
Вот уже не первый год публикации о людях, точнее о солидных юбилярах, районная газета начинает с мужчин. И не то что бы мы специально к этому стремимся… нет, просто само собой получается так, что именно в начале года свои серьезные юбилеи отмечает сильная половина Велижского района, а значит, так тому и быть. Вот и в этом году мы начинаем свое повествование длиною в календарный год с мужчины, который своими глазами видел войну на велижской земле, который с раннего детства познал тяготы, лишения, эвакуацию, научился трудиться на совесть, которого жизнь совершенно не баловала своими щедрыми подарками, но который сегодня, отметив 9 февраля свой 90-летний юбилей, продолжает любить жизнь, тепло относится к людям и совершенно ни на что не жалуется… Кто же наш герой? Знакомьтесь, Александр Демьянович Морозов.
на хуторе близ деревни Ситьково 9 февраля 1933 года в обычной крестьянской семье появился сын – первенец Александр, который так и останется единственным ребенком в семье. В 1939 году семью переселили в д. Ситьково, где отец, Демьян Ивлевич, построил дом, в котором семья жила и до войны, и после войны. Дом-то построил, а вот пожить в нем главе семьи, к сожалению, не довелось. Началась война, страшная, жестокая война, разделившая и без того непростую жизнь людей на до и после. «Отец ушел на фронт, с войны не вернулся, – начал свой рассказ о тех страшных годах, едва сдерживая слезы, Александр Демьянович. – Свой первый бой он принял под Ельней, в д. Ушаково. Я одно время даже думал, что он там и погиб – с войны вернулся односельчанин Черняев Карп Нилович, он об этом нам и рассказал. Спустя года, а точнее десятилетия, я съездил туда, не могло никак успокоиться сердце, но позже выяснилось, что не погиб отец в том своем первом бою, а был тяжело ранен, долгое время лежал в госпитале с переломом обеих ног, а пропал без вести в декабре 1943 года. Как, где – до сих пор мне неизвестно».
Так мы и перешли в разговоре к опаленному войной детству Александра Демьяновича.
– В нашей деревне немцев постоянно не было, только если проездом, иногда останавливались отдохнуть. Но вот время было очень страшное: нельзя было лишнего слова сказать – зверствовали полицаи, а еще финны (помню их очень хорошо – в черной форме, без винтовок, но с кинжалом на поясе). Каждый день над нами летал немецкий двухфюзеляжный самолет-разведчик, частенько сбрасывал маленькие бомбы, которые, ударяясь о землю, взрывались на метровой высоте и осколками рубили все вокруг. Поэтому люди никуда не ходили, нельзя было.
Помню, что при немцах в деревне был назначен староста – пожилой мужчина, который старался сделать все возможное, чтобы немцы не причинили вреда ни детям, ни женщинам, ни старикам. Зимой, когда немцам было особенно холодно, староста сам заходил в каждый дом, просил отдать все, что есть из теплых вещей, чтобы не разозлить их, чтобы не было беды. Что особенно помнится – как отступали они в декабре 1942 года. Зима была морозная, снежная – снег везде лежал по пояс. Староста по приказу немцев собрал все население, чтобы от Ситькова до Узвоза расчистили дорогу. Что поделаешь, все вышли и работали. И в этот же вечер со стороны д. Воронино пошли отступающие пешие немцы, техники не было, но сама колонна была огромная. В деревне оставили немцы своих – пять человек, которых на следующий же день расстреляли наши солдаты.
В конце сентября, когда немцы ушли из Велижа, в д. Ехны в двух жилых домах открыли школу. Из досок, как смогли, соорудили парты, так начались школьные годы Александра Демьяновича. Здесь было всего 4 класса, а семилетка открылась в д. Маклок, куда дружная ватага ребятишек и в дождь, и в мороз ходила пешком. Чтобы не сбиться с пути, особенно зимой, по пути в школу ребятишки ставили вешки – прутики по обеим сторонам тропы. Учиться Александру Демьяновичу нравилось, да вот только сложнее всех школьных предметов давался русский язык. «А как я мог правильно писать, если я практически ничего не читал. В школу идешь темно, из школы приходишь темно, электричества-то не было. А как мы стихотворения учили – пока идем в школу вместе с учителем, стихотворение выучим. Летом опять же не до чтения – все дети работали в колхозе, мужчин же нет, надо помогать». И вот впереди финишная прямая – обучение в 8-м и 9-м классах в Велиже. Если 8-й класс удалось закончить, то 9-й – нет. Очень задел мужское самолюбие Александра Демьяновича один случай, когда учительница, посмеявшись над ним, зачитала вслух его не самое удачное сочинение. «Я просто встал и ушел, так и закончилось мое обучение», – подытоживает мой собеседник.
