Интервью главного редактора газеты «Вяземский вестник» В.А. Парфенова с секретарем Вяземской епархии протоиереем Валерием Калининым
— Час Вам добрый отец Валерий! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы по поводу строительства Духовно-просветительского центра на соборном холме города Вязьмы. Об этом появилось много разных противоречивых сообщений. Информация, часто взаимоисключающая одна другую, вызывает не только недоумение, но некий внутренний протест по поводу диаметрально противоположных мнений о происходящих событиях. Хотелось бы непосредственно от Вас получить точную информацию.
— Благодарю Вас, уважаемый Владимир Алексеевич, за то, что в Вашем лице уважаемое и авторитетное в Вязьме, на Смоленщине, да и в России издание решило осветить эти вопросы. Постараюсь подробно ответить на все вопросы.
— Все говорят о проводимых археологических работах, об уникальных находках. Это действительно так?
— Да, это правда. Кратко о предварительных результатах раскопок рассказал первого апреля руководитель работ доктор исторических наук Н.А. Кренке. Еще предстоит дождаться результатов палеоантропологической экспертизы костных останков индивидуума из погребения. Результаты проведенных археологических раскопок на сегодняшний день — это самый яркий пример успешного и всестороннего сотрудничества науки и Церкви в деле сохранения историко-культурного наследия в Вязьме. Это было бы невозможным без благословения и инициативы Вяземской епархии.
Археологические исследования не начались спонтанно или под чьим-то давлением. Я озвучу хронологию подготовки к строительству Духовно-просветительского центра.
Еще до образования Вяземской епархии возник вопрос его строительства. Это не резиденция епископа, а будущий духовно-административный центр. Духовный центр позволит создать нормальные условия для социального служения Церкви – предоставить помещения талантливым детям, обеспечить работу воскресных школ для трех возрастных категорий, работу социальных педагогов и психологов, иметь достойную библиотеку православной литературы, проводить общественные мероприятия, иметь свой издательский отдел. Направлений деятельности центра — более двадцати. В основе этой работы лежит документ «Основы Социальной Концепции Русской Православной церкви», утверждённые на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Это служение проводится в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
В 2015 году Вяземская епархия обратилась за консультацией в органы государственной власти о возможности строительства такого центра на соборном холме, предварительно изучив исторические сведения, архивные источники публикаций историков, краеведов, старинные карты и схемы города Вязьмы. После консультаций мы поняли, что действующее законодательство предоставляет нам право в целях сохранения объектов историко-культурного наследия (Свято-Троицкий кафедральный собор) и воссоздания исторической среды строительство центра. Но для этого необходимо было выполнить большой комплекс подготовительных мероприятий, согласований, обоснований целесообразности строительства. Мы прекрасно понимали, что в данном случае у епархии нет права на ошибку и тем более на лукавство, как это частенько бывает у строителей, занимающих лакомые участки в исторических центрах городов.
В 2015 году были заказаны и проведены геодезические исследования на участке, заказана и выполнена историко-культурная экспертиза, предусмотрены, а теперь выполнены археологические исследования. Был подготовлен не один том документации, проведено более 40 организационных мероприятий.
— А разве не по настоянию краеведов начались археологические исследования, как это утверждают некоторые СМИ?
— «Мы пахали!» — сказала муха, улетая с ручки плуга земледельца. Пусть это останется на совести тех, кто так утверждает. Бог им судия.
Эти работы были предусмотрены изначально как обязательное условие еще в марте 2016 года, и для их проведения изыскивались средства. Нужно сказать, что археологические исследования — не дешевое удовольствие, и собрать по копеечке необходимую сумму ох как непросто. Да будет это примером для других! Так что, никакого отношения к принятию решения об археологических раскопках краеведы не имеют, а паника, посеянная в обществе, не способствовала духовному единению вязьмичей.
Был заказан и исполнен проект ДПЦ. Здание должно быть гармоничной частью соборного ансамбля и не нарушать архитектурную среду, не из какой- либо точки обзора закрывать вид на храм и колокольню, для чего пришлось пожертвовать высотой здания и уменьшить его размеры. Эта работа была выполнена нашими Вяземскими проектировщиками (руководитель Н.Г. Горлова) блестяще. Высота центра не будет превышать высоты конька здания, стоявшего на холме в 19 веке.
— Краеведы сетовали: «Почему епархия не пригласила для производства работ кандидата исторических наук Т.В. Сергину?» Ведь она ранее работала в Вязьме.
