Есть в жизни моменты, после которых становишься другим. Такое случается, когда заденут за живое, за душу… Для меня таким событием стало недавнее знакомство с девочкой Аней, посещающей Дом детского творчества. Она особенная. И уже после нескольких встреч я поняла, почему их называют солнечными детками. Они искренние, эмоциональные, чистые душой, в них нет фальши…
Случайно оказавшись на занятии в спортивном зале, я сразу заметила Анюту. Она тут же включилась в общий разговор с ребятами, посещающими фитнес, и продемонстрировала, как умеет управлять велосипедом, скакать на мяче, крутить обруч и выполнять упражнения.
«За шесть лет посещения занятий у Ани очень большие успехи, — отмечает преподаватель фитнеса Е.А. Калинина. — Это жизнерадостный человечек, желающий осваивать новые упражнения и спортивное снаряжение, занимается на равных с остальными детьми. Секрет наших занятий прост. У нас поощряется любой положительный результат. Когда ребенок получает похвалу, он старается еще больше и совершенствует свое умение. Методом поощрения, повышая самооценку, мы делаем наших детей увереннее, что помогает им делать новые успехи».
«С такими детьми, конечно, труднее, потому что с ними сложно наладить контакт, зато они настоящие. С ними интересно работать. Они ждут твоей помощи, и когда видишь радость в этих глазах, больше ничего и не нужно», – отмечают педагоги Дома детского творчества г. Десногорска.
На сегодняшний день здесь посещают занятия дети с различными диагнозами, и нужно видеть, с каким удовольствием они это делают. А все потому, что их в этом доме по-настоящему ждут, ценят и радуются каждому новому успеху. При таком подходе к своей работе педагогам несложно посещать некоторых ребят на дому и также результативно преподавать свои дисциплины.
— Так как работа ведется и с «особыми» детьми, то при построении занятия обязательно учитываются такие факторы, как умственная, эмоциональная, физическая нагрузка детей, последовательное распределение видов деятельности, разучиваемый материал, соответствие возрастным особенностям детей, — рассказывает А.И.Мосягина, руководитель творческого объединения «Парус», педагог по призванию, человек, дарящий свое сердце детям на протяжении не одного десятилетия. – Дети у нас преодолевают застенчивость, активизируется их речевая деятельность. Занятия направлены на развитие тонкой моторики, самопознание, коррекцию психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления. Смысл наших встреч в том, чтобы дать детям и психическую защиту. Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя — от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родными. Мы стараемся превратить в своих союзников и родителей, что также сказывается на успехах детей.
Каждая из маленьких побед этих ребят (четко произнес слово, освоил технику владения мячом или обручем, самостоятельно нарисовал рисунок, правильно назвал цвет, форму предмета и др.) — шаг на пути к преодолению недуга. Здесь им и их родителям, которые также могут посещать занятия, помогают влиться в нормальную, повседневную жизнь. И творчество им в этом первый помощник. Если найти правильный подход, вовремя поместить ребенка в среду творчества, то он сможет приобрести немало жизненно важных навыков, необходимое общение и будет чувствовать свою востребованность. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью занятий творчеством, спортом как бы «приближаются» к более здоровым людям. Это важно для них в дальнейшем.
Приятно видеть, как эти ребята с удовольствием рисуют, лепят, вяжут, играют на музыкальных инструментах, танцуют, занимаются фитнесом, моделированием.
Вот как руководитель клуба бардовской песни Л. Орлова рассказывает о своем воспитаннике Илюше:
«Общительный и доброжелательный мальчик. С огромным чувством юмора и целеустремленно шагает по жизни. Имеющиеся с детства проблемы со слухом старается не замечать и с большим удовольствием обучается игре на шестиструнной гитаре. При этом уверенно занимается вокалом и всегда рад очередным занятиям на гитаре. Трудолюбив и ответственен, всегда берется за новую работу и доводит дело до конца. Илья с интересом принимает участие во всех развлекательно-игровых мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, брейн-рингах и т.д. Илья — дипломант 3 степени конкурса детского художественного конкурса «Зажги свою звезду», участник тематических олимпиад. Он свободно общается в коллективе, может всегда найти «общий язык» и ценит дружбу».
