Научиться быть людьми…
Мне довелось прочитать статью о знаменитом враче Николае Ивановиче Пирогове (думаю, его имя известно многим, улица нашего города названа в его честь). Оказывается, этот человек был не только талантливейшим хирургом, впервые применившим наркоз, но и прекрасным организатором, размышлявшим над проблемами образования и воспитания. И звание первого русского врача присвоено ему было как за талант, так и за душевную чистоту, человеческую отвагу, за справедливость и честность во всем. Его девизом жизни стали слова: «Все должны сначала научиться быть людьми».
И именно над этим вопросом мы задумались, когда по инициативе завучей Безменовой И. Ю. и Кухтиковой Г. М. в школе №1 было решено провести общешкольный День Доброты: «Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом».
Этот день был посвящен проблеме толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Разговор, конечно, непростой, и от педагогов школы потребовалось много такта и душевных сил, чтобы подготовить классные часы и видеоролики по данной теме. Мероприятия, запланированные в расписании вместо уроков, были необычными и практически направленными. Например, ребята готовили проекты «Мой город удобный для всех?», «Мир контрастов», фото-спринт «Легко ли в Рудне людям с ОВЗ?». Фото и видеосъемка показали, насколько в нашем городе реализуется социальная программа «Доступная среда», а опрос горожан доказал, что многие люди не остаются равнодушными к тем, кто нуждается в помощи. Начальник отдела социальной защиты населения Наталья Николаевна Нарышкина, присутствующая на защите проектов, высоко оценила деятельность учащихся, подчеркнув их социальную и воспитательную значимость.
Рассказать о своей истории знакомства с человеком, который попал в сложную жизненную ситуацию, ребята могли в конкурсном сочинении «Тропинкой сочувствия», а поделиться «Огоньком своей души» на мастер-классе, изготавливая под руководством родителей Николаевой Н.А., Гриневой И.М., Ануфриенковой Н.В., а также учителя Фирсовой Е.Н. различные поделки, Все сувениры переданы в районное общество инвалидов.
В школе произошло много интересного в этот день: ученики 5-7 классов строили город Доброград, участвовали в спортивной эстафете «Быстрее? Выше? Сильнее?», делились знаниями в интерактивной игре «Доброслед», знакомили с достижениями людей с инвалидностью в спорте, искусстве, науке в стенгазетах «Не такой, как все».
В ходе диспута «Движение к взаимопониманию» настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Рудне отец Александр говорил со старшеклассниками о милосердии, о внутренней потребности человека «творить добро». А во время литературной встречи «Вечное эхо добра» дети читали фрагменты произведений разных авторов, притчи, стихи о нравственных качествах человека, о добрых поступках, не требующих награды, о людях, которые стремятся «строить мосты, а не стены».
Безусловно, говорить на такую тему, как судьба людей с ограниченными возможностями здоровья, нелегко, а попробовать самому оказаться на их месте, хотя бы ненадолго – как? Те, кто прошел путем невидящих этот мир людей в ролевом проекте «Смотрите на нас как на равных», могут ответить на этот вопрос. Ребята и учителя с завязанными глазами около получаса находились в помещении в полной темноте! Знаете, ощущение не из приятных… Кроме того, под руководством Безменовой И.Ю., которая и организовала этот проект, приходилось на ощупь передвигаться, отыскивать различные предметы обихода, выбирать необходимые продукты питания, управляться с чайником и водой, чтобы (элементарно!) попить, распробовать на вкус, что нравится, а что не очень. В такой ситуации ощущаешь себя не просто беспомощным, а совершенно одиноким, словно вокруг тебя – пустота! И только тогда начинаешь осознавать, почему слепые люди говорят: «Толкайтесь… Это ничего… Я буду знать, что рядом люди!»
Завершился этот школьный, насыщенный событиями день, общим флэш-мобом «Тепло моих рук». Ребята и учителя, взявшись за руки, растянулись по лестницам и коридорам школы, чтобы передать друг другу огромное сердце и белых бумажных голубков как символ добра и сострадания. «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…» – слова этой песни сливались в единый хор детских голосов.
Разговор продолжили родители и педагоги, которые собрались за круглым столом под названием «Паутина предрассудков». Были приглашены и родители, воспитывающие детей с ОВЗ. Обсуждались вопросы инклюзивного обучения. Участники круглого стола пришли к выводу о том, что по отношению к особенным детям у взрослых больше предрассудков и страхов, чем у самих детей. Наши собственные опасения и чувство какой-то вины мешают принимать детей с ограниченными возможностями здоровья как равных. Тогда как свободе общения, общения «без границ» мы могли бы поучиться у детей.
Конечно, нужно говорить о добре, милосердии, толерантности, но еще нужнее – действовать. Именно через личную сопричастность познается в полной мере и чужая проблема, и чужая боль, и только тогда возникает желание отозваться, поддержать, помочь…
Н. Адамова,
учитель русского языка и литературы СШ №1
«Толкайтесь – это ничего»…
А мы от этих слов звереем в буднях.
Учиться надо у слепых,
терпимей быть к себе и людям.
