Что можно сделать с упавшим или срубленным деревом? Пустить его на производство нескольких пачек офисной бумаги, изготовить красивую и качественную мебель для дома или изящную раму для будущего шедевра художника. А можно сотворить необычную композицию, красоте которой позавидует сама природа. Этим и занимается вяземский умелец Сергей Ушаков, источником вдохновения для которого стали его походы в лес за грибами.
Сергей – смолянин, переехавший в Вязьму 16 лет назад. После окончания армейской службы он, как и многие его сослуживцы, оказался «витязем на распутье»: найти работу в родном городе молодому человеку в лихие 90-е было крайне сложно, старания знакомых и временное устройство в органы милиции также обернулись неудачей. Всё изменил внезапный звонок старого армейского друга: «Приезжай ко мне». Сергей приехал – да так у нас в Вязьме и остался. Здесь женился, обзавёлся семьёй, а работать устроился водителем на хлебозавод.
С детства жизнь Сергея была тесно связана со спортом. Лёгкая атлетика, потом тяжёлая, потом волейбол – с годами ежедневные тренировки и соревнования всё сильнее сказывались на здоровье, и в конце концов от спортивного образа жизни пришлось отказаться: не выдерживали нагрузок спина и колени. После стольких лет активной работы над собой просто сидеть дома оказалось настоящей пыткой. Руки и душа просили работы. А тут мать – профессиональный флорист – пожаловалась на нехватку вазочек для составления цветочных композиций. Сергей сразу предложил свою помощь, купил на рынке деревообрабатывающий станок и попробовал сделать первую вазочку. Получалось плохо: дерево было в основном сырое, обрабатывать его было сложно. Пришлось идти в лес, искать сухую древесину. С сухим материалом дело быстро пошло на лад…
– А я сам лесник, все близлежащие леса исходил вдоль и поперёк, блудил не по одному часу, пока грибы собирал. Задумался: а почему бы не сделать из дерева гриб? Сделал большой мухомор, поставил его у тёщи на даче. А потом захотелось выточить грибок прямо на пне – получилось. Правда, ножка у него была прямая, как у солдата, ненатуральная.
Сергей начал внимательнее присматриваться к тому, как растут грибы в природе. Ходил по знакомым лесным тропкам, выискивал замшелые пеньки с растущими вокруг да около опятами и говорушками, целыми семейками выскакивавшими по весне. Тяга к работе с деревом у молодого мастера была ещё с детства, с тех времён, когда дедушка учил его собирать и варить лозу для плетения корзин.
– Первую композицию из пенька делал долго, где-то полдня. Увидел – липа лежит, корявая, но ещё живая, несгнившая. Я взял один сук, а с него кора как чулком снялась, словно варёная. Меня ещё мой дед в детстве учил варить лозу: мы вместе её собирали, а потом варили в большом котле до тех пор, пока у неё не появится красноватый оттенок. Эту липу я обработал и выточил из неё грибные ножки для своего первого пня.
Для того чтобы изготовить композицию такой сложности, одного деревообрабатывающего станка было недостаточно. Нужны были резцы, стамески, особые насадки для придания грибным шляпкам натуральной формы. Да и дерево нужно особое, сухое, мягкое, да чтобы после обработки выглядело красиво. Живые деревья мастер принципиально никогда не рубит – подбирает спиленные дорожниками ветки или находит уже упавшие стволы и снимает с них подходящий материал.
Поиском и изготовлением всего необходимого Сергей занимался сам. За станок садился сразу после работы, после шести часов, и проводил целые вечера, совершенствуя свои навыки работы с древесиной, вытачивая всё новые и новые замысловатые узоры, так непохожие на все предыдущие.
– Зимой после работы уходил в гараж. На улице -10 градусов, машину на улицу выкачу, надену перчатки, обогреватель сзади поставлю и точу до позднего вечера. Три месяца в таком режиме работал, готовя поделки к Масленице. Не так долго сделать сами фигурки, как высушить древесину. Если древесина хоть немного сыровата, она будет лохматиться, будет плохо шлифоваться. С ветвей, которые не успели достаточно подсохнуть, я сначала снимаю кору и кладу их в микроволновку минуты на две, просто чтобы убить всю заразу.
