Спустя 74 года после гибели Калдыбаева Дюсена его младший брат Жаксыбай нашел место его захоронения в д. Шеровичи.
Колеса поезда мерно выстукивали свою извечную монотонную песню, под которую пассажиры дремали, крепко спали, посапывая и похрапывая, у кого как получалось. Калдыбаев Жаксыбай в эту ночь не сомкнул глаз. Он вместе с дочерью Зайнетдиновой Гульназ ехал из Казахстана на далекую Смоленщину на могилу родного старшего брата Дюсена, погибшего при освобождении нашего района и похороненного в братской могиле д. Шеровичи. Волнение переполняло сердце далеко не молодого человека, заставляя его сбиваться с ритма. «Очень переживаю за отца, поэтому переночуем в вашем городе и утром отправимся в обратный путь», – при встрече делилась с нами Гульназ.
Семья, получившая извещение с ничего не говорящими словами – пропал без вести, – искала Дюсена давно. В 1989 году на запрос в архив Министерства обороны СССР пришел ответ, что стрелок 159-й стрелковой дивизии младший сержант Калдыбаев Дюсен погиб 2 октября 1943 года и похоронен в д. Редькино Смоленской области. На семейном совете Жаксыбая собрали в путь – искать могилу брата. В Смоленске ему, к сожалению, не смогли помочь. Не нашли деревню с таким названием. Расстроенный Жаксыбай уехал домой ни с чем. А потом – 90-е, развал Советского Союза, страны, за свободу которой воевали и погибали люди многих национальностей. Неразбериха, неуверенность, смена приоритетов и многое другое притормозили поиски. Но в любые времена, при любых нравах и порядках находится много людей добросердечных, неравнодушных, с нашей исконно русской чертой – помочь кому плохо, кто просит о помощи.
Гульназ и Жаксыбай Калдыбаевы искренне благодарны Седневу Виктору Николаевичу, работникам Руднянского военкомата, которые помогли установить, что погиб Дюсен при освобождении Руднянского района в д. Редьки, откуда после войны был перезахоронен в братскую могилу в д. Шеровичи.
Так через 74 года после гибели старшего брата младший брат приехал на место его упокоения. Жаксыбай привез с родины, с могил отца, фронтовика, вернувшегося с войны, и матери, которая до самой смерти ждала Дюсена, землю и высыпал ее по всему периметру братской могилы. А родителям на могилы повез землю из Шерович, как привет от любимого сыночка.
На какое-то время мы оставили Жаксыбая поговорить с братом, а сами с Гульназ отошли в сторонку. Она рассказала, что Дюсен родился в 1925 году, но в 1942 году, приписав себе год, пришел в военкомат. Волновался, что война закончится без него, что отец на фронте, а он все еще дома. Через год после призыва, в 18 лет, Дюсен погиб.
В свою очередь я рассказывала Гульназ о той большой работе, которая по инициативе Главы района Ю.И. Ивашкина, при его непосредственном участии проводится в районе по увековечению памяти всех, кто погиб, защищая нашу Родину в Великой Отечественной войне.
По распоряжению Главы, в каждой школе создаются музейные комнаты, в Шеровичах ее отремонтировали учителя своими силами. И дважды в год по улицам города и деревень идет «Бессмертный полк». Дюсен Калдыбаев пополнит ряды «Бессмертного полка» Шеровичской школы. (При этих словах на глазах Гульназ показались слезы.)
Рассказ о военно-патриотической работе продолжила сотрудник музея Ксения Владимиренкова, она же познакомила гостей с памятными местами района. По просьбе Жаксыбая, отыскали место бывшей деревни Редьки – для него это было важно, пройти по земле, где 74 года назад пролил кровь его брат.
Еще раз вечером, уже самостоятельно, Гульназ и Жаксыбай приехали на могилу, чтобы попрощаться с Дюсеном, поплакать и помолиться.
