Через год после Великой Победы в разрушенной и стертой с лица земли Вязьме был сооружен первый в Советском Союзе государственный монумент работы Евгения Вучетича, запечатлевший образ легендарного командарма — командующего 33-й армией, генерал-лейтенанта Михаила Григорьевича Ефремова и его бойцов, геройски погибших в боях за город Вязьму.
В 1943 году был объявлен конкурс на проект памятника М.Г. Ефремову. Капитан Вучетич принял участие в конкурсе, и его проект получил самую высокую оценку. Это была первая значительная работа художника. Позже будут «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине, монумент «Родина-мать зовет» в Волгограде и многие другие памятники. За памятник М.Г. Ефремову скульптор был удостоен первой Сталинской премии (в будущем будут еще четыре, плюс Ленинская – за другие произведения).
Автор воплотил в художественном образе призыв к подвигу и показал моральную силу защитников Родины. Скульптор создал не однофигурный, а групповой памятник. Главный образ – генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, энергичным жестом руки указывающий вперед. Раненый, он руководит боем, лицо его выражает волю, направленную только вперед, к победе. В композицию включены еще четыре персонажа: солдат, поддерживающий раненого командующего, гранатометчик, автоматчик и раненый боец. Поддерживающий генерала солдат прочно стоит на ногах, он готов отдать жизнь за то, чтобы не дать упасть своему командиру. Фигура гранатометчика выражает великий смысл: подошел последний рубеж его жизни, и боец приготовился сделать бросок своей последней гранаты туда, откуда наступает враг.
Генерал Ефремов погиб в окружении. Чтобы отразить в памятнике это обстоятельство, скульптор ввел автоматчика, который на один момент обернулся, чтобы дать «очередь» в сторону наступающих врагов. Впереди главного персонажа помещена фигура смертельно раненного бойца, из последней силы силившегося поднять руку, чтобы выстрелить во врага, эта фигура дает нужную композиционную смысловую точку памятника.
Как удалось скульптору создать столь убедительные образы? Е.В. Вучетич сам был участником войны и непосредственным свидетелем массового героизма советских воинов на фронте. Он вспоминал, что через всю жизнь пронес взгляд умирающего лейтенанта, которого помнил с первой атаки. Когда смертельно раненный офицер падал, Вучетич видел лицо этого обреченного на смерть человека. Его взгляд он запомнил навсегда, в нем были такая жажда победы и такая ненависть к врагу, что оставалось только запечатлеть в образе раненого бойца. Семья скульптора отмечала, что в образе раненого бойца Вучетич запечатлел себя. Гранитный постамент архитектора Я.А. Белопольского – неприступная крепость – как нельзя лучше подчеркивает главную идею монумента. В верхней его части протянута гирлянда из лавровых листьев, как символ вечной славы и доблести народа.
Основные работы по сооружению монумента начались в августе 1946 года. В итоге памятник был сооружен в предельно короткий срок. На его строительство было затрачено 1,5 млн. рублей.
Открытие памятника генерал-лейтенанту было приурочено к 29-й годовщине Октябрьской революции. Памятник командарму М.Г. Ефремову был установлен 7 ноября 1946 г. на месте церкви Сошествия Святого Духа, пострадавшей в годы войны. На открытии памятника присутствовали авторы монумента, сын Михаил Михайлович с матерью Елизаветой Васильевной, брат Василий, боевые товарищи.
Гармонично выглядит сквер – лучами расходящиеся аллеи вокруг памятника с аккуратно подстриженным кустарником. 6 мая 2015 года, в год 70-летия Победы, у подножия памятника командарму М.Г. Ефремову был торжественно зажжен «Вечный огонь».
Величественному монументу в этом году исполняется 70 лет, он занял одно из почетных мест в монументальном искусстве нашей страны и стал за прошедшие десятилетия главным символом Вязьмы.
Текст: О. Селявина, директор Вяземского историко-краеведческого музея
№44 от 04.11.2016. Фото Е. Давыдовой.