Скоро исполнится год с начала специальной военной операции, которую Россия ведет на Донбассе. В первые же недели в стране появились добровольцы, бескорыстно помогающие нашим военным и мирным жителям на территории СВО. А после частичной мобилизации число волонтеров возросло кратно: война пришла в наши дома.
На страницах «Вестей Привопья» мы регулярно рассказываем о тех, для кого слова «своих не бросаем» — больше чем лозунг. Сегодня мы знакомим наших читателей с потрясающими женщинами, которые бесплатно, в свободное от основной работы время шьют для наших бойцов тактические носилки, дождевики, пятиточечники, подсумки и другие необходимые на фронте изделия.
О работе ярцевского отделения волонтерского движения «#Zа_наших67» рассказывает его активистка, информационный координатор поисково-спасательного отряда «Сальвар» Анна Жойкина.
— Анна, как возникла идея движения «#Zа_наших67»?
— Примерно полгода назад в один из рабочих чатов пришел клич от коллеги из Вязьмы о том, что на фронте нашим ребятам нужна помощь в виде теплых вещей, продуктов и т.п. Мы начали самоорганизовываться и думать, чем можем помочь. Узнали, что в Москве есть волонтерская организация «Золотые руки ангела», которая отшивает на фронт тактические носилки для раненых. Сейчас почти в каждом регионе России есть представители этой организации. Мы поняли, что тоже можем шить носилки для наших смоленских ребят, и связались с Юлией Бодровой, которая взяла на себя общение с московской организацией и функции куратора в Смоленском регионе. Был создан региональный чат «#Zа_наших67». Такое же название мы дали и нашему волонтерскому движению. Сейчас чаты есть в «ВКонтакте» и в «Телеграме». Мы рассказали, что нам требуется помощь, главным образом, рабочие руки. В чаты быстро добавилось неимоверное количество людей – в течение буквально нескольких дней — около трех тысяч. На тот момент у нас еще не было четкой структуры, выстроенной логистики. Но было огромное желание помогать. Постепенно стала прорисовываться структура движения. Руководителем областной организации стала Анна Канаева, а Юлия Бодрова продолжила курировать районные ячейки.
— Что сейчас изготавливает ваша организация?
— Начинали мы с тактических носилок, на которых выносят раненых с поля боя. Они шьются в виде сетки из стропы по определенной технологии. Есть жесткие технические требования к стропе и к ниткам, потому что тактические носилки должны выдерживать до 300 килограммов нагрузки. Ребята рассказывают, что зачастую в боях они выносят на носилках не только людей, но даже технику. Сейчас по заказу «Боевого братства» мы шьем 50 носилок, из которых они хотят сделать маскировочные укрытия. Кроме носилок мы отшиваем эвакуационные стропы, подсумки, пятиточечники, тактические дождевики. У нас появилась замечательная девушка-швея из Смоленска Юлия Симонова, которая занимается разработкой многих наших изделий. В ноябре-декабре мы стали делать маскировочные халаты, причем сначала шили белые костюмы, но оказалось, что зимы в тех местах толком нет, поэтому мы изменили цвет ткани и шьем маскхалаты в соответствии с условиями их использования. Кроме того, в январе поступил заказ на изготовление перевязочных косынок для госпиталей.
— Как вы определяете, так скажем, «ассортимент» своей продукции? Как связываетесь с бойцами?
— Они сами с нами связываются. Звонят по телефону, пишут в чате, передают свои просьбы через знакомых. Когда ребята стали приходить с фронта в отпуск, они лично рассказывали о том, что им нужно. Так, недавно один из наших бойцов, находящихся в отпуске, оставил свой экипировочный разгрузочный пояс, чтобы мы посмотрели, как шить подсумки для магазинов, для боеприпасов. Сейчас мы разработали линейку подсумков для оснащения разгрузок. Это то, что мы делаем своими руками, что добровольцы шьют дома или в штабе. Но есть и более серьезные запросы от ребят. Так, недавно у наших снайперов сгорело 4 бронежилета, и у них был всего один день на то, чтобы закупить новые. У ребят не было времени искать бронежилеты, поэтому мы объявили сбор средств, собрали нужную сумму. Бойцы приобрели бронежилеты и через два дня уехали обратно на фронт.
— Но есть мнение, что всем необходимым армию должно обеспечивать государство.
— У нас есть очень хороший девиз: разбираться будем потом. Сейчас надо помочь, значит, мы помогаем. Нас попросили – мы помогли. Это касается любого волонтерского движения. Всегда и везде есть люди, которые принимают это явление, и есть те, кто не принимает. Это право каждого. В моем окружении тоже не все понимают, почему я занимаюсь волонтерством. Но только когда мы вместе, мы едины. Вместе мы можем больше.
— Как образовался штаб в Ярцеве?
— Так как я стояла у основания этого движения, то видела, что желание помогать фронту есть у многих ярцевчан. В течение нескольких месяцев мы отшивали те же тактические носилки на дому и отвозили свои изделия в Смоленск. Я, например, купила профессиональную швейную машинку, так как бытовая с шитьем тактических носилок технически не справляется, и работала дома. Но ездить в Смоленск очень неудобно, особенно зимой, к тому же это отнимает много времени. Поэтому в декабре мы приняли решение создать отделение «#Zа_наших67» в Ярцеве. После того как Ярцево выделилось в отдельную ячейку, произошла некоторая специализация. Мы взяли на себя изготовление пятиточечников, которые очень востребованы у наших ребят, для всей Смоленской области. Теперь основной упор в нашем городе сделан на изготовление этого изделия. Это помогает нам не распыляться в работе и лучше ее планировать.