— До тех пор, пока Церковь отделена от государства и рассматривается законодательством как одна из общественных организаций, нормативные акты не предусматривают возможности запроса с ее стороны на организацию археологических исследований. Поэтому мы обратились в уполномоченный орган государственной власти. Официальное разрешение, именуемое открытый лист, выдает Министерство культуры РФ. Существует порядок и регламент выдачи открытых листов. Это сугубые полномочия Министерства. Кстати, доктор исторических наук Н.А Кренке также многие годы работает на Смоленщине.
— Были обиды, что волонтерам и всем желающим не разрешили участвовать в раскопках. Почему?
— Все работы проводятся на основе «Положения о порядке проведения археологических и полевых работ и составления научной документации» — это первое. Второе, это сделано в целях обеспечения безопасности при производстве работ. Археологи — это профессионалы.
При раскопах могут встречаться, как это часто происходит на Смоленщине, мины, неразорвавшиеся снаряды, могут происходить обвалы, осыпания грунта. Необходимо обеспечить полную сохранность всех без исключения находок. Время, когда при производстве археологических работ в Вязьме использовались школьники, учащиеся, студенты, волонтеры, ушло. Да и в данном случае не было необходимости, так как все необходимое содействие, помощь епархия оказывала по первому требованию руководителя. Кстати, мы внимательно изучили историю проведения археологических работ в Вязьме в 20 веке.
— Опять же краеведы утверждают, что на соборном холме не было никаких строений и что холм не использовался Церковью.
— Приведу только факты. Известный историк Виноградов И.П. в книге «Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII века (включительно)» указывает: «В самой Вязьме, как мы уже видели, был дом митрополита Крутицкого, находящийся где-то около собора…».
На соборном холме не мог быть только один дом митрополита. Для обеспечения кафедрального собора всегда, во все времена необходимы несколько капитальных строений. Это подтверждает и труд протоиерея Александра Макаревского, служившего настоятелем Вяземского собора «Вяземская соборная Свято-Троицкая церковь» («Памятная книжка Смоленской губернии» за 1861 год): «тут же, при самом, может быть, соборе был и обширнейший дом Митрополита Крутицкого».
Минимальный перечень хозяйственных и служебных построек включает в себя дом причта, приходской дом, гостевой дом, каретный сарай, конюшню, просфорную, дровяные амбары, погреба, сторожку. Кстати, так называемая «Смоленская народная газета», публикуя негативный материал о соборном холме, видимо, не подумав, стрелочкой на фотографии указывает на стоящее здание 19 века. Были капитальные строения на холме, были. Это подтверждается найденными и предоставленными Вяземским краеведческим музеем фотографиями.
— Но сторожку-то снесли?
— Конечно, снесли или, точнее сказать, уничтожили. Но сделала это не епархия.
— А! «И на развалинах часовни… А что, часовню тоже я развалил?
— Э-э! Нет, это до вас, в XIV веке!».
— Да, да, совсем, как в известном кинофильме.
Во второй половине 20-го века проводилось приспособление зданий на соборном холме для нужд государственных организаций и учреждений (отделение сбербанка, управление гражданской обороны). В ходе приспособления на месте существовавшего в 19 веке капитального строения были построены гаражи из современного кирпича.
Что ж ее тогда не защищали? И еще раз повторюсь, в своде памятников архитектуры и монументального искусства России этого объекта не было. Ну, а если уж утрата гаражей и туалета «была утратой для краеведов», здесь, как говорится, без комментариев.
Тогда же были выполнены прокладка канализации, водоотведение, электроснабжение. По ходу работ западная часть соборного холма неоднократно перекапывалась на глубину более 2,5 м. Кроме того, проведенные геодезические изыскания, выполненные в 2015 году, показывают, что грунт холма, начиная от гаражей и далее на запад около 50 метров, был срезан более чем на метр. Сайт для поиска девушек по вызову проститутки челябинск Интим досуг для мужчин
— А как епархии удалось получить в собственность объект археологического наследия? Ведь это противозаконно!
— Епархия получила в собственность не памятник археологии, а ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Получила его в соответствии с действующим законодательством и оговоренными в охранном обязательстве условиями использования.
