Помните строки поэтессы Юлии Друниной:
“Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне”?
Взрослым было страшно. Но, стиснув зубы и сжав кулаки, советские солдаты и моряки, разведчики и партизаны, труженики тыла и медсёстры самоотверженно и ценой своей жизнью одержали Победу над врагом.
Но были еще дети! Малыши, рожденные перед Великой Отечественной и воспитанные в условиях голода и холода, подверженные отправке в Германию, перенесшие оккупацию или “воюющие” со старшими братьями в партизанском отряде.
Чем для них была война? Были ли у них игрушки? Что самым страшным они – выжившие и выросшие – считают? Эти вопросы поколение нынешнее адресует поколению военному. Школьный проект, идею которого подала депутат Гагаринской районной Думы Светлана Меркуленкова, стартовал. Дети 21 века записывают воспоминания “детей войны”. Урок истории, который запомнится подросткам на всю жизнь. Не в этом ли смысл?
А мы такую книгу прочитали…
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
С.Орлов
Все дальше в прошлое уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается очевидцев величайшей трагедии 20 века. И мы, молодое поколение, не вправе забывать об уроках этой войны. Наш долг – собрать и сохранить все воспоминания об этих суровых годах, выпавших на долю нашего народа.
Мы, учащиеся средней школы №3 имени Ленинского комсомола, решили внести свой вклад в дело об увековечивании подвига народа, спасшего мир от фашизма, взяв интервью у «детей войны». И вот какими воспоминаниями они с нами поделились.
Никулин Аркадий Георгиевич
– Сколько Вам было лет, когда началась война?
– Мне тогда было 4 года.
– Где и с кем вы жили?
– До начала войны мы жили в небольшой деревне Тетеревлёво Кармановского района – в самом большом доме. Жили с родителями. Нас было шестеро детей.
– Откуда Ваша семья узнала о том, что началась война?
– По радио. Через какое-то время заметили технику в окне, немецкий танк занял территорию рядом с нашим домом. Потом немцы заняли наш дом.
– Воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников?
– Все мои родственники участвовали в войне. Отец был в плену в Германии. Дядя Андрей, средний брат моего отца, был генерал-майором. Его карьера росла очень быстро: он сразу “перескочил” со звания капитана до подполковника. Старший дядя, Иосиф Семёнович Буланцев, участвовал в революции, первой и второй мировых войнах. Он – моряк. Арестовали Иосифа Семеновича в 1937-м и посадили на 10 лет по 58-ой статье.
– Были ли у Вас игрушки?
– Игрушек, к сожалению, у меня не было.
– Какое событие для Вас было самым страшным?
– Когда судили моего отца в конце мая и уводили мою тетю.
– Кто остался в живых после войны?
– Выжили все, кроме дедушек.
– Кто во время войны был Вашей опорой?
– Моя мать. Несмотря на то, что нас было шестеро детей, она заботилась о каждом из нас. Ей приходилось очень много работать, чтобы прокормить нас. Она была сильной женщиной!
– Чем Вы питались?
– Картошкой, что не собрали с урожая, иногда хлебом, травой, щавелем. Очень скудно.
– Как Вы узнали о Победе?
– К нам приехал мой дядя на своей машине вместе с отцом, который был в плену у немцев. Он-то и сказал нам, что война закончена и победу одержали советские войска.
– Что помогало Вам выжить и перенести все невзгоды?
– Моя мать, упорство, вера в победу и надежда на лучшее.
Рождественский Валентин Александрович
– Сколько Вам было лет, когда началась война?
– Мне было очень “много”: целых три дня.
– Как Ваша семья узнала, что началась война?
– Как вам сказать? Самолёты залетали. Когда всё началось, моя мать была в роддоме, потому что я родился 19 июня 1941 года, а война началась 22 июня. Мы жили в то время в деревне Колокольня, отец работал директором школы, а мать – учительницей. Родители, когда забирали меня из роддома, взяли вот так в охапочку и пешочком, напрямую, через железнодорожный переезд пошли в Колокольню. Вот так дело было.
– Кто из родителей или родственников воевал и какие имеет награды?
– Воевали дядьки. Оба. Это братья моей матери. Один брат, Дмитрий, жил в городе Ельце, после войны остался жив, а брат младший после ранения жил в Горьковской области и через два года после войны умер.
– Знаете, нам же рассказывают в школе о “карточках”, которые выдавали на семью во время войны. Всегда ли хватало этих карточек?
