Демидовский район Культура

Конкурс юных чтецов “Живая классика” поначалу показался рядовым отборочным туром для областного уровня. Читальный зал в библиотеке пребывал в томительном ожидании, участники конкурса тихо переговаривались между собой, ничем особо не выдавая в себе волнения и накопленный заряд творческих репетиций.

Карина Сецкая, школа №1 г. Демидов
Карина Сецкая, школа №1 г. Демидов

И вот жюри заняло свои места, первой вышла читать рассказ Николая Крупина “Холодный камень” ученица школы №1 г. Демидов Карина Сецкая. И первое удивление, первое восприятие. Затем второе, третье… Пришло понимание, юные чтецы не такие уж и юные в смысле творчества и артистических способностей, а вполне хорошо подготовленные учителями мастера слова, жестов и постановки. Неожиданно от них такая волнующая энергия воздействия пошла в маленький зал, что любой выступающий заполнял собой всё видимое пространство и собственные мысли присутствующих.

Не знаю, как другие, но лично у меня всегда появляется реакция на хорошее выступление, кино, на высокое искусство однозначно. И возникает такая реакция произвольно, независимо от сознания. Если побежали мурашки по спине, если сжалась душа, а затем развернулась, если чуть защемило сердце или учащенно забилось — значит удачное, проникновенное выступление, значит попал чтец в самую “точку”, сумел на высокой нервной ноте передать содержание рассказа, его суть, смысл, показать всю глубину переживания героев, их стержень и убежденность в каких-то жизненных позициях. И чем больше выступало чтецов, тем больше замирала душа , тем отчетливее проявлялся талант школьников, их правдивая эмоциональность, искренность и действительное переживание и проживание той жизненной ситуации, в которой оказывались герои рассказов. И плюс удивительное перевоплощение участников конкурса. И скажу еще как нетеатрал театралам — некоторые выступления чтецов были настолько профессиональными, что вывод напрашивался один: готовые номера для большой сцены.

Александр Баринов, Пржевальская школа
Александр Баринов, Пржевальская школа

…Вышел Александр Баринов из Пржевальской школы с рассказом Владимира Железникова “В старом танке” ( учитель Зоя Владиславна Парфенова). Когда он начал читать, никак в голове не укладывалось, что выступает ученик школы, тянул на студента театрального вуза, по эмоциональности и интонации напоминал Николая Никоноровича Афонина. Красиво читал, ничего не скажешь. Для меня даже не стало открытием, что Александр очень известный в творческих кругах чтец, неоднократно побеждал в различных конкурсах. Рассказ «В старом танке» Владимира Железникова входит в сборник «Хорошим людям – доброе утро», издательство «Детская литература. Москва», 1972 г. Это произведение о войне, о мужестве неизвестного молодого танкиста, попавшего в плен, но боровшегося до последней минуты своей жизни. Почему автор назвал рассказ «В старом танке»? На первый взгляд ответ лежит на поверхности. В старом «Т-34», который стоит на маленькой привокзальной площади, происходит встреча наших современников: взрослого мужчины и мальчика-подростка, во время которой мужчина рассказывает историю о герое-танкисте. Но по мере развития сюжета  раскрывается более глубокий смысл названия. Этот старый боевой танк – символ стойкости, мужества и героизма нашего народа. Образ танка –  основная повторяющаяся деталь, которая связывает композицию в единое целое. Он помогает нам перенестись к тем далеким военным событиям. Именно здесь – рядом с танком происходит встреча поколений, ради которых расставались бесстрашно с жизнью наши деды. Именно здесь – рядом с символичной боевой машиной – из уст в уста передается история героизма и самоотверженности молодому поколению о героях той войны.

Что же особенного сделал Александр Баринов в своем выступлении? Он очень точно и проникновенно передал движения души героев, и тем самым органично дополнил устремления самого автора, многократно усилил внутренний потенциал рассказа, его воздействие на слушателей.

