Вяземский комплексный центр социального обслуживания населения знают не только на Смоленщине. За 23 года своего существования его сплоченный коллектив снискал о себе добрую славу. И не только за прекрасное качество обслуживания людей, которые нуждаются в посторонней поддержке, но и за чуткость, внимание, терпение, за преданность своему нелегкому делу.
И в этом немаловажна заслуга победителя Всероссийского конкурса в номинации «Лучший директор центра социального обслуживания» Г.Н. Тарасовой, стоявшей у истоков создания этого учреждения. На страницах «Вяземского вестника» неоднократно публиковались письма наших читателей со словами благодарности в адрес коллектива. А поводом для этой встречи с Г.Н. Тарасовой, которая провела для меня экскурсию по стационару, послужило признание центра лучшим в области по итогам 2016 года в результате независимой оценки оказания услуг населению. Такой вердикт вынесли члены общественной комиссии, созданной при Департаменте Смоленской области по социальному развитию.
— Галина Николаевна, прежде чем говорить о результатах областной проверки, хотелось бы узнать о сегодняшнем дне комплексного центра.
— Вначале стоит сказать о том, что на обслуживании нашего центра находятся инвалиды и пенсионеры, частично утратившие способность к самообслуживанию, не только Вяземского, но и Угранского и Темкинского районов. Впрочем, к нам обращаются жители других муниципалитетов, и, по возможности, мы им не отказываем. Сегодня в центре действуют три структурных подразделения: обслуживание на дому, отделение срочной социальной помощи и стационарное отделение. Последнюю услугу могут получить одновременно 20 человек. Причем среди них есть и такие, которые проживают в центре длительное время. В основном это одинокие люди, в силу объективных обстоятельств оставшиеся без жилья.
— Несколько лет тому назад для надомного обслуживания нуждающиеся в этом граждане получали определенный пакет социальных услуг. А как сегодня обстоят дела в этом вопросе?
— Согласно 442 Федеральному закону, каждый получатель социальных услуг участвует в составлении индивидуальной программы обслуживания. Он может выбрать любые из 42 услуг, исходя из того, чтобы достойно проживать, рассчитывая при этом на свое финансовое положение.
На надомном обслуживании у нас находятся 810 человек. Услуги им доставляют 120 социальных работников. Посещения – два раза в неделю. Но в жизни случается всякое. Порой, помощь подопечным бывает нужна и в выходные, и в праздничные дни. Наши сотрудники им в этом не отказывают.
— А какие услуги предоставляются населению специалистами отделения срочной социальной помощи?
— Прежде всего, «Социальное такси» – мера, направленная на обеспечение доступности отдельным категориям граждан социально значимых объектов города и района. Социальная столовая предназначена для тех, кто остро нуждается в поддержке из-за малой обеспеченности. Они обедают бесплатно с понедельника по пятницу, кроме праздничных дней. В пункте проката малоимущие люди и инвалиды могут получить на время технические и медицинские средства реабилитации. Есть у нас и такая услуга, как обеспечение одеждой и обувью малообеспеченных семей.
— Я не была в стационаре Вашего центра несколько лет. Здесь уже в то время было по-домашнему уютно. И проведенная сегодня экскурсия убедила меня в том, что коллектив не сдает своих позиций. Напротив, обстановка и дизайн помещений сегодня – самые современные, приятные глазу, что располагает к отдыху и покою. Плюс к этому – пятиразовое питание, добросердечность и внимание обслуживающего персонала. Хотелось бы знать, чем еще занимаются обитатели стационара, кроме отдыха и посещения запланированных мероприятий?
— Мы стараемся сделать все для того, чтобы чем-то их заинтересовать, чтобы наши получатели социальных услуг вели здоровый образ жизни. В их возрасте движения ограничены. Вот поэтому для наших бабушек и дедушек проводится «музыкотерапия». Это своего рода утренняя гимнастика, которая помогает поддерживать здоровье. У нас есть такие проживающие, которые пришли в центр на двух костылях, а сейчас о них просто забыли.
В «Школе здоровья» занятия для слушателей проводят медсестры, имеющие высшую квалификацию. Их обучают, как ориентироваться на улице, как помочь себе дома. С февраля прошлого года у нас были открыты еще две школы – безопасности и социально-бытовой адаптации и реабилитации. Занятия в первой – специалисты центра проводят совместно с представителями пожарного надзора, полиции, госсанэпиднадзора. Цель создания второй школы – информация о технических средствах реабилитации и консультации по их использованию, а еще – оказание психологической помощи.
С января мы начали заниматься гарденотерапией. За этим сложным названием скрываются занятия с растениями: выращивание рассады овощей, цветов. А в летнее время – уход за ними. Нашим проживающим очень нравится аромотерапия. Словом, они живут полной жизнью.
— Галина Николаевна, думаю, что пришло время вспомнить о поводе, который послужил для нашей встречи, — о независимой проверке…
— Члены комиссии появилась у нас внезапно. Они не только прошли по помещениям стационара, заглядывая во все, даже самые неожиданные уголки, вплоть до холодильника и кладовок, но и побывали у тех, кто обслуживается на дому: по своему выбору. О результатах проверки нам было неизвестно, и о своей победе мы узнали на совещании в областном Департаменте соцразвития, прошедшем в канун Нового года. И это было не только приятной неожиданностью, но и самым лучшим подарком.
№5 от 02.02.2017