– Конечно, нет. Самих карточек я не помню. А после освобождения, как мы возвратились в город Гжатск, мать отправили на работу: учительствовать в деревню Воробьи. Школа находилась в частном доме. Там жила бабушка-старушка, при школе жили и мы. Это я, два старших брата и мать. Отца у нас не было, он умер в Белоруссии. В мае 1942 года немцы выселяли нас из города, а практически было выселено около 90% Гжатска. Нас везли в Германию, везли эшелоном. Немцам понадобился эшелон, и нас всех высадили из вагонов в Белоруссии.
– Как Ваша семья начала жить после Дня Победы?
– Мы продолжали жить в деревне. Мать снова перевели заведующей школы в Буславу. Братья мои ходили в школу вдвоём: из Ромашково – в Никольское. Зимой они шли по дорожке, а рядом волки бегут. После войны много было волков. С собой брали газеты или зажигали немецкие спички, которые мальчишки приносили. Эти спички на ветру не гасли.
– Что Вам запомнилось из школьных лет?
– Что запомнилось? Всегда хотелось есть. Кроме пайка ничего не было, потом уже появился небольшой огородик. А про сладости мы и не знали, что это такое.
– Что Вы можете сказать в заключение?
– Самое главное, чтобы не было войны. Мира, счастья, здоровья вам, нашим детям, внукам. И сладкого…
Материал для интервью собирали ученики 8“Б” класса школы №3 имени Ленинского комсомола:
Криштопова Алина, Попова Дарья, Малей Алена.
В реализации проекта участвовали Шкабенева Екатерина, Петров Владислав,
Яраев Егор, классный руководитель Н.В. Борисова
Гусева Анна Дмитриевна (на верхнем ФОТО)
– Сколько Вам было лет, когда началась война? Где и с кем вы жили?
– Когда началась война, мне было 4 года. Жила я со своей семьёй в селе Васинино. Было нас 10 человек. Мама работала бригадиром в колхозе. Папа ушёл на фронт.
– Кто из родителей или других родственников воевал, какие имеет награды?
– На фронт ушёл отец. Помню, как пришло извещение о его гибели. Старший брат, когда пришли немцы, убежал в лес. Там присоединился к партизанам. Дошёл с нашей армией до Берлина, а потом мы получили извещение и о его гибели.
– Как Вы жили во время войны?
– Когда пришли немцы, нас гоняли по всем деревням. Сначала забрали сестру и угнали в Германию. Когда поляки освободили их лагерь, она вернулась домой вся больная. Деревни были сожжены, и мы переехали в Кармановский район – в село Приселы. Там жила мамина сестра, она нас и приютила. Жили мы в немецком окопе. Брат, который работал учителем, умер от простуды. Ему приходилось ходить через речку в непогоду, так как мост немцы разобрали. Маленький брат умер от голода. Позже старшие братья построили домик.
– Были ли у Вас игрушки?
– Игрушки, конечно, были. Куклы делали деревянные.
– Кто занимался Вашим образованием? Помните ли Вы своих учителей?
– Маленькая я сильно болела. Были продуктовые карточки и еды не хватало. Хлеб мама пекла свой. Не до образования было. После войны закончила 7 классов, поступала в техникум, но не сдала экзамены. В школе учителя были очень хорошие, но учебников не хватало. До школы ходила четыре километра, обратно возвращалась с учительницей. Она жила ближе, и я останавливалась у неё на отдых.
– Что рассказывали в ту пору взрослые о войне?
– Однажды, когда мы жили на квартире с немцами, заболел мой брат. Вылечить его помог немец. Не все были плохими. Был и другой случай. Когда нас загнали за Смоленск, заперли в сарае, дверь забили досками и хотели поджечь. Так один немец выдрал доски и сказал, чтобы мы бежали в лес.
– Помните ли Вы бомбёжки?
– Сама бомбёжек не помню, но со слов мамы и сестры, от них мы прятались в яме. Помню, что нам сказали не подбирать кукол, так как в них могли спрятать взрывчатку.
– Какое событие было страшным для Вас?
– Когда была война, жили мы в одной деревне, где был пруд. В этом пруду я чуть не утонула. Но мальчишки-старшеклассники, которые оказались рядом, меня спасли. А ещё страшно было, когда мама докашивала траву и попала на мину. Прогремел взрыв и осколки попали в нос и глаз. Но мама осталась жива.
– Какое воспоминание самое радостное?
– Когда мама осталась жива после взрыва.
Материал для интервью собирали ученики 10“Б” класс школы №3 имени Ленинского комсомола:
Филиповских София, Каштанов Никита, Толпыгин Сергей, классный руководитель Л.И. Моисеенко.
В проекте также участвовали ученики 10“А” класса Куржос Евгений, Боровской Андрей, Савельева Анна,
классный руководитель Н.Д. Рябцева
№19 от 12.05.2017