Общество Руднянский район

Его не увидишь праздно шатающимся. Он всегда в работе и всегда ее находит. Одним словом, этот человек – настоящий трудоголик (не путать с другим распространенным на Руси словом). С Гнездовым Н.С.мы встретились накануне Нового, 2017 года.

– Николай Сергеевич, вы чувствуете приближение какого-то радостного события?
– Вообще-то, Новый год – это, в первую очередь, праздник детства, а уже потом юности, молодости. Когда был маленьким, конечно же, ждал его. Помню,  в доме наряжали елку. Нам с братом дарили подарки. Мама готовила что-нибудь вкусненькое. Довольствовались малым. Теперь нет того ощущения радости.

– Тут в рекламе знаменитый актер Михаил Боярский говорит, что на Новый год мы все становимся немножко детьми. А Вы, значит, немножко не впадаете в детство. Каким оно у Вас было?
– Мои корни берут начало на хуторе Пальцо. После переселения таких же близлежащих хуторов в Шеровичи дед Антон выстроил здесь дом. Пока в деревне не появилась школа, в нем также учились дети. Деда, который умер в 1964 году, помню слабо. А бабушка Анна Ильинична, можно сказать, растила нас с братом, так как родители все время работали. Отец Сергей Антонович был разнорабочим в местном колхозе. Мама Евгения Ефимовна (в девичестве Вихрова) была на 2 года моложе его. Большую часть жизни отдала работе на ферме дояркой. Я родился 24 января 1957 года. Брат Александр появился на свет тремя годами раньше.

– И все же, что особо запомнилось из детства?
– Нас с ранних лет приучали к труду. Уже в школьные годы в обязательном порядке ходили на ферму помогать матери. Отец передавал нам свои мужские знания. Довольно рано стал и косить, и ходить за плугом. А еще старались хорошо учиться. Слово учителя являлось для нас истиной в последней инстанции. С детства закладывалось уважение к старшим. Воспитывались на патриотизме, любви к своей Родине. У нас хватало времени и на детские забавы, шалости. К примеру, ходили в карьер, прыгали с трамплина, ломая лыжи. Бывало, от родителей попадало, не без этого. Но мы не унывали. Каких-то особых лакомств, нарядов не было, но мы радовались тому, что имели. Вспоминая все это, приходишь к выводу, что мы росли в счастливое время.

– Вы еще в юности знали, кем хотите стать?
– Мне всегда нравилась шоферская профессия. И свою мечту я осуществил. Окончил сначала Шеровичскую восьмилетнюю школу, затем Руднянскую среднюю школу № 1. Поступил в Демидовское СПТУ-4. Через пять месяцев мне выдали водительские права. Брат еще раньше, после восьми классов, получил в Демидове среднее образование и специальность механизатора широкого профиля. В сентябре 1975 года я пришел в Руднянскую дорожно-строительную  передвижную механизированную колонну  (ДСПМК), где проработал вплоть до ее закрытия. Поначалу холостым жил у родителей. Нас в ДСПМК из Шерович было трое. За нами приходил автобус из организации, так же после работы отвозил домой.

– Вы  семейный человек?
– Да, я стремился создать семью, иметь  детей. Как-то в Шеровичи в колхоз «Советская Россия» на практику приехала красивая  девушка Мария. Она заканчивала Гагаринский зооветтехникум и была родом из д. Ляды Дубровинского района Витебской области, что на границе с Краснинским районом. На танцах мы и познакомились. Стали встречаться, задумывались о женитьбе. Потом она уехала в техникум защищать дипломную работу. После чего ее направили в совхоз «Крапивинский» Рославльского района. Однако мы уже твердо решили вступить в законный брак, и 21 июня 1979 года поженились. Свадьбу сыграли в доме моих родителей. У них сначала и жили. 14 сентября следующего года родился наш первенец – сын Сергей. И уже к Октябрьским праздникам получили жилье в Рудне по месту моей работы – двухкомнатную  квартиру в двухэтажке. Еще через год, 21 октября, трагически, в возрасте 56 лет, погиб мой отец.

