В выставочном зале МБУ Демидовский историко-краеведческий музей 6 декабря 2016 года начала свою работу выставка произведений живописи заслуженного художника России Евгения Дмитриевича Дроздова.
Родился он 19 ноября 1946 г. в д. Новосельцы Смоленской области. В 1970г. окончил художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института. С 1989 член СХ СССР (с 1991 член СХ России). Участник республиканских, зональных, всероссийских, региональных, международных, областных художественных выставок. За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой личный вклад в пропаганду и развитие отечественного изобразительного искусства в 2008 г. Е. Д. Дроздову присвоено почетное звание «Заслуженный художник России». Творческий труд и талант художника отмечены дипломом Российской Академии художеств (2003), многочисленными дипломами Союза художников России и благодарственными письмами местных органов управления (в 2009 г. награжден благодарственным письмом Главы города Смоленска). Евгений Дроздов принимает самое активное участие в общественной жизни организации, избирался в состав правления, входит в состав областного выставочного комитета. Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, находятся в частных коллекциях России и за рубежом.
Его творческий путь начался в то счастливое для Смоленска время, когда на художественно-графическом факультете Смоленского государственного педагогического института преподавали молодые и харизматические выпускники столичных вузов: — Владимир Ельчанинов, Нина Агеева, Степан Новиков, Вячеслав Самарин. Понадобилось несколько лет после окончания института, чтобы картины Е. Дроздова заняли прочное место в экспозиции областных выставок. Это ранние пейзажи и натюрморты, которые создали художнику устойчивую репутацию одного из лучших живописцев Смоленска. Его могли порицать за отсутствие оригинальных сюжетов, но не признать пластическую и колористическую красоту его живописи было невозможно.
В основе творческой манеры Е. Дроздова лежало давнее увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом, однако даже в очень ранних полотнах уже был виден собственный прием художника — крупный пастозный мазок, создающий рельефную, чутко реагирующую на изменение света поверхность картины. В композициях художника очень рано формируется отказ от линейного контура, прямой перспективы, светотеневой моделировки. Все эти приемы классической живописи заменяются неповторимым разнообразием цветовой игры, которая и является главным выражением энергетической сущности окружающего.
У художника небольшой перечень любимых сюжетов: городской пейзаж, серые деревенские домики, похожие друг на друга, стол, на котором стоят рядком вазы с цветами и годами живут одни и те же предметы.
Но удивительное дело, эти мотивы в каждом новом холсте звучат совершенно иначе, и это не просто смена цвета, тона, валёра, меняются эмоциональные ассоциации, привычное образное прочтение живописи уступает место довольно сложной комбинации ощущений, настроений, чувств. Впрочем, восприятие этого эмоционального богатства во многом зависит от душевных вибраций и готовности зрителя все это почувствовать.
Картины Е. Дроздова часто вызывают музыкальные образы. Соотнесенность цвета и звука — проблема, интересовавшая многих музыкантов и художников. Однако, говоря о творчестве Е. Дроздова, наверное, не следует «мудрствовать». Художнику дан от природы удивительный слух — он слышит цветомузыку мира и аранжирует ее с простотой и открытостью настоящего таланта.
Для живописи Е. Дроздова характерно преобладание светлого, чистого колорита. Даже когда художник работает темными приглушенными цветами, в сопоставлении оттенков радостной нотой вспыхивают оранжевые и алые мазки, создавая ощущение жизненной силы, пульсирующей внутри полотна, как внутри живого существа. «Заброшенная деревня Ерохи» в этом смысле некий камертон, определяющий основную линию в творчестве живописца. Вокруг центральной женской фигуры, в красном сарафане, собирается настоящий калейдоскоп оттенков зеленого, серого, синего. Фронтально построенная композиция придает этой работе и декоративное звучание, и одновременно отсылает к целому пласту ассоциаций, образов, воспоминаний.
В большинстве своих произведений художник избегает сложных композиций, конструкций, менее всего он озабочен созданием каких-либо концепций, требующих особого прочтения. Поэтому от всех полотен веет цельным и светлым мироощущением. Наверное, ярче всего эта цельность выразилась в одной из редких для творчества Е. Дроздова жанровых картин «Зимние гости». Как это часто бывает в полотнах Е. Дроздова, цветовое движение исходит из центра, где стоящая на раннем снегу семья смотрит на прилетевших клевать рябину птиц. Яркими точками рассыпанные ягоды обрамляют эту довольно простую композицию, смысл которой так прост и так вечен. Жизнь и красота, любовь и единение — вот такие ясные и такие трудные ответы на все вопросы.
В последние годы творчество художника приобрело новые оттенки и обогатилось тем, что приходит только с возрастом — светлой и тихой мудростью. Мягче стал мазок, столь буйный в предыдущие периоды, приглушена гамма. А в композиции часто совмещается пейзаж и натюрморт. Подобную эволюцию проходил в своем творчестве друг и учитель Е. Дроздова народный художник России Владимир Васильевич Ельчанинов. Может быть, поэтому так велико желание Евгения Дмитриевича посвятить очередную свою выставку памяти ушедшего друга. Это желание тоже проявление внутренней крепости и цельности художественного видения мастера.
В одной написанной давным-давно веселой и мудрой книге главный герой ищет слово, определяющее суть его веры, и находит его в знакомом всем слове «Жизнь». Глядя на полотна Евгения Дроздова, невольно вспоминаешь этого героя с его восторженным преклонением перед самым непостижимым чудом мира- Жизнью. И становится так ясно, почему неважен сюжет, почему разливается, разбрызгивается вокруг чудесный цветной мир, созданный Художником…
Приходите в Демидовский музей на эту выставку, чтобы увидеть прекрасные живописные полотна замечательного художника. Выставка доставит долгую радость Вам и вашим близким. Мы с Вами и для Вас!
Фендель Е. М., научный сотрудник Демидовского историко-краеведческого музея