Вяземский район История События

Обнаруженный на Соборном холме культурный слой вяземского городища, по мнению археологов датируемый приблизительно XII – XIII веками, а также древнее кладбище где-то XIV века, можно назвать сенсацией. И это еще далеко не все, о чем и пойдет разговор дальше.

Археологические раскопки, которые выполняют специалисты из Москвы и Смоленска на западной стороне Соборного холма, проводятся впервые. А поводом для них послужило планируемое неподалеку от Свято-Троицкого собора строительство нового духовного центра.

«Соборный холм и вяземское городище — памятник археологии, поэтому прежде чем начать строительные работы, нужно провести раскопки,рассказывает руководитель экспедиции Н.А. Кренке, доктор исторических наук, сотрудник Института археологии РАН (Москва).Работы начались 12 марта, и за это время мы достигли исходного слоя – материка».

Вместе с Николаем Александровичем спускаемся по крутым ступенькам временно возведенной лестницы «в глубь веков». Ни резкий, холодный ветер, ни порхающий в воздухе снег не могли помешать позитивному настроению: ведь впереди – встреча с самой древней историей нашей малой родины, «прикоснуться» к которой доводится далеко не каждому.

И вот я у цели. Перед глазами – небольшая котловина. Ее размеры:три метра — в глубину и площадью 24 кв.м. И это только первый этап археологических изысканий, поскольку, как сказал руководитель, «пятно» будущей застройки – 600 м2. Взору предстала удивительная картина: трехметровый срез земли был похож на «слоеный пирог» с начинками нескольких цветов. И каждая из них, начиная с XII века, запечатлела все события, происходившие на этой земле.

На исходном слое – следы хозяйственного освоения: огород или пашня.

«По всей видимости, где-то было поселение, о котором мы очень мало знаем. Здесь было найдено несколько фрагментов керамики, вероятно, XII века, — говорит Николай Александрович.На материке также обнаружены фрагменты древнейшего сруба. Скорее всего, это была жилая застройка».

Смотрела я на бревна и думала: «Вот уж, действительно, древние мастера строили на века, имея при этом самые примитивные инструменты. Прошла целая вечность, а бревна еще «живы».

О том, что, может быть, через 20 или 30 лет это поселение сгорело, говорит черная полоса на земляном срезе. Н.А. Кренке назвал ее «горизонтом угля» (и он встречается еще не раз). Но жизнь продолжалась. И снова на территории возникло поселение. Об этом говорят найденные здесь инструменты для обработки льна – «трепало» и «чесало», которые хорошо сохранились и которые Николай Александрович относит к XIII веку. Показал он и еще какой-то непонятный инструмент, представляющий собой изогнутую палку внушительных размеров с пазом наверху.

Но вот, наконец, знакомство с результатами раскопок подошло к своему кульминационному моменту. В XIV веке, после очередного пожара, эта территория использовалась совсем по-другому. Здесь находилось кладбище, о чем можно было судить по обнаруженным археологами на поверхности земли намогильным деревянным плитам, которые в те времена играли роль памятников. И эти находки Н.А. Кренке назвал уникальными, поскольку в своей многолетней практике с подобным встречается впервые. Частые погребения на кладбище говорят о том, что рядом стояла церковь.

Археологи откопали здесь четыре гроба, обернутых в бересту. Были вскрыты два из них, лежавшие рядом: в одном — найдены останки младенца, а в другом – взрослого человека, по всему, непростого… По предварительным выводам, сделанным антропологами, это был мужчина 30 — 35 лет с неразвитой мускулатурой. Значит, ему был незнаком физический труд.

Судя по фрагментам одеяния, специальной погребальной кожаной обуви, исследователи могли сделать вывод, что человек, возможно, монашеского происхождения. В такой обуви (в калигах) чаще всего хоронили представителей духовенства. Впрочем, как считает Н.А. Кренке, в том числе — и знатных людей. О данном статусе может свидетельствовать и необычная намогильная плита: в отличие от других, плоских — с двускатной крышей. Как домик…

Особенным было то, что при открытии крышки гроба оттуда пошел необыкновенный запах мирры. Останки мы обмывали в бытовке, и этот чудесный, пряный аромат витал в воздухе еще двое суток, — рассказывает Николай Александрович. Такого ни я, ни мои коллеги не встречали ни разу.

 После следующего пожара кладбище было забыто, поскольку очередной культурный слой говорит о возникновении на этой территории жилой застройки. Археологи обнаружили здесь фрагменты московской гладкой керамики из красной глины. Они датируются концом XV начала XVI веков. Эти артефакты свидетельство того, что Вяземское княжество поддерживало связь с Московским государством.

В XVI — XVII веках на данной территории была построена деревянная мостовая. Она вела к воротам Вяземской крепости. Сохранился участок двора, который к ней примыкал. Это остатки тыльной стороны крепостной стены – городни, имевшей оборонительное значение. Археологи отметили три стадии ее подновления. Верхние части строения, как считают исследователи, относятся к 1675 году.

Культурный слой XVII – XVIII веков состоит из остатков кирпича и какого-то мусора. Самый верхний – парковый. Он относится к XIX – XX векам. И все, что найдено в этом трехметровом земляном «пироге», передано археологами в Вяземский историко-краеведческий музей.

«Путешествие» в древность было просто ошеломительным. Но на этом оно не закончилось. В прошедшую субботу в литературном салоне состоялась встреча Н.А. Кренке с представителями общественности нашего города и краеведами. Вязьмичи, с большим интересом выслушав полное раскрытых и еще не раскрытых тайн старины глубокой выступление доктора исторических наук, задали ему немало вопросов. В завершении встречи Н.А. Кренке сказал о том, что сегодня пока нельзя конкретно назвать год возникновения первого поселения на территории Соборного холма. В этом может помочь продолжение археологических раскопок.

В. НИКОЛАЕВА.


Вязьма№15 от 12.04.2017


Вам также может понравиться