– Вы женились по любви или по другим причинам?
– Конечно же, мы любили и любим друг друга. Иначе не прожили бы бок о бок вот уже 37 лет. Это теперь богатые молодожены заключают брачные контракты, тем самым уже изначально настраиваясь на будущий развод.

– Тогда вопрос на засыпку: что такое любовь?
– На мой взгляд, это родство душ. Когда чувствуешь, понимаешь другого человека без слов.

– Тем временем Вы продолжали трудиться в ДСПМК…
– Да, мы строили дороги. К примеру, на Казимирово, Одрино, Микулино, Никонцы… Сначала засыпался щебень, а затем укладывался асфальт. Я работал на ЗИЛе, позже дали КаМАЗ. Меня назначили бригадиром. В бригаде насчитывалось порядка 12 человек. Когда очередной участок был готов, мы его сдавали на обслуживание ДРСУ.

– Что в это время происходило в семье?
– Жили мы дружно. После декретного отпуска супруга немного поработала на Голынковском заводе «Стеклоприбор». Через 6 лет после рождения сына на свет 15 августа появилась дочь Ирина. Нам предоставили трехкомнатную квартиру в трехэтажке. Моя Мария Стефановна уже трудилась в ателье «Новинка». В 90-х годах в семье начались некоторые проблемы, одинаковые для многих. В последние 8 лет перед ликвидацией ДСПМК нашей бригаде пришлось ездить по командировкам, так как в районном бюджете не было денег.  Строили дороги в Дорогобужском, Кардымовском районах. Но в 2004 году все рухнуло. Скажу честно, сначала немного растерялся, ведь целых 29 лет моя жизнь была неразрывно связана с ДСПМК. Однако в том же году нашел работу на промкомбинате. Он уже назывался иначе, но профиль не изменился. Мы шили одеяла. Через шесть лет и это предприятие ликвидировалось. Устроился в ООО «Майдан-Пласт», где тружусь до сих пор. Являюсь станочником в цехе, который работает с металлом (алюминием).  Норму выполняю. График работы – четыре дня на четыре. Рабочий день – с 8 утра до 8 вечера, то есть 12 часов.

– Я тут познакомился с таким же трудоголиком, как Вы. Он – мастер на все руки, поэтому работ у него хватает. Но даже если выпадет свободная минута, не может сидеть сложа руки. Скажем, берет лопату и все равно что-то копает…
– Видимо, я в большей степени удался в материнскую вихровскую породу. Сколько себя помню, мама постоянно работала. Даже уйдя из колхоза на заслуженный отдых, продолжала вести немаленькое домашнее хозяйство. Когда ей было уже за 80 лет, могла целый день в жару полоть картошку на большом огороде. И никакие увещевания не признавала. У нее сложилась непростая жизнь. Рано схоронила мужа. Потом ушла в мир иной свекровь Анна Ильинична, с которой вместе прожила долгие годы. В расцвете лет 26 декабря 1997 года умер сын Александр. И еще одна потеря – смерть старшей сестры Александры Ефимовны. Мама осталась одна в своем доме. Но это ее не сломило, может быть, потому, что все время была чем-то занята. Я в свободное время  постоянно навещал ее, помогал по хозяйству.
Она всегда ждала меня и очень волновалась, когда я задерживался. После непродолжительной болезни мама оставила этот мир 13 октября 2013 года. Для меня она очень многое значила в жизни.

– Ваши дети давно покинули родительское гнездо…
– Да, у них уже свои семьи и дети. Сын Сергей с женой Ольгой поселились в Рудне. У них двое детей – сын и дочь: 25 мая 2004 года родился Вадим, 26 мая 2010 года – Юлия. Разница в возрасте – 6 лет, как и у наших детей. Видимо, сказались гены.
Сын пошел по моим стопам, стал шофером. Сейчас работает в автобазе. Хотя Сергей уже довольно опытный водитель, все равно беспокоимся, когда он в поездке. Может, я больше других, ведь не понаслышке знаю, что такое дорога. Перезваниваемся. Другой раз сын звонит, что, допустим, проезжает Вязьму. Я сообщаю об этом внуку Вадиму, а он дальше, остальным.
Дочь Ирина с семьей тоже проживает в районном центре. Ее муж Максим трудится в моей организации, только в другом цехе. До последнего времени у них была одна дочь Елизавета, которая родилась 11 декабря 2009 года. И вот буквально на днях, 28 декабря, пришло радостное известие, что Ирина подарила нам еще одну внучку. Назвали Полиной.

