
Жизнь современного человека просто
невозможно представить без больших
и маленьких магазинов, где мы можем
приобрести все, что нашей душе
угодно. Именно там нас с улыбкой встречают приветливые
и дружелюбные продавцы,
которые помогают определиться
с выбором. 22 июля работники торговли отмечают свой профессиональный
праздник — День торговли. Накануне мы встретились с представителями этой профессии, и они рассказали нам
о тонкостях своей работы.
Для этой профессии нужен талант,
талант общения
С Еленой Константиновной Сильченковой, продавцом магазина Монастырщинского райпо в деревне Турки, мы встретились прямо на ее рабочем месте — за прилавком.
— Елена Константиновна, сколько лет вы работаете в сфере торговли?
— Сколько себя помню, стою за прилавком. По образованию я бухгалтер, закончила кооперативный техникум, но по специальности долго не работала, несколько лет на торфопредприятии и в лесхозе, потом устроилась в магазин. Здесь я и работаю уже больше 21 года.
— Что самое сложное в вашей работе?
— На мой взгляд, самое сложное — найти подход к покупателю. Все мы разные, бывает, «встанем не с той ноги», и на весь день настроение плохое. А моя задача, — постараться обслужить человека так, чтобы у него осталось положительное впечатление о магазине.
— У вашей профессии есть свои особенности? Каждый ли может стать продавцом?
— В эту профессию случайные люди не придут. Скажу так, продавцам в первую очередь нужно иметь талант общения.
Я всегда интересуюсь у людей, как у них здоровье, как дети, внуки. Сейчас вот обсуждаем, какие заготовки на зиму кто будет делать, делимся рецептами. За столько лет работы мы как одна большая семья. На работу я всегда иду с удовольствием. В выходные дни даже ощущаю, как мне не хватает этого общения.
— Случаются ли во время работы смешные ситуации?
— Да, и такое бывает. Вот недавно бабулечка пришла за хлебом, накупила продуктов, а про хлеб и забыла. Зато наболтались вдоволь, — улыбается Елена Константиновна.
— Были ли моменты, когда хотелось все бросить и уйти работать в другую сферу?
— Наверное, в любой профессии есть свои плюсы и минусы. Бывает, конечно, нахлынет: «Все ухожу». Но потом эмоции поутихнут, успокаиваюсь, и все возвращается на круги своя. А вообще, свою работу, прежде всего, нужно любить, тогда она будет приносить удовольствие.
P.S. Нам то и дело приходилось прерывать разговор с Еленой Константиновной. Покупатели постоянно заходили в магазин: кто за хлебом, кто за колбасой, кто за печеньем. Значит, пользуется спросом, — отметила я про себя.
Моя героиня очень уверенно с улыбкой обслуживала жителей деревни. Я решила узнать мнение турковцев о Елене Константиновне.
Валентина Владимировна Никонова (пенсионерка):
— Наша Елена лучше всех. Всегда в хорошем настроении, быстро обслуживает, обязательно поинтересуется, как здоровье. Мы все ее очень любим.
Нина Яковлевна Матулло (пенсионерка):
— У нас в деревне два магазина, я хожу только к Елене Константиновне. В магазине у нее всегда чисто и убрано, для нас стульчики стоят, можно передохнуть. Елена Константиновна всегда приветлива и дружелюбна, ни разу я от нее не слышала грубого слова.
Ирина Молдованова:
Профессия сама нашла меня
Я работаю продавцом уже двадцать лет, сейчас — в магазине с добрым замечательным названием «Сказка». Никогда не мечтала работать в торговле, можно сказать, эта профессия нашла меня сама.
По образованию я конструктор-модельер, но у нас в поселке такие специальности не требуются, а в городе у меня не сложилось. Вот я и решила попробовать себя в торговле. Я человек общительный, вот и задержалась в этой сфере надолго.
Трудностей в нашей профессии, я считаю, нет никаких. Разве что иногда у покупателей бывает плохое настроение. Я стараюсь найти подход к каждому покупателю. Вижу, что у человека плохое настроение, подбодрить его стараюсь. Смотришь, и улыбнется человек, и у меня на душе теплее станет.
Какими качествами должен обладать продавец? Доброжелательность, оптимизм, терпение, пожалуй, основные из них.
Конечно, в нашей работе тоже есть свои нюансы и секреты — можно проявить творческие способности, например, красиво со вкусом расставить товары, чтобы они привлекали покупателей, конечно, не забывая про товарное соседство.
Рабочий день у меня начинается в 8.30 и заканчивается в 20.00. Я принимаю товар, разбираю его и грамотно продаю. Если приходят новые продавцы, то мне необходимо обучить их всем тонкостям работы.
Самое интересное и приятное в моей работе — это общение с людьми. Покупатели к нам в магазин ходят практически одни и те же, я уже знаю вкусы многих из них, иногда даже без слов понимаем друг друга.
«Мне как обычно», — слышу я и прекрасно знаю, о чем идет речь. Я люблю, когда покупатели уходят довольными из магазина. И работу свою я люблю.
Уверена, что продавцы будут востребованы всегда. А тем, кто хочет связать свою жизнь с торговлей, хочу сказать, что работа у нас интересная, но непростая. Все должно быть основано на доверии и уважении покупателей. Ведь человек снова и снова будет приходить только в тот магазин, где его вежливо и с улыбкой обслужили и продали качественный товар.
От души поздравляю всех коллег — работников торговли с профессиональным праздником, желаю только хороших и добрых покупателей!
Надежда БОЛДЫРЕВА