Родители детей с ограниченными возможностями, которые занимаются в Доме детского творчества, как и преподаватели, отмечают, что дети здесь становятся более открытыми, независимыми, у них появляются новые увлечения, друзья.
Вот отзыв мамы моей новой знакомой Анюты:
«Не забудь сумку», «надень шапку» — эти слова заботы всегда звучат на первом этаже Дома детского творчества. Здесь находится вахта и гардеробная. Г.И.Ципровская, Л.В. Постникова, Т.Я. Дмитракова, Т.А.Молодикова опекают детей, посещающих занятия, как своих. Гости также не остаются без внимания: все объяснят и проводят. Поистине, «театр начинается с вешалки». А потом дети разбегаются по любимым кабинетам, где учатся творить. Я могу рассказать о людях, которые занимались и занимаются с моим «особенным» ребенком. Сначала к нам на дом приходила педагог О.Г. Свистунова и терпеливо обучала Аню рисованию. Позже дочка смогла сама приходить в Дом детского творчества на эти занятия. Уже на месте Аня открыла для себя много интересного. Она выбрала кружок вязания, где под руководством Е.Ю.Долженко связала много красивых вещей. Не стыдно было показать их на выставках. С удовольствием ходит дочка и на фитнес, где внимательный педагог Е.А.Калинина отмечает ее старание. Очень корректно и интересно проводит свои занятия педагог А.И.Мосягина. Помимо поделок детки учатся правильным эмоциям, этике. А с каким нетерпением Аня ждет танцы! Ведь там хореограф М.Н.Занегин не только покажет новые «па», но и пошутит, поиграет с ними во время паузы. Аня до сих пор помнит и Л.Г.Орлову из летнего лагеря. Там было очень интересно!
Для наших «особых» деток в Доме детского творчества проводятся различные мероприятия, спортивные эстафеты, праздники, организаторами которых являются педагогический коллектив Дома детского творчества под руководством директора Кондрашенковой Оксаны Геннадьевны, организация молодых атомщиков САЭС, которой руководит председатель Григорий Шахмуть, Десногорская городская организация Смоленской областной организации Всероссийского общества инвалидов под руководством Желтышовой Татьяны Георгиевны. Их весело проводит педагог Дома детского творчества Е.С.Гурьянова.
Мы с дочкой называем ДДТ – добрый Дом творчества, потому что здесь работают действительно хорошие педагоги. Это профессионалы своего дела. А самое главное – добрые, отзывчивые люди. Ведь наших детей не проведешь – они очень чувствуют людей. Аня ходит к ним, как к родным людям».
Поинтересовавшись, а как же «особенные» дети попадают в Дом детского творчества, я слышала один ответ: «Нам посоветовала Татьяна Георгиевна!». Эту замечательную десногорку, возглавляющую общество инвалидов, знают в городе и за его пределами как человека слова и дела. Именно благодаря ее неравнодушию, целеустремленности и активной работе десногорцы с ограниченными возможностями занимают призовые места в спортивных, творческих и интеллектуальных состязаниях даже на международном уровне. Можно представить, каких усилий все это стоит… Но огонек в глазах ребят от каждого из новых достижений дает силы на осуществление новых планов и задумок.
«У наших детей ограниченное здоровье, но неограниченные способности», — уверена Татьяна Георгиевна Желтышова и ради улыбок ребят, их маленьких ежедневных побед над собой, делает невозможное возможным.
Пусть таких замечательных людей, имена которых названы в заметке, на земле будет больше, а жизнь их подопечных — безболезненной и по-настоящему счастливой. Берегите себя. И, пожалуйста, не забывайте, что человечность от слова человек и касается каждого.
№10 от 01.03.2017