Любовь или свобода?
Древняя Греция. Остров Самос. Богач и философ Ксанф купил своей жене, красавице Клее, подарок – «самого уродливого раба во всей Греции». Клея в ужасе… Она даже не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и этот внешне некрасивый человек станет для нее самым прекрасным и желанным…
В Вяземском Народном театре состоялась премьера спектакля «Лиса и виноград» (Эзоп) по пьесе Гильерме Фигейредо, по окончании которой зрители аплодировали стоя, долго не отпуская героев вечера со сцены.
Перед премьерой директор театра Л.А. Волкова, не скрывая волнения, образно сравнила рождение нового спектакля с рождением ребенка. Позволю себе продолжить метафору Людмилы Александровны, поскольку теперь можно с уверенностью сказать, что на свет появился чудесный красивый «младенец»,а другого и быть не могло в этой талантливой театральной семье!
Зрители, более двух часов пребывающие в состоянии эмоционального напряжения и потрясенные финалом спектакля, буквально взорвали зал аплодисментами и криками: «Браво!» Не берусь угадать, какие именно слова подобрала Глава района И.В. Демидова, поздравляя актеров, но явным выражением ее зрительской любви был букет цветов.
Пьеса бразильского драматурга, бесспорно, актуальна для всех времен и народов. Но абсолютный и безусловный успех премьере обеспечили прекрасная режиссерская работа А.Г. Оленева и великолепная игра актеров: Вячеслава Судакова, И.П. Михайлова, Ольги Гурлебаус, Наны Смирновой, Михаила Попова, И.Г. Михайлова.
«Голодная лисица увидела
на высокой беседке спелые
кисти винограда. Она хотела
достать его, но не смогла.
Тогда она удалилась, сказав:
«Он еще зеленый»». (Эзоп).
Эзоп в великолепном исполнении Вячеслава Судакова — это персонаж «надломленный», но не сломленный. Сердце его постоянно кровоточит, поскольку слишком много жестокости и обмана видел он на своем веку. Но при этом оно не заражено злом, а остается удивительно благородным, светлым, всепрощающим. Благородство и даже аристократизм – вот главная характеристика этого чудаковатого и одновременно величественного героя.
На протяжении всего спектакля Эзоп Судакова буквально зовет каждого зрителя в благословенную страну свободы, лишенную рабства, несправедливости, глупости, лицемерия и прочих пороков, столь изящно высмеянных в творчестве древнего баснописца. И он получает вожделенную свободу…
Роль философа Ксанфа, хозяина Эзопа, замечательно исполнил И.П. Михайлов. Его герой не слишком умен, напыщен, тщеславен, суетлив и лицемерен, а значит, решительно неблагороден, несмотря на постоянную апелляцию к знатности своего «философского» происхождения. Ксанф верит, что его рабу лучше оставаться рабом, ведь «для свободы он еще не созрел». В сердце Ксанфа не происходит никаких метаморфоз, он живет жизнью вещей, он, возможно, и любит свою жену, но не понимает ее, а потому не замечает, что она несчастна.
Ольга Гурлебаус, блестяще сыгравшая роль жены Ксанфа, отразила в своем сценическом воплощении всю гамму смятенных чувств – пренебрежение героем, увлечение им, восхищение, негодование отрешенностью героя, ненависть и месть к нему, растерянность от его благородства, отчаяние от своего собственного неблагородного поведения, раскаяние, и наконец, покаяние и любовь. Чувство Клеи теперь — не просто внезапно вспыхнувшая страсть аристократки к диковинному рабу, а это чувство любви, преображенной, одухотворенной, возвышенной, на которую способны бывают только женщины.
Полагаю, именно Клея проложила Эзопу дорогу в бессмертие. Она ли подложила украденный из храма золотой сосуд в котомку вольноотпущеннику Эзопу (чтобы вернуть его в дом Ксанфа), либо это сделали сами жрецы, но то, что Эзоп был осужден невинно, еще больше приближает его к пантеону настоящих поэтов, пророков и мучеников.
Быть свободным человеком гораздо сложнее и опаснее, чем рабом. Свободных наказывают строже. Ксанф и Клея пытаются убедить Эзопа признать себя рабом, сжечь документ об освобождении и таким образом спасти свою жизнь. Но Эзоп выбирает «пропасть для свободных людей».
Любовь или свобода? Зритель волен решать для себя, что видит он в постановке Андрея Георгиевича Оленева – героическую комедию, главным конфликтом которой стал выбор между свободой и рабством, или лирическую драму, центральное место в которой занимает трагическая история любви.
Почему герой поставил свободу выше любви? Куда, на какую «свободу» безудержно рвался Эзоп? Существует ли свобода в человеческой природе вообще?
Приходите на замечательный спектакль Вяземского Народного театра, и у вас, быть может, созреют собственные ответы на такие непростые вопросы.
Алина Сотник. Фото автора.
Молодёжный театр открывает двери
Конец марта ознаменовался большой и яркой премьерой: впервые после продолжительного затишья свои двери для молодых актёров и зрителей открыло театральное объединение «МоСТ», несколько лет назад созданное в стенах Дворца культуры «Московский». К Международному дню театра молодой руководитель объединения и его труппа подготовили для вязьмичей оригинальную постановку в лучших традициях современного молодёжного искусства.
Спектакль под интригующим названием «Путешествие начинается» стал дебютной работой для выпускника Орловского государственного института искусств и культуры Д.В. Перепёлкина. За основу своей первой постановки Дмитрий Викторович решил взять произведения двух писателей начала XX столетия: Даниила Хармса и Михаила Зощенко, наиболее близких ему самому и его ученикам.
– В произведениях Зощенко и Хармса очень хорошо раскрывается мелодика речи, – поделился своими мыслями создатель инсценировки. – Для меня и моих ребят этот выход на сцену стал пробным, каждый из них смог почувствовать зал, почувствовать публику, и на сегодняшний день для нас это уже важное достижение.
Публика тепло приняла юных актёров, в короткой сорокаминутной инсценировке представивших себя и своё видение современного театра. В первой части спектакля зрители увидели оригинальную интерпретацию творчества Даниила Хармса, а во второй – сцену из сатирического рассказа Михаила Зощенко «Узел», героиня которого, бедная и вечно чахнущая над своим добром старуха Анисья Петрова теряет драгоценный скарб, став жертвой собственной жадности.
Дебютное выступление нового состава театрального объединения «МоСТ» состоялось, и в скором времени Д.В. Перепёлкин обещает представить на суд вязьмичей ещё одну постановку. Премьера нового спектакля состоится 18 мая на сцене Дворца культуры «Московский» и станет для молодого коллектива своеобразной «дипломной работой», защитив которую «МоСТ» сможет получить звание Народного театра.
Мария Крапивина. Фото автора.
№14 от 06.04.2017