О «синдроме выгорания», о ценности каждой минуты, о людях, возвращающих жизнь
Как известно, мы живем, пока стучит наше сердце. Однако в мире есть люди, способные вернуть человека к жизни даже после остановки самого главного органа в его организме. Это врачи-реаниматологи — потрясающие и самоотверженные люди, любящие и уважающие свою профессию. Именно с такими мне посчастливилось познакомиться в реанимационном отделении Ярцевской районной больницы. О нелегкой, но такой необходимой работе врачей-реаниматологов «Вестям Привопья» рассказывает заведующая отделением реаниматологии и анестезиологии Ольга Валерьевна Алексеева.
Но отсутствие пафоса и высоких слов нисколько не повлияло на содержательность нашего разговора, и беседа получилась очень увлекательной и интересной.
Для меня, как для выпускника школы, был очень актуален вопрос «стоит ли молодому человеку, не определившемуся с выбором жизненного пути, идти учиться на врача-реаниматолога?».
— Этот выбор прежде всего нужно совершить внутри себя, — ответила Ольга Валерьевна. — И прежде чем пойти по нашим стопам, нужно неоднократно подумать, ведь жизнь реаниматологов не всегда проходит в удовольствие. Наша работа очень затратная, порой неимоверно сложная и страшная. Это колоссальный труд, требующий постоянной самоотдачи. Вы должны быть готовы работать в экстремальных условиях, но при этом мыслить неординарно и творчески, ведь каждый больной — это новый случай, новый наркоз, новая ситуация, иногда абсолютно непохожая на предыдущие. Однако за молодое поколение, уже приходящее нам на смену, мы совершенно спокойны. Очень часто у нас на практике бывают ординаторы из областной клинической больницы, и мы видим, что это замечательные юноши и девушки — интеллигентные, образованные, разбирающиеся в технике люди, имеющие свой взгляд на проблему, совершенно новый и не всегда схожий с нашим.
— Какие чувства испытывает врач, когда ему удается спасти пациента?
— Знаете, на вопросы про чувства хорошо ответят актеры или художники. Врачи не всегда это могут сделать, с каждым годом у нас усиливается «синдром выгорания», и профессиональная сторона всё больше доминирует над чувственной. Скорее всего, это просто ощущение выполненной работы. Но все равно, когда на улице ты встречаешь человека, пролежавшего у тебя в отделении не один день, а сейчас наслаждающегося жизнью и благодарящего тебя, в душе внезапно что-то ёкает.
— Какие действия вы предпринимаете, когда к вам поступает больной?
— Сразу же начинается процесс незамедлительный работы. Прежде всего мы должны возобновить остановившиеся функции организма, тем самым помогая человеку удержаться на плаву и выжить. Далее — обследование. Техническое обеспечение больницы нам это позволяет: хорошая лаборатория под рукой, узи-кабинет с грамотным узистом. По результатам обследования ставится диагноз и выбирается путь лечения. В критических случаях к нам на помощь приходит бригада врачей из Смоленска. Вместе с ними мы одна большая команда, ведь это люди, с которыми мы пришли в работу, прожили её, а сейчас потихонечку стареем.
— Можно ли сказать, что по уровню сложности ваша работа отличается от работы других врачей?
— Определенно, нет. Разве профессия окулиста или хирурга не сложна? Все мы делаем одно общее дело, и я уверена, что никто из нас никогда и не задумывался о превосходстве друг над другом. От других врачей нас отличает лишь одно — это очень маленькие временные рамки. У нас есть 4 минуты с момента остановки сердца, за которые мы можем восстановить сердечный ритм. И если этого не происходит, пути назад нет.
— Расскажите про коллектив вашего отделения.
— У нас в штате 7 врачей, 8 сестер-анестезисток и 10 палатных сестер. Это изумительно пронзительные люди, высококвалифицированные специалисты, которые понимают друг друга с полуслова. Отмечу некоторых из них: Надежда Климова, Любовь Лисейцева, Светлана Пучкова, Елена Посёлова, Вера Огородникова. Не могу не сказать о Татьяне Шелеховой — старшей медсестре, которая просто живет в нашем отделении и является его ангелом-хранителем. Да, сотрудники устают, иногда жалуются и обижаются, но тем не менее добросовестно выполняют все поручения, ведь только в команде мы можем помочь больному. Низкий поклон и бывшему заведующему нашего отделения Александру Михайловичу Иванову, многому научившему нас.
— Вы часто сталкиваетесь с таким страшным явлением, как смерть. Скажите, а начинаешь ли после этого больше ценить жизнь?
— Бесспорно, да. И это я поняла еще в своей молодости будучи практиканткой. Смотря на своих педагогов, я восхищалась тем, как они чувствуют шутку, наслаждаются природой и просто дорожат каждым днем. Я и сама раз за разом убеждаюсь в этом все больше и больше. Это именно тот случай, когда ты не просто декларативно говоришь: «нужно ценить каждую минуту своей жизни», а понимаешь, что должен быть благодарен всякому дню своей жизни, даже не совсем удачному или радостному.
Пройдясь по коридорам и палатам реанимации, это понял и я. Сейчас мы, молодые люди, некоторые бесцельно существующие, даже и не задумываемся о том, что каждый из нас может оказаться на больничной койке или еще хуже — попрощаться с жизнью, и поэтому любить жизнь, а главное ежедневно делать ее лучше, как это ни громко звучит, — обязанность каждого из нас.
А поскольку номер выходит накануне Дня медицинского работника, профессионального праздника людей, спасающих нам жизнь, то закончим материал поздравлением от заведующей отделением реаниматологии и анестезиологии Ольги Валерьевны Алексеевой: «Уважаемые коллеги и все работающие в нашей сложной и востребованной профессии! Нет таких высоких слов, которых бы вы не заслуживали. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы есть, потому что без вас и вашей помощи, чуткости, соучастия не было бы никого и ничего. Как говорится, один в поле не воин! Я желаю вам здоровья, мира в душе, любви и простого человеческого счастья!»
К пожеланиям присоединяется и Влад Устиненков, юнкор
№24 от 16.06.2017