Знаете, Владимир Алексеевич, по поводу затеянной владельцами интернет-издания «Вязьма ньюс» компании дискредитации и оболгания Церкви мне вспоминается название романа американского писателя Сэлинджера «Над пропастью во ржи». А у этих господ получается «Над пропастью во лжи!». Все публикации даются как «глас народа», как «мнение краеведов», но под никами, то есть анонимно, вроде бы от краеведов, вроде бы и отвечать не за что и некому. Помимо лжи, интернет-сайт скатился до святотатства, оскорбления чувств верующих. Прихожане нашего собора просят благословения написать заявление в прокуратуру по фактам подобных публикаций. Может быть, и стоит это сделать? А после ответов прокуратуры, которая не выявила фактов нарушения законодательства Вяземской епархией, эти безответственные публикации можно квалифицировать как клевету. Это оскорбление религиозных чувств нескольких тысяч жителей Вязьмы.
Нужно помнить, что все страшные преступления на нашей земле совершались с молчаливого согласия порядочных и честных людей.
Построены публикации на домыслах, передергивании фактов, заведомой неправде и полном неприятии миссии и служения Русской Православной Церкви. Помимо изощренной лжи, Церкви пытаются указать «ее место». «Вы там молитесь потихоньку и все. А на каком основании вы работаете в школах, занимаетесь патриотическим воспитанием и так далее?».
Мы занимаемся этим в соответствии с Российским законодательством.
— А тем, кому это не нравится?
— Что ж, их не жаль! Пусть остаются «Со СВОИМ мнением». Жаль только, что столетие, прошедшее после Октябрьской революции, кое-кого НИЧЕМУ не научило!
— Вы обиделись на краеведов?
— За что на них обижаться? Замечательные люди. Прекрасно, что есть еще люди, беспокоящиеся о состоянии культуры. Они много сделали по изучению истории края. Но порой им кажется, что только они борются за культуру и историко-культурное наследие, за свободу и самостоятельность, за свой независимый взгляд. Но на самом деле в данной ситуации некоторые из них остаются полностью закабаленными чужими мнениями и в этой борьбе несамостоятельны и действуют и пишут с чужого голоса, с чужих интересов и не своих устремлений. Своим авторитетом они поддерживают тех, кто любой ценой хотел бы «свалить» власть, сначала местную, потом, смотришь, и региональную. Впрочем, не мне это комментировать. Не получится защитить нравственность безнравственными методами. Не построишь правду на лжи.
Очень важно, чтобы вопросы культуры были постоянно в центре внимания общественности, и позитивно всегда воспринимаю внимание со стороны людей к этим проблемам. Единственно, что я считаю неправильным, если кто-то, какие-то политические силы пытаются использовать в своих корыстных интересах этот инструмент не для улучшения ситуации в городе, а для самораскрутки, самопиара в ангажированном интернет-ресурсе.
— А работники епархии встречались с краеведами?
— Преосвященный владыка Сергий встречался с краеведами. Беседа получилась честной, откровенной, интересной. Разошлись, договорившись о сотрудничестве, а недовольные ее результатом продолжили писать выдумки-придумки.
— А забитые железобетонные сваи по краю холма почему появились?
— Сваи не были вбиты в землю. Для них пробурены скважины глубиною по 70 см. По двум причинам: первая — настоятельные неоднократные требования и предписания ГИБДД об обеспечении безопасности. Дорожка узкая и не прямая. Ежедневно, к сожалению, похоронные процессии проезжают этим маршрутом. А по ночам, до того времени, пока не были изготовлены въездные врата, подвыпившие лихачи частенько «на форсаже» влетали на холм. Слава Богу, беды не случилось, а ведь в этом месте холм очень высок.
Вторая причина – на основе этих столбиков можно будет воссоздать существовавшую историческую ограду. Здесь, как в известном кинофильме: «Товарищ, не надо советов, помогите материально». Соберем средства — восстановим ограду, обеспечив безопасность.
— А что будет с уникальными находками археологов?
— Все в соответствии с действующим законодательством. Современный взгляд требует отношения к ним, как музейным ценностям или реликвиям. Наиболее ценные материалы после изучения будут переданы в местный краеведческий музей. То, что возможно, мы готовы принять для организации комнаты-музея истории Вяземской епархии в ДПЦ.
— Строительство ДПЦ состоится?
— Строительство духовно-просветительского центра не противоречит действующему законодательству, а позволит воссоздать исторический ансамбль соборного холма. И эта работа будет проводиться в рамках реализации мероприятий, способствующих воссозданию историко-градостроительной среды и сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Троицкий собор», 1626-1676 гг. Никакой угрозы археологическому памятнику нет и не будет!
Время покажет! Закон на нашей стороне. Все в руках Божиих!
— Спасибо, отец Валерий, за откровенный разговор, полные ответы. Мы постараемся регулярно освещать происходящие события.
— Успехов творческому коллективу газеты!
№14 от 06.04.2017