Профессию водолаза считают романтической, наполненной поисками подводных кладов и затонувших судов, встречами с разными представителями подводного мира. Но работа ярцевских водолазов в корне отличается от того, что мы видим на экранах телевизоров. Мы приехали в спасательный центр, чтобы узнать у начальника Ярцевского поисково-спасательного отряда Владимира Савина, как работают водолазы нашего района, а также поздравить их с профессиональным праздником, который отмечался 5 мая.
— Владимир Дмитриевич, расскажите о вашей службе и сотрудниках?
— Раньше мы относились к жилищно-коммунальному хозяйству, были спасательной станцией, занимались спасением людей, отдыхающих возле водоемов. В 90-е годы произошли перемены, и сейчас мы Смоленское областное бюджетное учреждение «Пожарно-спасательный центр». В этот центр входят несколько подразделений, которые занимаются спасательными работами. Это минно-взрывное подразделение, кинологи, спасатели сухопутные, которые деблокируют людей при ДТП, обрушении зданий и сооружений и спасатели на водных акваториях. Мы обслуживаем все водоемы, находящиеся в зоне от Смоленска до Гагарина. Основное наше направление — поиск утонувших и пропавших без вести людей.
Раньше штат нашего отделения составлял 13 человек, сейчас 7. Должно быть 4 водолаза. Однако у нас их три: один 1-го класса, один 2-го класса и ученик водолаза.
— Штат неполный, с чем это связано?
— Профессия очень серьезная. Она требует от человека смелости, выносливости и отличного состояния здоровья. При этом не всегда в одном человеке могут сочетаться все эти качества. Встреча с утопленником один на один — это очень серьезное испытание, на которое готов не каждый физически здоровый человек. Здесь нужны моральная выдержка и индивидуальные личностные качества. К сожалению, такой труд не ценят, так как профессия водолаза низко оплачиваемая. Вот и подумайте, кто захочет за совсем небольшую зарплату прийти на эту работу. Желающих мало.
— Расскажите, как Вы пришли в эту профессию?
— Я служил подводником на Северном флоте. В 1969 году вернулся со службы, 4 мая 1970 года устроился к спасателям помощником моториста. А в ноябре стал уже работать водолазом. И вот уже 47 лет я здесь тружусь, из них 26 лет водолазом. В 1967-68 годах у нас на воде погибло сразу 6 человек, было принято решение о создании станции. Сначала это было деревянное здание, в одной половине которого жили люди, а на другой половине располагались спасатели. В 1972 году было построено новое здание. Совсем недавно поднимал архивные журналы и подсчитал: в среднем за все это время мы подняли около четырехсот утопленников.
— Как изменилась ситуация за эти годы? Количество несчастных случаев уменьшается?
— Однозначно, да. Изменилось время, достаток людей стал больше. К примеру, если в 90-е годы люди ринулись ловить рыбу, чтоб прокормить себя, то сейчас в магазинах есть все. Лодки стали выпускать из более качественных материалов, что тоже гарантирует безопасность. Также немаловажна работа по пропаганде поведения на воде, которую мы активно проводим в школах, в средствах массовой информации. Несчастные случаи происходят в основном по вине самих людей. Алкоголь здесь стоит на первом месте. Употребив, люди лезут в воду, неадекватно рассчитывают свои силы и возможности, либо подводит здоровье. По причине употребления алкоголя взрослыми гибнут дети. Родители веселятся и не смотрят за малышами. В результате несчастные случаи.
— Что интересного есть на дне нашей Вопи?
— Ничего сверхъестественного там нет. В свое время, где-то в 50-х годах, водоемы чистились, поэтому затонувшей военной техники и прочего трофея там нет. Встречаются различные колеса, но это скорее следы быта людей, нежели следы войны. Воды мутные, поэтому водолазы работают в условиях плохой видимости.
— Скоро лето, открытие купального сезона, как вы готовитесь?
— Во-первых, мы обследуем водоемы, отведенные под пляжи. И то, надо заметить, что есть определенные условия. То есть, например, 30 метров от берега, а не весь водоем полностью. Пока мы не очистим дно, не будет разрешения на купание. Люди должны помнить, что отдыхать надо там, где безопасно. А вообще лето для нас — горячая пора. Каждый день, каждую минуту мы готовы. Ведь спасательный центр работает тогда, когда все отдыхают.
— На пляжах работают спасатели, относятся ли они к вашему центру?
— Нет, администрация района нанимает людей, они проходят обучение и отвечают за безопасность. Но повторю, что безопасность на водоемах полностью зависит от самих граждан. В спасатели идут люди либо пожилого возраста, либо студенты. Это подработка для них. Вряд ли кто-то будет рисковать своей жизнью ради вашей. Поэтому не следует злоупотреблять спиртными напитками, а если выпили, не лезьте в воду.
Мы пообщались также с водолазом 1-го класса Павлом Горюновым и учеником водолаза Станиславом Бемом.
— Павел, сколько лет Вы здесь работаете?
— Как пришел из армии, уже 20 лет. В то время в Ярцеве вообще не было работы. Мне предложили, я решил попробовать. Начальник объяснил специфику, что работа необычная. Так и втянулся. Главное — перебороть страх в первый раз. Он, наверное, самый запоминающийся. Как сейчас, помню, я был еще учеником. Человека искали уже второй день, видимость нулевая. Мне дали указание хотя бы найти, чтобы опытные водолазы уже подняли. Но я понимал, что надо не только найти, но и поднять. Ведь это испытание. И вот наткнулся на утопленника и упал, встал, дал команду тянуть меня. Пока поднимал, несколько раз упускал тело и опять тянулся за ним. Это было боевое крещение.
— Станислав, как Вы решились прийти на такую сложную работу?
— У меня отец здесь работает, и я решил попробовать. Работаю полтора месяца, но уже участвовал в поисках и поднимал утонувшего человека. Главное — спокойствие, относиться просто как к работе и не паниковать. Ведь мы выполняем важную работу. А кто еще, кроме нас?!
№20 от 18.05.2017