В наше время существует невероятное множество различных экскурсий, парков, аттракционов, квестов, но, на мой взгляд, ничто не может сравниться с социальным проектом, который мне посчастливилось посетить в Санкт-Петербурге этим летом.
«Мир на ощупь» – проект, участники которого, оставаясь в реальном мире, погружались в кромешную тьму, на время «потеряв» зрение. В тот момент я и представить не могла, какое погружение мне предстоит.
Вы когда-нибудь боялись темноты? Да, той самой глубокой, звенящей темноты, которая затягивает вас в себя, пугая и рисуя мрачные картины!..
Нам выдали трость и в абсолютной темноте нас встретил слепой экскурсовод. Сначала тебя накрывает волной паники…голова кружится, пытаешься увидеть хоть малейшую точку света, хочется бежать из темноты, но…двери выхода тоже не видно. И ты начинаешь свое погружение. И понимаешь, что это другая темнота – живая и добрая, позволяющая по-особенному думать, чувствовать, ценить… Каждый незнакомый человек из группы становится близким, потому что, только ощущая его рядом, понимаешь, что ты не один. А чуткость, душевность экскурсовода, который мгновенно реагировал на твой зов и оказывался рядом, словно видел тебя, вызывало ощущение надежности и защищенности.
Этот проект необходимо посетить, чтобы попытаться понять безграничный мир людей с ограниченными возможностями, чтобы понять, что пальцы могут «видеть»… Это новый опыт, новые переживания, позволяющие лучше чувствовать себя, окружающий тебя мир и людей, которые живут в нем, не различая света и тени.
С того дня мне захотелось не только рассказать об этом проекте как можно большему количеству людей, но и попробовать самой погрузить учащихся нашей школы в этот невероятный мир – мир на ощупь!
И. Безменова,
зам. директора по воспитательной работе СШ №1
Отрывки из сочинений «Тропинкой сочувствия» и отзывы учащихся об этом дне:
«Участие в ролевом проекте «Смотрите на нас как на равных» помогло мне понять, как живут и справляются с трудностями люди с ограниченными возможностями здоровья. Когда мы с завязанными глазами передвигались по комнате, ощущения были невообразимые: страх наступить на что-либо и упасть, полная беспомощность, потому что без подсказок Ирины Юрьевны мы ничего абсолютно сами не могли сделать. От этого всего становится не по себе, ведь слепые люди живут так всю жизнь и свыкаются с этим. Это мероприятие заставило над многим задуматься: надо ценить то, что у тебя есть, особенно – здоровье. А еще быть внимательным к проблемам «особенных» людей – они такие же, как и мы, и от беды не застрахован никто».
Мамедова Назрин, 11класс
«Погрузиться в мир людей, которые не могут видеть, было для меня очень необычно и интересно. Но лишь «прожив» в этом мире, я осознала всю серьезность и ответственность слепых людей за собственную жизнь. Ведь им приходится выживать в нашем мире. И меня восхищает стойкость этих людей – они не просто сохраняют свою жизнь, они пишут стихи, рисуют картины, побеждают в спорте, создают для нас «чудеса».
Ерофеева Елизавета, 9-а класс
«Незабываемые впечатления от проекта! Оказывается, ориентироваться в пространстве на ощупь не так-то просто! Мы держались за руку друга, чтоб хоть немного прийти в себя. И голос Ирины Юрьевны был спасением в этой «темной пропасти». Теперь мы понимаем, каково это – быть слепым…»
Шерстюк Кристина, Кухтикова Маргарита, 9-а класс
«…если в городе прогуляться по парку, то складывается впечатление, что у нас самая здоровая нация. Нигде не увидишь людей на колясках и «особых» детей, играющих на детских площадках. А почему они туда не выходят? Некоторые не могут физически, а большинство чувствуют молчаливое «отягощение» у окружающих от их присутствия.
К чему я это все написала? Да просто, чтобы в следующий раз, когда мы встретим «особого» ребенка в поликлинике или на улице, мы не отводили взгляда, а улыбнулись ему и его маме. Это так мало, но может дать им очень многое…»
Еремина Мария, 6-а класс
«Доброта, сочувствие, желание поддержать в трудную минуту – это то, что делает нас лучше. Находясь рядом с близким человеком, борющимся за свою жизнь, не смирившимся с собственной беспомощностью, я вижу в нем огромное терпение и безграничную стойкость духа. Рядом с ним мое сердце проходит не только «тропинкой сочувствия», но и «тропинкой восхищения и уважения».
Булычева Дарья, 8-а класс
«Не могу не рассказать о своей подруге Ксении, которая получила тяжелейшую травму в результате несчастного случая. Когда я думаю, как ей живется, то наши проблемы, здоровых, видящих и слышащих людей, кажутся мне ерундой. В моих глазах Ксения – настоящий герой. Герой не потому, что она спасла кого-то, а потому, что она переборола смерть и продолжает бороться с болезнями. И как бы это ни было трудно – радуется тому, что живет…»
Рябинина Мария, 9-а класс
№1 от 12.01.2017.