Якову Петровичу Новикову из деревни Стешино в этом январе исполнилось 80 лет. Для семьи есть и еще одно важное событие: вместе со своей супругой Анастасией Филипповной в феврале они отметят и 60-летие супружеской жизни. Поженились в «мясоед»!
Об этих фактах из семейной биографии мы узнали от их детей сына Михаила и дочери Людмилы.
В деревне Стешино старшая семья Новиковых живет тринадцать лет. Переехали из деревни маленькой деревеньки Иванково поближе к своим детям.
– Дочка Людмила с зятем Александром построили себе новый дом, а мы переехали жить в их. Если бы остались в Иванкове доживать свой век, до сих пор готовили бы дрова и носили воду из колодца. Но мы уважили детей, чтобы и им было спокойно за нас, и мы на старости лет пожили в хороших условиях. Здесь нам жить приятно. В доме газовое отопление, подведена вода. Дом большой и теплый. Дети живут рядом, что нам еще лучшего желать, – мудро рассуждают супруги.
И говоря эти слова, Яков Петрович и Анастасия Филипповна не лукавили. Мне пришлось много поездить по району и побывать в разных семьях, увидеть жизнь пожилых людей, и честно скажу – это идеальный вариант жизни для стареньких родителей и их взрослых детей. У каждого свое личное пространство. Друг другу не мешают, а в нужную минуту всегда окажутся рядом.
Старшая дочка Людмила Яковлевна – директор Стешинской школы. Сын Михаил Яковлевич вместе со своей супругой Светланой Юрьевной, тоже работают там учителями. Люди известные и уважаемые в нашем районе.
Был у них и еще один сын Виктор, работал механизатором в колхозе «Прогресс», но полтора года назад в семью пришло непоправимое горе. Смерть сына подорвала здоровье родителей. Несколько операций перенес Яков Петрович, еле выправилась от горя и Анастасия Филипповна.
Жизнь человека такого возраста как наш юбиляр, как интересная повесть, где переплетаются события, даты, судьбы. И мне было интересно записать эту повесть.
Родился Яков Петрович в деревне Казариново. Свое свидетельство о рождении (такое пришлось видеть впервые) бережно хранит как раритет. Оно выполнено на госзнаковской тисненой бумаге, в один лист. Выдано народным комиссариатом внутренних дел СССР.
На детство Якова выпала война. В малолетстве все яркие события воспринимаются по-другому, чем в зрелые годы. Война для пятилетнего мальчика – это набор ярких пятен. Вот отец уходит на фронт, крепко прижимает к себе сына, крик матери. Больше отца они так и не увидят: он не вернется с войны. И тревожная тишина ожидания – «немцы придут». Помнит, что взрослые стали копать траншеи. И как немецкий солдат сует ему в рот что-то приторно сладкое. Как мама, схватив в охапку свою детвору, бежит прятаться от снарядов в пахнущий еловым лесом сруб. Где-то совсем рядом рвутся снаряды, по деревне прошелся «красный петух», дотла сгорел и их дом. Сердобольная односельчанка бабка Проскута (кстати, родственница нашего корректора Галины Михайловны Битковой), чей дом уцелел на горке, приютила семью погорельцев. Некоторое время жили у дальней родни в деревни Болышево. А затем Пелагея Алексеевна, собрав шесть пудов зерна, за это богатство выкупила в Казаринове избенку, куда и перебралась со своим семейством.
И в то голодное послевоенное время каждая семья жила по-разному. В те семьи, куда вернулись с войны мужья, сыновья, пришла не только радость, но и надежная опора на мужское плечо. Опорой же для семьи стал ее сын Яша. Детство кончилось рано. С тринадцати лет стал самостоятельно зарабатывать на хлеб. Для худенького паренька в райцентре отыскалась работа. Все лето, будучи на каникулах, пас овец и коз. А после окончания семилетки, по приглашению родни поехал в Москву учиться в ремесленное училище. Учился старательно и прилежно, и через некоторое время освоил профессию токаря.
Стране не хватало молодых рабочих рук. Молодежь шла не в университеты, а за станки. А потом в его жизни была целина. Ну, как комсомолец Яков Новиков мог не откликнуться на лозунг, который призывал: «Молодежь – на освоении целинных земель». В Свердловской области выучился на механизатора. После шестимесячных курсов его путь лежал в целинные земли Кустанайской области.
– Но на технику нас не посадили. Сказали, что ее на всех желающих просто нет. Надо ждать своей очереди. Определили нас долбить камни. Больше месяца там проработал. А нас все кормят обещаниями. Мол, потерпите еще ребятки, вот- вот трактора придут. А тут письмо из дому пришло. Узнал я, что в Холм-Жирковском можно устроиться на работу в МТС. И собрав свои вещички, удрал до дому, – смеется Яков Петрович.
– В МТС вас не обманули, посадили вас на трактор? – интересуюсь у него.
–Нет, не обманули. Начальником МТС был тогда Павел Михайлович Лебедев. Свою первую посевную я провел в Каменце вместе с Колей Молчановым. А потом мне здорово повезло: в МТС прислали новенький бульдозер. И мне его доверили. Это был тогда первый и единственный бульдозер в нашем районе, – с гордостью говорит Яков Петрович.