Накануне Масленицы, 5 марта, работы Сергея приняли участие в своей первой выставке в Смоленске. Деревянные грибки, словно живые, выскочили на тёплом мартовском солнышке и сразу привлекли внимание смолян. Молодого умельца буквально засыпали вопросами: кто-то изумлялся, как он смог такое придумать, кто-то подходил с профессиональной точки зрения, интересуясь техникой резьбы, материалами, инструментами. Одним из тех, кто заметил Сергея и его оригинальный взгляд на работу с древесиной, стал мастер Сергей Аркадьевич Бобков – известный в нашем краю художник и краснодеревщик, работающий учителем в деревне Шуйское. На праздничную ярмарку он привозил своих подвесных птичек из дерева, и Сергей сразу же ухватился за возможность научиться у него чему-то новому.
– Он пригласил меня к себе домой, где я увидел множество удивительных вещей: резные орлы, наличники, вазы из дерева, картины на древесной коре… Сергей Аркадьевич поделился со мной своим опытом, а я рассказал ему, как при помощи технической муфты с приваренной к ней гайкой изобрёл практически идеальную форму для грибных шляпок. Сергей, как и моя мать, поражался моему умению, хотя я сам, напротив, никогда не видел в этом ничего особенного. Меня больше поражает, как люди, такие как он, могут творить целые скульптуры из дерева. Мне кажется, что в этом – настоящее искусство. Я же просто хочу подарить дереву вторую жизнь, чтобы оно не погибло, не ушло в землю, а чтобы о нём была какая-то память.
Благодаря знакомству с прославленным шуйским мастером, Сергей узнал о сложных видах резьбы, познакомился с новыми инструментами и смог почерпнуть немало идей для своих будущих работ. После первой выставки в Смоленске молодого вяземского умельца стали приглашать в другие города России и даже за рубеж, в Белоруссию. Но Сергей продолжает работать по принципу: «Людям нравится – я делаю». Несмотря на то, что его изделия хорошо продаются, он не видит в своём увлечении лишь способ заработка, главное – чтобы людям оно дарило радость и чтобы сама работа была в удовольствие.
– На хлебозаводе моими пеньками заинтересовались сразу. Когда я только начал вытачивать первые грибочки, у меня их начали разбирать – прямо в цехах, подходили и покупали. А однажды такой случай был: везу я ночью хлеб в Калугу, останавливают меня гаишники. Видят – у меня инструменты лежат в кабине, сразу спрашивают: «Что это?» Я отвечаю: «Стамески». Это ж не ножи… Они удивились: «Ты что, деревом занимаешься?» А у меня как раз с собой было несколько работ с выставки. Достаю, показываю, один гаишник сразу: «Подари!» Я сначала отказался, работа ведь дорогая, а потом достал маленький мухомор – отдал ему. Он даже документы у меня не успел проверить – побежал показывать остальным свой подарок.
Главными же ценителями необычных деревянных композиций Сергея стали члены его семьи. Особенно младшие – сын и дочка, которым папины деревянные уточки, лошадки и белочки прекрасно заменяют покупные игрушки из пластмассы.
– Мой старший сын увлекается динозаврами, книжки по палеонтологии уже наизусть знает. Когда идём лечить ему зубы, мы всегда покупаем игрушку-динозавра, чтобы ему было спокойнее, и однажды я захотел сделать деревянного, резного. Со временем сын сам начал мне помогать: я фигурку сделаю – он её маслом намажет. Научил его пользоваться штангенциркулем, чтобы измерять толщину будущих грибных ножек. Ему это нравится, а мне приятно оттого, что я могу передать ему свои знания.
За пять месяцев упорной работы увлечение Сергея переросло в некую форму творческой зависимости. Мастер признаётся: как бы сильно он ни уставал, как бы ни изматывался в дороге и на огороде, несколько часов, проведённых за станком, открывают в нём второе дыхание. Секрет, по его мнению, заключается в том, чтобы работать для души и вкладывать её в каждое своё изделие, даруя им вечную молодость и вечную жизнь.
Текст: Мария Киселёва
№38 от 22.09.2016