Дмитрий Рябченков, Пржевальская школа
Дмитрий Рябченков, Пржевальская школа

Дмитрий Рябченков тоже из Пржевальской школы (учитель Раиса Леонидовна Шукаева) прочитал рассказ Константина Мелихан “Заслуженная оценка”. Не надо быть большим профессионалом, чтобы сразу понять — парень обладает очень приличными артистическими способностями, хорошо владеет словом и своим собственным голосом, без труда показывает образы героев рассказа такими, какими они есть на самом деле. Великолепное выступление.

Евгения Орлова, Пржевальская школа

Приятно удивила еще одна пржевальская творческая искорка — Евгения Орлова, прочитавшая юмористический рассказ Михаила Коршунова «Живая природа» (учитель Зоя Владиславна Парфенова). Эта смешная история была пересказана Евгенией так, что случилась именно с ней и ее друзьями буквально минуту назад. И, конечно, подкупила манера исполнения — легкая, непринужденная, живая, своеобразная и отличная от всех других. Когда Валерия Брекова (учитель Светлана Александровна Осташко) из школы №1 г. Демидов читала, нет проигрывала или показывала рассказ Ирины Пивоваровой “Весенний дождь”, отчетливо представилась школьная история со своими переживаниями и хорошим окончанием под весенний дождь. Молодец, Валерия. Да, это она, наша звездочка сольного пения, солистка многих концертов, победительница престижных конкурсов.

Елизавета Терещенкова, Заборье
Елизавета Терещенкова, Заборье

Елизавета Терещенкова из Заборьевской школы (учитель Елена Викторовна Жаворонкова) исполнила рассказ Елены Пономаренко “Леночка”. В порядке дополнительной информации — это трек “Поиск раненых” из фильма “Звезда”. Случилось понятное и непонятное. Елизавета не исполняла роль, она читала о себе, она себя поставила на место Леночки, это она, Елизавета, вместе с классом пошла на фронт и стала санинструктором. Это она искала в окопах раненых, переворачивала мертвых, и все спрашивала: “Есть кто живой?” Это она, Елизавета, все -таки нашла на поле боя живого лейтенанта, который передал ей пакет и умер. Пакет был доставлен адресату, Леночку из рассказа наградили, а награду она передала тому лейтенанту, погибшему в окопе. Леночка санинструктор и Елизавета из Заборья — один и тот же человек. Вот что значит сила перевоплощения и художественного слова. И я даже не сомневаюсь, если завтра грянет гром, Елизавета повторит подвиг Леночки.

Ксения Голубева (учитель Ольга Сергеевна Евсеева) представляла Демидовский Дом детского творчества и прочитала рассказ Галины Фирсовой о блокадном Ленинграде с использованием видеофильма. Прозвучали страшные, душераздирающие истории, но мы должны помнить их, всегда помнить. Не будем вдаваться в содержание — оно близко, понятно и знакомо всем нам. Скажем только, что Ксения Голубева прочитала волнительные и полные трагизма строки так, что многие не смогли сдержать слез. И она тоже. Наступила пауза, понадобилось некоторое время, чтобы зал пришел в себя…

… О каждом конкурсанте можно рассказать тепло и проникновенно — заслужили, и готовившие их учителя тоже. Но конкурс есть конкурс, нужно было отобрать только 3 человека для областного тура. Компетентное и авторитетное жюри в составе зам. Главы МО “Демидовский район” Т.Н. Крапивиной, главного редактора “Поречанка” Е.С. Корженец, председателя литературного объединения “Колос” В.В. Лагуткина попало в крайне затруднительное положение. Действительно, как из лучших выбрать лучших, задача, по сути дела, не имеет решения. И жюри попросило расширить список отбираемых участников областного тура, однако организаторы были неумолимы — только три человека. В итоге в областном туре примут участие Карина Сецкая, Дмитрий Рябченков и Ксения Голубева. О ком-то из них мы еще услышим.


демидов-1024x272№13 от 31.03.2017