Перед отъездом, прощаясь у нас в редакции, гости попросили на память несколько номеров «Руднянского голоса», с пожеланием выразить на его страницах благодарность руководству района, Чистиковского поселения, заместителю Главы Романенко В.А., Ксении Владимиренковой, жителям д. Шеровичи, учителям и учащимся местной школы за память.
Готовя этот материал к печати, случайно (хотя в случайности не верю) наткнулась на статью в лиозненской газете «Стяг перамоги» (много лет дружим, встречаемся, учимся друг у друга, обмениваемся свежими номерами). Называлась она «Мы нашли вашего сына и брата» и заинтересовала меня похожими судьбами героев. Там тоже главу семьи, только азербайджанской, призывают в армию, а семнадцатилетний сын добавляет себе год и следом уходит на фронт, погибает в ноябре 1943 года на границе Лиозненского и Витебского районов. Как и в истории Дюсена, родственники смогли только через многие годы найти место захоронения Армика Гукасяна и приехать.
В голове после прочтения застряла мысль: сколько их было таких, Дюсенов, Армиков, ребят других национальностей? Что заставляло их, совсем еще юных, идти на передовую, заведомо зная, что на войне смерть не за горами, а за плечами? Смогут ли сегодня их молодые потомки объединиться, сплотиться перед общей бедой и пожертвовать собой ради жизни, счастья других?
Думала и о том, что у каждого народа рождаются свои подлецы-предатели и герои-жертвователи, патриоты. Что живыми примерами воспитывается патриотизм, в том числе и вот такими встречами с родственниками тех, кто лежит в братских захоронениях. Поэтому и прошу всегда навещающих могилу в Шеровичах зайти в местную школу, поговорить с ребятами. Детская память – самая цепкая, она пронесет воспоминания через годы.
С Гульназ при расставании мы тоже говорили об этом в надежде на новую встречу.
Военная справка
159-я стрелковая Витебская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия
В действующей армии дважды:
— с 9 июля 1943 г. по 19 апреля 1945 г.;
— с 9 августа по 3 сентября 1945 г.
Формирование соединения началось 23 мая 1943 года. Основу его составили 20-я курсантская и 132-я Чкаловская, отдельные стрелковые бригады, прошедшие суровую школу двухлетних боев.
В это время дивизия насчитывала 7721 человека, в том числе 835 средних и старших командиров. Под ее знамя встали воины тридцати двух национальностей, населяющих Советский Союз.
15 июля 1943 года дивизию направили на фронт. Боевое крещение она получила на Смоленщине.
9 августа ночью 631-й стрелковый полк скрытно вышел на исходный рубеж для наступления, а утром 10 августа стремительным ударом освободил Дворище. Деревня представляла собой сильно укрепленный пункт. Ее прикрывали минные поля, проволочные заграждения, противотанковые рвы, траншеи с разветвленными ходами сообщения. Но бойцы нового формирования в тесном взаимодействии со 120-й танковой бригадой с ходу овладели Городищем. Преследуя неприятеля и не давая ему опомниться, воины вскоре заняли Бол. Тесное. Части и подразделения продолжали теснить немцев, очищая от них один населенный пункт за другим.
К утру 13 августа дивизия овладела селениями Александровка, Носищево, Мал. Тесное, Истопки, форсировала реку Демину.
24 дня 159-я стрелковая дивизия вела непрерывное наступление. За это время прошла 65 километров, отбила у захватчиков 67 населенных пунктов.
631-й стрелковый полк вступил в бой с противником южнее Дрожжино и овладел вражескими позициями южнее совхоза «Талашкино». Боясь оказаться отрезанным, неприятель начал поспешно отходить, уничтожая боевую технику, разрушая населенные пункты. 631-й полк неотступно преследовал его. Соседние части также успешно продвигались на запад.
Пасмурным сентябрьским утром 631-й стрелковый полк прошел через юго-западную окраину Смоленска. На крыше одного из зданий уже развевалось красное знамя. Население встречало своих освободителей со слезами радости и с чувством огромной благодарности.
28 сентября в районе деревень Редьки и Клеменки соединение вышло к границе Белорусской ССР.
№38 от 28.09.2017 Фото Сергея Соболева