Освоение новой, бестраншейной, технологии замены канализационных труб сафоновскими специалистами МУП «Водоканал» началось два года назад. Только до недавнего времени не всегда получалось. Чаще приходилось работать старыми методами: раскопки, разрушение асфальтового полотна, а потом его восстановление… Сегодня руководство предприятия нашло выход, позволяющий уменьшить трудовые и финансовые затраты.
Выгодные во всех смыслах перемены стали реальны благодаря сотрудничеству двух трудовых коллективов – «Водоканала» и сафоновского завода «Теплоконтроль». Теперь аварийные ситуации, связанные с канализационными сетями, будут обходиться без затрат по доставке техники к месту работ, нарушений движения по участку, угрозы для зданий и зеленых насаждений. В чем же была загвоздка?
Новые полиэтиленовые трубы, которые используются взамен старых — керамических или чугунных, — всем хороши. Только есть нюансы: «протолкнуть» такую трубу большой длины практически невозможно, а чтобы соединить составные части из небольших отрезков не хватало резьбы. Эта «мелочь» стала настоящей проблемой, потому что «за резьбой» нужно было ехать ни далеко, ни близко — в Белоруссию.
— Настоящей удачей для нас стало то, что сафоновский завод «Теплоконтроль» с прошлого года начал выполнять такие виды работ, — считает директор «Водоканала» Олег Вячеславович Сергеев. – Спасибо генеральному директору завода Олегу Витальевичу Сильченко и коллективу предприятия. Наше сотрудничество обещает быть плодотворным и взаимовыгодным, а сафоновцы могут быть спокойны: если случится авария, то ее последствия будут устранены в кратчайшие сроки и без видимых разрушений. Насколько мне известно, мы первые в районах области освоили этот метод.
Проанализировав данные городской системы коммуникаций, Олег Вячеславович пришел к выводу, что в ближайшие пять лет замена старых труб на новые станет массовым явлением. Больше 90 километров городских трубопроводов канализации постепенно придут в негодность в связи с окончанием их срока эксплуатации. Новый способ решения проблемы был «подсмотрен» директором на одной из выставок в Москве, где демонстрировалось белорусское оборудование. Мощная установка с двумя бензиновыми двигателями позволяет продавливать под землей протяженные участки, разрушая старые трубы и заменяя их новыми, – из одного колодца в другой. В это время поверхность земли вообще не затрагивается.
— Иногда это вообще единственно возможный способ устранения аварийных ситуаций: например, когда коммуникации проложены очень близко к фундаменту зданий — так, что копать глубокий ров просто запрещает техника безопасности, — объясняет Олег Вячеславович. – Глубина прокладки трубопроводов в разных районах города разная: от трех до 5-6 метров, а в поселке Горном достигает девяти. Это становится настоящей проблемой, когда приходится копать траншею: экскаватор не достает, приходится делать в два-три этапа. А восстановление асфальтового полотна после ремонта – это вообще самое затратное из всех видов работ. Без помощи районной администрации мы бы уже разорились.
Прогресс не стоит на месте. Уже давно известны новые технологии горизонтального бурения для ремонта водопроводных труб, пока не доступные для сафоновских коммунальщиков из-за дороговизны оборудования. Но процесс совершенствования работы уже идет, и удачное применение нового метода было недавно осуществлено при ремонте канализации по улице Строителей. Первый трудный опыт поможет в будущем справляться с авариями еще быстрее.
№14 от 06.04.2017