А дальше три с половиной года службы в армии. Рассказал Александр Демьянович и о долгом пути в воинскую часть в Свердловск, и о том, как солдат дустом обрабатывали от вшей, и то, как молодой деревенский парень с жадностью и интересом проживал ту, другую, армейскую жизнь.
«Школу бросил, приехал в армию, а там снова отправили учиться, – продолжает Александр Демьянович. – Пять месяцев учился на телеграфиста, стал специалистом третьего класса. Кто учился получше, оставили в воинской части. Я попал в штаб армии на телеграф. Работали в старинном двухэтажном здании, в подвальном помещении, где стояли двадцать пять телеграфов, коммутатор. Сначала был телеграфистом, потом телеграфным механиком, а последние полгода – старшим механиком. Вот это уже была другая жизнь!»
Отслужил, вернулся домой, пошел сразу работать в колхоз. Пять лет отработал плотником, а затем новый председатель стал поднимать колхоз с колен. Первое, что сделал, – это купил электростанцию. «Электриков нет, а я был немного знаком, служба в армии вот здесь и пригодилась, так председатель назначил меня электриком». Время шло, в колхозе стала появляться сельскохозяйственная техника – трактора, плуги, сеялки. Она, конечно, была старая, быстро начались поломки. Что делать? Председатель предлагает Александру Демьяновичу выучиться на электросварщика. Молодой человек с радостью познает азы, вникает в каждую мелочь. Работая электросварщиком постепенно наблюдает за работой токаря, тем самым, спустя время, осваивает и токарное дело. Довелось работать на зернотоке механиком и даже на должности технички в конторе. Одним словом, не боялся мой собеседник никакой работы, все в руках спорилось, все получалось.
В 1964 году, уже будучи серьезным мужчиной, Александр Демьянович создал семью. 57 лет прожили вместе Александр Демьянович и Нина Евтихиевна Морозовы. Воспитали сына Ивана и дочь Татьяну, обрели счастье – стали не только бабушкой и дедушкой, но и прабабушкой и прадедушкой. Вместе построили дом, который и сегодня, спустя годы, крепкий, здоровый, ухоженный. «Этот дом мы начали строить в 1970 году. В то время здесь, в колхозе, работали велижские строители, так вот одни помогли мне сделать фундамент и печку, другие – поставить сруб. А дальше все сам. И надворные постройки тоже строил самостоятельно», – с какой-то удивительной скромностью рассказывает Александр Демьянович. – С супругой мы жили хорошо, конечно, как и в каждой семье, случалось всякое, но это неважно. Важно, что она мне доверяла, я ее любил».
Я слушала и думала о том, как здорово, что в свои 90 Александр Демьянович здраво рассуждает о жизни… Нет, он совсем не торопится жить, он наслаждается каждой минутой, каждым днем, каждым годом. Иначе как объяснить, что вся работа ему в радость. Есть в его хозяйстве и огород, где хозяин самостоятельно выращивает и картошечку, и морковочку, и свеклу. Есть пчелиные улья, а значит, и мед. Есть курочки. «Не отопаешь и не полопаешь», – смеется умудренный жизнью дедушка. Но и это не все… Летом Александр Демьянович заготавливает самый вкусный и полезный иван-чай, который зимой согревает теплотой родного края.
Спрашиваю у Александра Демьяновича:
– Сложно Вам сегодня одному, кто помогает?
– А когда было легко? Вся жизнь прошла в труде. Трудиться начал с малых лет, когда были в эвакуации. В доме хозяйки была такая беднота… ни одной надворной постройки. И мы вместе с Колей (мальчиком из д. Логово) каждый день должны были заготавливать дрова. А вообще-то трудиться надо. Кто помогает? Дочка приезжает, а так я и сам справляюсь, я же на своих ногах.
Неоднократно Александр Демьянович был представлен к награде. Самые значимые для него – медаль «За доблестный труд» и орден «Знак Почета».
Удивительные все же люди – наше старшее поколение! От них исходит не только мудрость, доброта, но и какая-то великая сила – сила-слова, сила-дела! Пусть будет так всегда!