В Руднянской детской библиотеке состоялся диспут «Эра милосердия», участниками которого стали учащиеся 8-9 классов средних школ г. Рудни и гости мероприятия: майор полиции Морозова Елена Викторовна – старший инспектор по делам несовершеннолетних; начальник отдела культуры Виноградова Валентина Дмитриевна; настоятель Казанской церкви г. Рудни отец Александр; педагог-психолог Силина Марина Владимировна; старший менеджер отдела образования по работе с молодежью Мальцева Тамара Олеговна.
Что же такое «милосердие», нужно ли оно в современном мире? На эти и другие вопросы попытались ответить участники диспута в рамках предложенных тем: «Милосердие как понятие», «Жестокость и милосердие по отношению друг к другу в подростковой среде» (Денис Козюпа, 9-а класс, СШ № 1); «Милосердие и сострадание (взгляд современного подростка на проблемы бездомных, престарелых родителей, сирот и инвалидов)» (Попова Александра, 9-а класс, СШ № 2); «Взгляд подростка на проблему бездомных животных» (Кривцова Вероника, 8-а класс, СШ № 2); «Равнодушие» (Михайлова Анастасия 8-б класс СШ № 1); «Милосердие в профессии».
Начался диспут с толкования многогранного понятия «милосердие» словарями и трансформации термина в разные исторические эпохи. Хорошим дополнением по этому разделу диспута стала «Притча о двух волках», расказанная ведущей – Трофименковой Антониной Владимировной.
Особенно затронула участников диспута тема моральных ценностей и взаимоотношений современных подростков, в частности, драки и конфликтные ситуации в их среде. Пути решения такого рода проблем, конкретных конфликтных ситуаций среди школьников, по мнению педагога-психолога Силиной М.В., могут быть найдены с привлечением авторитетного человека, в роли которого может выступить психолог, классный руководитель.
Тема жестокого обращения с животными также очень активно обсуждалась. В пример был приведен недавний нашумевший случай с хабаровскими девушками, жестоко расправлявшимися с бездомными животными. Отцом Александром был задан вопрос юному поколению: «Можно ли проявить милосердие к этим девушкам, помиловать их?» По этому поводу высказывалось большое количество негативных суждений. Однако ни один человек не застрахован от совершения ошибок, порой роковых, способных сломать судьбы людей. В то же время к каждому из оступившихся можно проявить снисхождение, помиловать. В данном случае помилование, как акт милосердия со стороны государства, дает человеку шанс, раскаявшись, встать на путь исправления.
Обсуждались и такие вопросы: «Рождается ли человек милосердным или это чувство воспитывается, приобретается в процессе жизни?», «Нужно ли проявлять милосердие по отношению к бездомным людям, социально незащищенным слоям общества и как правильно организовать помощь реально нуждающимся людям?», «Как относиться к равнодушию людей в современном обществе и кто они – равнодушные люди?»…
По каждой теме учащиеся подготовили электронные презентации и видеоролики, ставшие ярким дополнением обсуждаемых вопросов диспута, а также выражали свое мнение по той или иной теме и приводили примеры из реальной жизни, задавали вопросы приглашенным гостям мероприятия и получали квалифицированный ответ.
Из этого следует, что диалог состоялся. Конечно же, мы не можем в одночасье изменить мир вокруг нас, но мы можем измениться сами. Ведь «сверхъестественное» чувство милосердия делает человека отличным от животного и является следствием одного правила жизни: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Подготовили и провели диспут Трофименкова Антонина Владимировна, библиотекарь читального зала Детской библиотеки и Владимиренкова Елена Михайловна, библиотекарь Центральной библиотеки.
О. Кирьякова,
зам. директора Руднянской Центральной библиотечной системы
№46 от 17.11.2016.