– Говорят, дети – это всего лишь живые игрушки, а вот внуки – это уже дети…
– Я одинаково люблю своих внуков, но больше общаюсь с Вадимом, потому что он парень и уже не маленький. У нас в Шеровичах от моих родителей остался дом с большим приусадебным участком. Выращиваем на нем картофель, овощи, фрукты. Имеются ягодные кустарники. В сезон на выходные постоянно приезжаю сюда. Как-то на школьных каникулах стал брать с собой внука. А теперь он сам предлагает: «Дед, давай сгоняем на дачу». Ездим исключительно на велосипедах, часто на целый день. У Вадима уже определились свои обязанности: принести воды на полив грядок, благо колонка рядом, отвезти на тачке в определенное место скошенную траву и другое. Когда подустанет, сам скажет: «Дед, давай перекурим». Мне нравится, что внук приобщается к труду, развивается физически. А еще радует, что он растет общительным, любознательным, разносторонним парнем. Он и с отцом съездит на рыбалку, покупаться, посмотреть соревнования автогонщиков. Кстати, сейчас Вадим мечтает в будущем стать водителем-дальнобойщиком. Может, со временем его взгляды переменятся.

– Вы не собираетесь продавать дом в Шеровичах?
– Как я ранее говорил, он нас всех, можно сказать, кормит. Слоняться по трехкомнатной квартире из угла в угол тоже не хочется. Да и просто грех продавать родительский дом, где мы с братом родились и выросли. Это все равно что родину предать.

– Судя по всему, Вы непьющий…
– Почему, иногда выпиваю. Но пьяным меня никто не видел. Несколько рюмок водки и усталость снимают.

– Тогда, видимо, много курите.
– Прошло лет восемь, как бросил.

– А вот здесь, пожалуйста, поподробнее.
– Однажды утром встал и чуть на чуть откашлялся. Тогда и подумал: а зачем, собственно, мне это надо. Твердо решил распрощаться с этим грязным делом. И сосед высказал такое же намерение, однако не выдержал испытания. Давно известно, что намного легче бросить пить, чем курить. А у меня с тех пор ни одной сигареты во рту не было. Может быть, сказался мой природный характер: раз решил – выполняй! И теперь, хотя работаю в коллективе курильщиков, никакой тяги к курению не испытываю.

– Другой раз на дороге за рулем легкового автомобиля не встретишь ни одного мужчины, управляют только дамы. Бытует такая шутка, в которой есть большая доля правды: женщина за рулем, что обезьяна с гранатой, не знаешь, куда она в следующий момент ее бросит, какой маневр совершит…
– На мой взгляд, засилье на дорогах автомобилисток – это определенная дань моде. И к тому же говорит о том, что мужики либо еще спиваются, либо уже спились. Твердо убежден, что за рулем автомашины должен находиться представитель сильного пола. За редким исключением.

– Еще один вопрос на засыпку: что такое счастье?
– Думаю, в определенный отрезок жизни у человека представление о счастье меняется. Для меня сейчас оно – это когда у родных и близких и, прежде всего, у внуков все благополучно. Тогда  на душе легко.

– 24 января Вам исполняется 60 лет. Намерены и дальше работать на производстве?

– Если здоровье позволит. Пока оно меня не беспокоит.

– Уважаемый Николай Сергеевич, с юбилеем Вас! Пусть внуки приносят Вам только радости! Здоровья, оптимизма, всяческих благ!

 

Беседовал: С. Антопольский
Фото Сергея Соболева


Рудня№2 от 19.01.2017

Вам также может понравиться