На одном из летних праздников, проходивших в музее-заповеднике «Хмелита», мне довелось познакомиться с Юрием Анатольевичем Матвеевым. Среди всей пестроты и богатства товаров, представленных на ярмарке народных ремёсел, его резные изделия из дерева приковывали к себе всеобщее внимание.
Да и как можно пройти мимо такой красоты! Резные панно с видами старой Вязьмы, иконы в узорчатых, богато расписанных киотах, целые картины, «нарисованные» тонким резцом мастера… За 40 с лишним лет работы Юрий Анатольевич создал сотни уникальных, не похожих одна на другую работ, многие из которых сегодня хранятся в музеях, в стенах православных храмов и даже в частных коллекциях за рубежом. Спустя несколько месяцев после того памятного праздника в Хмелите мы встретились с Юрием Анатольевичем снова. В его квартире-мастерской я увидела множество уже готовых и только начатых деревянных композиций, вместе образующих словно небольшой иконостас. В углу у стены стояли карандашные эскизы будущих работ, а на рабочем столике под лампой лежал пахнущий свежей древесиной, только-только начатый киот.
– За свою жизнь кем мне только не приходилось быть, – обводя взглядом уставленные резными изделиями полки, тихо говорит мастер. – Образования толком никакого у меня не было, в разное время доводилось работать и на электротехническом заводе, и в вагонном депо, и торговлей заниматься. Когда ещё учился в средней школе №5, у нас был хороший учитель изобразительного искусства, Иван Васильевич Докучаев, и благодаря его урокам, я полюбил рисовать. Резьбой по дереву увлёкся уже после армии, в 70-е годы.
С тех пор художественная резьба по дереву стала главным увлечением в жизни Юрия Анатольевича. Отслужив в армии и вернувшись в Вязьму, он ушёл в это дело с головой. В «смутные» 90-е годы, когда работы в городе практически не осталось, он получил неожиданное предложение: директор Дворца культуры «Московский» пригласил стать преподавателем в только открывшемся Центре народных промыслов и обучать искусству резьбы по дереву детей.
Центр просуществовал совсем не долго, пришлось снова отправиться на поиски заработка. Но без работы мастер не остался: его талантливые резные композиции к тому времени уже были известны далеко за пределами Вязьмы, и к нему стали поступать заказы на изготовление новых работ по фотографиям, старым чертежам и даже с натуры. На изделия вяземского умельца обращали внимание даже известные люди: представитель Владимира Познера предлагал вяземскому умельцу стать участником его выставки в Санкт-Петербурге, а Святейший Русской Православной церкви Патриарх Кирилл получил в дар большое панно с утраченными церквями и храмами Вязьмы, выполненное руками нашего земляка.
– Тема религии, веры мне очень близка, – говорит Ю.А. Матвеев. – Сам я – вязьмич в пятом поколении и однажды задался вопросом: «Почему наша семья носит такую фамилию, где её корни?» И выяснил, что «Матвеев» в переводе с древнерусского языка означает «дарованный Богом». В этой работе, наверно, состоит моё предназначение.
Заказы у вяземского резчика по дереву есть всегда, недостатка в материалах тоже нет: древесину подвозят друзья или сами заказчики. Юрий Анатольевич честно признаётся, что не помнит ни одной своей работы, которая была бы похожа на предыдущие. Его главный принцип – неповторимость, и он постоянно находится в поиске новых идей для своих композиций, новых видов резьбы и новых образов, которые он может украсить своей работой. В свободное от выполнения заказов время Ю.А. Матвеев трудится над резным панно с видом старинной Вязьмы, надеясь, что настанут времена, когда в нашем городе появится выставочный зал, в котором все талантливые вязьмичи смогут делиться плодами своего труда.