Регулярная почтовая связь появилась в России в конце ХVII века, и вот уже на протяжении почти трех столетий она не утратила своей актуальности. И даже сейчас, в век высоких технологий, переоценить значение почты в жизни человека сложно. Сюда не зарастает народная тропа. Это видно и по Ярцеву.
О работе обособленного структурного подразделения (ОСП) Почты России Ярцевский почтамт мы попросили рассказать его начальника Рафика Байрамова.
— Рафик Сулейманович, из чего состоит Ярцевский почтамт?
— В его состав входит 54 отделения связи, 20 из которых находятся в Ярцевском районе. Остальные расположены в Духовщинском и Кардымовском районах.
— Какие из услуг наиболее востребованы в настоящее время?
— Мы предоставляем весь спектр почтовых и финансовых услуг, всего около 100 наименований. В отделениях связи можно отправить и получить посылку, бандероль или письмо, оформить подписку на газеты и журналы, купить авиа- и железнодорожный билет, сим-карту мобильного оператора или лотерейный билет, осуществить денежный перевод, оформить некоторые виды страховки и многое другое. Наиболее популярными услугами являются отправка денежных переводов, доставка пенсий и прием коммунальных платежей. Причем услуги финансового характера занимают 49 процентов в структуре наших доходов, значительно опережая услуги почтовые.
— В условиях кризиса многие предприятия, независимо от формы собственности, еле сводят концы с концами, некоторые находятся на грани выживания. Какие экономические показатели имеет Ярцевский почтамт?
— Не хочу хвастаться, но финансовое положение у нас крепкое и стабильное. За последние пять лет наши доходы выросли на 30 миллионов рублей. В 2016 году план по доходам, а это один из основных показателей нашей деятельности, Ярцевский почтамт выполнил на 103,6 процента. Однако доходы в полной мере не обеспечивают расходы, направленные на развитие и перевооружение предприятия.
— Ваше предприятие – это лишь гаечка огромного механизма под названием «Почта России». И если все подразделения работают с таким же экономическим эффектом, то неудивительно, что «главный почтальон» России Дмитрий Страшнов получает зарплату 300 тысяч рублей, а начисленная ему премия в 2016 году составила 95 миллионов рублей. Наверное, и в Ярцевском почтамте труд оценивают высоко?
— К сожалению, это не так. Высшее руководство нас не балует. Заработная плата сотрудников, даже с учетом ее повышения, по-прежнему остается на низком уровне. Возьмем, к примеру, оператора почтовой связи, так как его работа больше знакома нашему населению. Ведь он принимает посылки, коммунальные платежи, оформляет отправку корреспонденции, делает переводы и многое другое. Вся смена проходит за компьютером, работа связана с деньгами и людьми. Когда идет наплыв посетителей, бедным женщинам головы поднять некогда. И за эту физически и психологически изматывающую работу они получают чуть больше десяти тысяч рублей. А сельские почтальоны, которым приходится разносить пенсии и корреспонденцию, преодолевая двенадцатикилометровые расстояния, получают зарплату еще меньше.
Сельские почтовые отделения держатся за счет того, что там работают люди, которые привыкли к такому труду еще в советское время. Большинство из них уже достигли пенсионного возраста. Уйдет это поколение, и работать будет некому. К примеру, почтовое отделение в деревне Староселье мы уже закрыли. Причина та же – нехватка кадров. На смену сельским почтальонам придут передвижные отделения почтовой связи (ПОПС). По деревням на специально оборудованной машине станет ездить бригада, которая будет оказывать селянам почтовые услуги. Такая практика в других районах уже существует.
— Как изменилась материально-техническая база Ярцевского почтамта?
— В этом вопросе мы стараемся идти в ногу со временем. Так, недавно в восьми отделениях почтовой связи было установлено новое оборудование, заменена оргтехника. В 2016 году мы получили пять новых автомашин. Полное техническое перевооружение планируем закончить в 2018 году.
— Рафик Сулейманович, наши читатели часто звонят в редакцию и возмущаются тем, что заплатить на почте за коммунальные услуги – целая проблема. Неужели нельзя сделать так, чтобы не было очередей?
— Начну с того, что в Ярцеве на приеме платежей работает пять почтовых отделений, в которых для этих целей оборудовано 10 операционных окон. Очереди у нас действительно возникают, но происходит это только в первых числах месяца. Менталитет у пожилых людей такой, что, получив пенсию, они первым делом идут платить за коммуналку. Понять можно тех людей, которые получают льготы по линии социальной защиты. Чтобы им начислили компенсацию, они должны заплатить до 10 числа текущего месяца. А куда спешат остальные?
Мы понимаем, что проблему очередей надо решать, и определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Раньше у нас не хватало операторов почтовой связи. Сейчас штат укомплектован полностью. Оптимизацию мы провели еще в двух направлениях. Наш начальник отделения связи и ее заместитель перешли от кабинетной работы на обслуживание клиентов. Они выдают письма, посылки и т.д. Операторы теперь не отвлекаются на эти операции, а сосредоточены только на приеме платежей.
Другой пример. Такие государственные учреждения, как городской и мировой суды, налоговая инспекция, Пенсионный фонд, служба соцзащиты, часто отправляют через нас большой объем корреспонденции. Чтобы ее принять и оформить, оператору почтовой связи требуется много времени. Получается, что на этот период работа операционного окна парализуется. Я учел этот факт. И сейчас на приеме корреспонденции от госучреждений работает только одно специально выделенное окно. Теперь очередь перестала «тормозить».
— С 1 апреля почта повысила почтовый тариф на доставку газет. К примеру, на нашу газету «Вести Привопья» этот тариф вырос сразу на 43 рубля. Подписка на газету на 2-е полугодие 2017 года стала стоить 272 рубля. С чем связан такой резкий скачок?
— Такое указание поступило от вышестоящего руководства. Оно поясняет, что раньше Правительство РФ с целью поддержки института подписки ежегодно выделяло Почте России государственные субсидии, которые шли на компенсацию затрат и потерь в доходах, связанных со сдерживанием роста тарифов на оказание подписных услуг. Государственной поддержки теперь нет, субсидии не предусмотрены, поэтому почта вынуждена поднять тарифы на подписку и доставку периодических изданий и районной газеты в том числе.
№14 от 06.04.2017