— Где находится ваш штаб?
— Когда мы с Татьяной Курошевой и Еленой Алферовой стали искать помещение, откликнулись Александр и Мария Муртазины. Александр – генеральный директор ООО «СТК ПК», он предоставил нам помещение на территории красильного отделения предприятия. 25 декабря мы поставили там столы, я перевезла свою «боевую» машинку, еще одну нам выделили в Смоленске, один из добровольцев закупил ткань, и мы стали работать. Официально мы открыли штаб третьего января. Практически сразу же к нам поступила заявка на 100 пятиточечников, которую необходимо было выполнить к 20 января. Для нас это была нелегкая задача, так как времени на шитье было мало. Однако при поддержке многих добровольцев мы справились в срок. В ответ военные прислали трогательное видеообращение с благодарностью. Помимо этого мы еще передали на фронт 15 пятиточечников для снайперов и 15 для добровольцев из Ельни. Ведь все они наши ребята.
— Кроме швейных изделий, вы еще делаете блиндажные свечи. Что это такое?
— Блиндажные, или окопные свечи делают по всей России. Если объяснять совсем просто, то берется железная или стальная банка, например, из-под фруктовых и овощных консервов. В нее вставляется фитиль из гофрокартона, скрученного в виде спирали, и заливается парафином. Такая свеча может гореть до девяти часов. Она дает тепло и свет, и это очень хорошее подспорье для бойцов.
— Оказывают ли вам какую-либо помощь районные или городские власти?
— К нам в штаб приезжала Наталья Николаевна Соловьева, мы обсудили нашу работу, и в данный момент Администрация района предлагает нам помещение для штаба. Но тут есть принципиальный момент: нам важен постоянный доступ в помещение. Дело в том, что у каждого добровольца есть основная работа, какие-то свои занятия, семья, так что шьют девочки в свободное время: кто-то в выходные, кто-то рано утром или вечером, а кто-то даже ночью. Помещение на территории ХБК очень хорошее, мы к нему привыкли, но там для нас уже мало места.
Недавно у нас активно проходил сбор личных посылок на Херсонское направление, то есть родители, жены, друзья передавали посылки своим близким. В транспортировке посылок на основной склад в Смоленск также помогла районная Администрация. Нам предоставили автомобиль и людей, которые занимались погрузкой. Кроме этого, администрация собрала гуманитарную помощь, которая тоже была передана нашим бойцам.
— Анна, расскажите, кто все эти люди, работающие в вашей организации: пол, возраст, профессии?
— Очень разные. Мы все люди разных профессий и разных возрастов. Я, например, продавец. Есть молодые, есть пенсионеры. Большая часть – это женщины, потому что наш профиль – шитье. Но помогают и мужчины, и дети наших волонтеров. Они, например, делают заготовки для блиндажных свечей. Нам очень нужны рабочие руки. Чем нас больше, тем быстрее будет идти работа.
— А если кто-то не умеет шить или кроить?
— Научим. Мой принцип: шьет даже тот, кто ни разу не сидел за машинкой. Такие примеры у нас есть. Это сначала страшно, но со временем проходит, и становится очень интересно.
— Чем вам можно помочь, помимо шитья?
— В основном нам нужна ткань для перевязочных косынок. У многих дома лежит какой-нибудь отрез, купленный по случаю, но так и не использованный. Если есть желание передать его нам, можно принести в штаб или позвонить мне, я приеду и сама заберу. На перевязочные косынки очень пригодится ситец, бязь, лен. Недавно нам принесли большой кусок войлока. Из него мы сошьем стельки для бойцов. Банки для свечей нам собирают в кафе, в детских садах. Недавно Руднянский молочно-консервный комбинат предоставил две тысячи новых банок и закупил воск.
— На какие средства организация приобретает ткань и прочие материалы?
— Помогают местные предприниматели и обычные люди. Когда поступает очередной заказ, я формирую счета, в которых указываю, какая сумма требуется для их выполнения. Счета выкладываю в чат. Бывает, что кто-то отзывается и оплачивает счет целиком. Например, сейчас мы благодарим Андрея Семёнычева, который передал 15 тысяч рублей для приобретения строп. Другой счет оплатила бригада ярцевчан, работающих вахтовым методом. На эти деньги мы приобрели фурнитуру для пятиточечников. Ткань мы приобретаем на оптовой базе в Смоленске со скидкой, которую нам любезно предоставил один из волонтеров. Еще есть общий сбор по Смоленской области, и, если ярцевской ячейке будет чего-то не хватать, нам поможет Смоленск. Кроме этого, у нас в штабе есть копилка, куда по мере возможности кладут деньги наши волонтеры и другие люди – кто сколько сможет. Вот сейчас набралась сумма, которой мы оплатим утеплитель для пятиточечников.
— Аня, как с вашей организацией можно связаться?
— Сейчас работает ярцевский чат «Zа_наших67 Ярцево», в котором мы каждый вечер подводим итоги дня, пишем, что нам требуется, в чем нужна помощь, отслеживаем сроки работ. Кроме того, всегда можно позвонить мне по телефону 8-910-782-01-72.
[pw_map address=»Ярцево, Смоленская область» width=»750px» height=»300px» key=»AIzaSyBBKCDuQQAuUM5KR3