27 сентября 2016 года в праздник Воздвижения Креста Господня епископ Вяземский и Гагаринский Сергий с пастырским визитом побывал в Холм-Жирковском районе.
По окончании Божественной Литургии он совершил освящение памятника «Вечная память» в честь невинноубиенных священнослужителей и разрушенных храмов в годы гонений на территории Холм-Жирковского района. Данный памятник является уникальным из тех, что находятся на территории Смоленской области.
Идея создания этого памятника возникла у председателя районного общества краеведов Валерия Петровича Шашкова и иерея Максима Мамонова. Валерий Петрович со всей душой, со всем своим неравнодушием к истории родного края принялся воплощать идею в жизнь, и ему это блестяще удалось. Наверное, только один он знает, сколько труда, терпения, дара убеждения вложил он памятник «Вечная память».
История православных храмов Холм-Жирковского района богата на события, имена. Каждый храм, каждая церквушка – свой мир, уклад, традиции. И когда к власти пришли большевики, все это оказалось не только не нужным, но и опасным, в том числе, для коммунистической идеологии.
Хотя по справедливости тот, кто писал «моральный кодекс строителя коммунизма» явно был знаком с заветами Божиими. В те годы приветствовалась лишь одна идеология, по которой кто не с нами, тот против нас.
Процесс гонения на церковь, священнослужителей начался с первых же месяцев после революции. С начала 1918 года все случаи гонений фиксировались Поместным Собором Русской православной церкви, с тем, чтобы собранный материал передать высшим советским властям. Среди тех, кто подвергся гонениям в связи со своими убеждениями, были и священники нашего района. Священник села Печатники Александр Руженцев, диакон этой же церкви Петр Тройницкий, священник села Покров Сергий Чулков были расстреляны в Смоленске в сентябре 1918 года. Им приписывалось участие в Покровско-Холмовском восстании, но всем было ясно, что единственная их вина – их убеждения и священнический сан.
Процесс закрытия церквей в районе не одномоментен. Советская власть боролась с церковью и верующими разными методами: отказами в регистрации, налогами, поборами, штрафами, реквизированным имуществом, «твердым заданием», дискредитацией, как служителей церкви, так и верующих.
Мне приходилось читать документы Холм-Жирковского райкома ВКП (б). В самых разных документах, от отчетов до протоколов, тема борьбы с религией занимает едва ли не первостепенное значение. Существовал самый настоящий гласный и негласный контроль за жизнь, в том числе, и частной, священников, диаконов, псаломщиков. Даже тогда, когда человек был вынужден оставить свою службу. Но при этом во многих холмовских учреждениях ( в самом отделе НКВД) машинистками работали дочери служителей церкви. Ведь образованных ( не грамотных) женщин в районе было не так уж много. У тогдашней холмовской элиты была, очевидно, некая мода брать в няньки тех же поповен. Во Владимирском леспромхозе священник вел негласно всю бухгалтерию. Директор оправдывался: просто батюшка был единственным, кто мог начислить зарплату рабочим и сделать тарификацию леса. Священники работали на льнозаводах, почте, то есть там, где требовались грамотные кадры, но при этом они сами и их семью жили в постоянном унижении, в страхе быть арестованными, выселенными, остаться без куска хлеба.
Тяжело было всегда, но самые трагические времена наступили к концу 30- годов. Принятие сталинской конституции, выборы в Верховный Совет … и преследование любого инакомыслия. Из тех имен, чьи имена мы видим на памятной доске памятника, большинство были приговорены к высшей мере наказания именно в 1937-1938 годах. Их арестовывали под надуманными предлогами, обвиняя в контрреволюционной деятельности и контрреволюционных заговорах. Главная их вина состояла лишь в том, что все они были «служителями культа». В то время, как в СССР должна быть одна вера – в коммунизм и товарища Сталина.
Если посмотреть даты приведения приговора в исполнение, то увидим, что даты смерти рознятся немногим. Алексей Иванович Медведков был расстрелян 25 сентября 1937 года, Александр Иванович Шведко – 27 октября 1937 года, Дмитрий Памфилович Строганов – 23 октября 1937 года, Николай Ефимович Оглобли – 28 ноября 1937 года. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно –900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900 .
Сейчас многие священники, в том числе и уроженцев нашего района, являются новомученниками.
Согласно «Книге учета церквей Смоленской области» к началу 1941 года в Холм-Жирковском районе формально не закрытыми считались церкви в селах Пигулино, Печатники, Каменец, Настасьино, Щербатовщина. Но во время Великой Отечественной войны смогла работать лишь церковь в Пигулине.
Те церкви, что уцелели в годы войны, в послевоенные годы превращались в мастерские, склады, разбирались на кирпич. Богатое наследие, оставленное нам предками, которые буквально по копеечке собирали со всего крестьянского мира на строительство и украшение храмом, оказалось не только растраченным, но и поросло травой забвения. Так что памятник «Вечная память» – это знак признательности, памяти и убиенным священникам, и тем, кто пострадал за веру, и разрушенным храмам, и нашим предкам, строившим их.
Валерий Петрович Шашков нашел единомышленников в лице спонсоров Жирайра Абрамяна, Николая Жманкова, мастеров Константина Антипова, Бориса Дрозда. В верхнюю часть памятника заложен фрагмент подлинной решетки Никольского храма в селе Холм-Жирковский, как знак того, что ничего в мире не исчезает бесследно.
Выступая на открытии памятного знака, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий сказал:
– Сегодня мы освятили памятный знак во воспоминание тех страшных и грозных событий, которые имели место на нашей земле. Когда человек восстал против Бога, сказал: «Зачем мне Бог!» и стал рушить храмы, убивать священников, предавать друг друга. И мы с вами знаем, чем это закончилось. Тем самым русский народ навлек на себя кару Божию. Кара эта была страшной. В этой жизни всегда бывает, что за ошибки надо рассчитываться. А рассчитываться порой приходится очень долго и больно.
Приходите к этому памятному знаку, поминайте священнослужителей, поминайте храмы, что были уничтожены. Молитесь у этого места и о своих сродниках, молитесь и о том, чтобы наш русский народ никогда не забыл то, что его постигло. И всегда бы призывал имя Божие в помощь, преклонял свои колена перед животворящим Крестом Господним, освещал себя крестным знаменем и был бы всегда русским православным народом…
Возможно, у памятного знака появятся и стенды с фотографиями порушенных храмов. Во всяком случае, такая идея есть. И тогда уже наглядно можно будет посмотреть на то, что мы потеряли.
Текст: Галина Цветкова
№41 от 14.10.2016