько раз проверить его направление. Звук лучше слышен на горках, когда стихнет ветер.
Вам могут встретиться линейные ориентиры: просеки, тропы, лесные дороги. Особенно удобны для движения квартальные просеки. Они проходят строго с севера на юг и с запада на восток. Искать вас будут в первую очередь на просеках и тропах, поэтому не сходите с них в лесной массив. Обращайте внимание и на пни – если имеются характерные следы спила, значит, где-то рядом есть след техники, вывозившей поваленный лес. Эти следы приведут к лесовозной дороге, а значит – к людям. Выйдя в лесу на ручей, небольшую речку – идите вниз по течению, вода приведет вас к людям. При самостоятельном выходе из леса к населенному пункту или к людям заблудившийся должен сообщить информацию о себе.
- Будьте слышны и видны!
Чтобы подать о себе знак, повторите свои действия трижды. Например, дайте три продолжительных свистка или окликните три раза. Через какое-то время сделайте это еще раз. Не кричите слишком громко и часто. Нет смысла тратить на это силы. К тому же есть опасность, что от постоянного крика сорвете голос и не сможете подать спасателям звуковой сигнал даже тогда, когда они будут проходить близко от вас. Подавать звуковые сигналы, кстати, можно и ударами палки о деревья – звук от них далеко расходится по лесу. Ясно, что поисковики сию минуту не появятся, поэтому сделайте себя видимым. Прежде всего найдите открытое место, лучше на возвышении. Полезно на ближайшей же полянке выложить три больших (метра три) креста из еловых веток и сучьев. Если у вас есть спички, можно разжечь три костра.
- Сохраняйте тепло!
Если вы сделали себя видимым, то разумно соорудить для себя шалаш, где в качестве строительного материала сгодятся еловые ветки и мох. Для сохранения тепла можно разжечь костер.
Запомните: вас обязательно будут искать, но спасение во многом зависит от вашего грамотного поведения в лесу!
Если потерялись вы либо ваши близкие или знакомые, сообщите об этом по Единому номеру вызова экстренных служб «112» (звонки принимаются круглосуточно и бесплатно с городских и мобильных телефонов).
Единый «телефон доверия» Главного управления МЧС России по Смоленской области 8 (4812) 34-99-99.
№47 от 23.11.2017