Мне очень интересно, на каких объектах на такой по тем временам чудо-технике довелось работать Якову Петровичу.
–Выравнивал площадки для строительства скотных дворов. «Гоняли» меня по всему району. Строил фермы в колхозах: «Большевик» – так назывался колхоз в селе Пигулино. В деревне Холм-Суминский – колхоз имени Сталина. В деревне Маскине колхоз назывался имени Энгельса, в деревне Городня – «Победа». В моей родной деревне Казариново – колхоз «Новая жизнь», председателем была в то время Валентина Александровна Акимова. В соседней деревне Сельцо – колхоз «Пятилетка» председатель был Соколов…
Надо заметить, что, несмотря на почтенный возраст у моего собеседника память уникальная. Это подтверждает и его супруга.
–Все помнит, все знает. Яша, а ты лучше расскажи Николаевне как в Холме пруд чистил…
–Было дело и такое. В сентябре 1957 году я вернулся из армии. Служил в Германии три года, в танковых войсках. Задумало руководство в райцентре тот пруд, что возле детской библиотеки, окультурить. Впоследствии там были построены райкомовские дома. За дело взялись зимой. Я на своей технике ломал лед, всю грязь, что выгребали со дна пруда, не вывозили за пределы, а высыпали рядом. Подсыпали песок, щебень. В последствие там сделали дорогу.
–Яков Петрович, были ли обнаружены какие-то находки в пруду? – интересуюсь я.
–Ничего интересного не обнаружили. Снарядов, мин и кладов не было поднято, – хитро улыбается он.
В этом году супруги Новиковы отметят и свой 60-летний юбилей совместной жизни. У каждой пары, прожившей столько лет вместе, свои истории. Для сельских пар не существует, как сейчас говорят, «скелетов в шкафу», вся жизнь на виду.
Яков и Анастасия были знакомы с детства. Их семьи были дальней, но не кровной родней. В большие или престольные праздники старались приехать друг к другу в гости. У взрослых свои разговоры, у детей свои забавы.
А тут долгое время не доводилось встречаться. Случайно встретились на станции Игоревская. Он ехал к родственникам в Москву. Она со своим отцом тоже в столицу, к другим родственникам, за обновами – ведь у нее должна быть свадьба. Ее жених проходил воинскую службу в Москве. И у них намечалась встреча. Настя и Яша по-родственному ехали в одном вагоне. Не могли наговориться. А когда уже приехали в Москву, то оба поняли, что будут вместе. Анастасия уже ни о каком женихе из деревни Харитоново и слышать не хотела.
А потом была свадьба. Он переехал жить к ней в Иванково. Семья Анастасии жила по тем меркам обеспеченно. Ее отец хоть и покалеченным, но вернулся с войны. А еще с ними жила бабушка Насти, которая воспитывала девочку после смерти ее матери.
–Вот так я и попал в зятья, – шутит Яков Петрович.
Работа нашлась всем. Он работал в колхозе «Прогресс» механизатором, в страду – на комбайне, в последние годы завфермой. Она в полеводстве, овец стригла, коров доила. Дома тоже свое большое хозяйство: огороды, держали и пчел.
Яков Петрович выучился и по плотницкой части. Стал не только себе строить, но и другие люди просили: кто баню, кто хлев, а кто и дом срубить. Выточить черенки для лопаты, сделать грабли или еще какую-то нужную в хозяйстве мелочь – все умел. Ни кому отказа не было.
Много было и от колхоза Почетных грамот и Благодарностей. Самая высокая награда, за отличную работу — орден «Знак Почета». Довелось поправить здоровье и в санаториях, и с экскурсиями посмотреть интересные места.
–Вот вы спросили, когда нам жилось лучше? Лучшие годы – это годы молодые, возможно, тогда не все в магазинах было, за колбасой в Москву ездили. Но жили мы тогда дружнее и веселее, чем сейчас молодые живут. Я на ферме работала. Трудно было, коров в «ручную» доили. Детей на дойку таскали, даже мои мальчишки и те коров выучились доить. А между нами в коллективе никакой зависти и вражды. Только смех и шутки, – с ностальгией вспоминает Анастасия Филипповна.
Хозяева предлагают мне с ними почаевничать. Не смогла отказать этим хорошим людям. За чаем, как водится, разговоры. И только приятные и душевные. Рассказали мне Новиковы о своих детях, внуках. У старшей дочери Людмилы сын Дмитрий и двое сыновей. С семьей живет в Смоленске. У сына Михаила сын Сергей. В свое время остался служить сверхсрочно. И теперь он военный. Жена его тоже служит вместе с мужем – она медицинский работник. У них подрастает дочка. Сын Виктор тоже оставил наследство – две взрослые дочери. У них тоже есть детки. Одна из сестер Новиковых вышла замуж за холмовского парня, сына Веры Семеновны Карповой.
Династия Новиковых продолжается. Не знаю, есть ли в нашем районе семьи, которые отметили бы свой 60-летний юбилей совместной жизни. Но мне выпала возможность побывать в гостях у такой приятной пары, пообщаться, от души посмеяться и поздравить их с двумя юбилеями. Дай Бог им здоровья!
№4 от 03.02.2017