Так называлась программа отчетного концерта, который прошел в конце года в Детской школе искусств.
И хотя за окном была настоящая зима, со снегом и морозом, это нисколько не повлияло на настроение присутствовавших. В зале было тепло и солнечно от разнообразия звуковой палитры, которую вырисовывали всевозможные музыкальные инструменты, звонкие детские голоса, внося струю праздничного предновогоднего настроения. Отчетный концерт — традиционная и обязательная форма работы школ искусств, но, тем не менее, она всегда неповторима и празднична, независимо от времени года. Отчитываясь о проделанной работе по окончании каждого учебного полугодия, педагоги школы под руководством административного звена показывают, чему научились и как выросли их ученики за вроде бы небольшой, но такой важный период времени. Практически мгновенно пролетели полгода, но учащиеся всех отделений школы узнали для себя много нового, интересного и значимого, с самой лучшей стороны они проявили себя в качестве участников конкурсов и фестивалей различного уровня. Остались за кадром все переживания и волнения при сдаче академических зачетов и контрольных уроков, осталась лишь радость предстоящих праздников да легкое волнение перед выступлением.
Каждый исполнитель этого искрометного концерта был неповторим и уникален. Программа отличалась разнообразием тематики и включала в себя жанр, стиль и эпоху музыкального сочинения. Собственное понимание участников исполняемых пьес позволяло зрителям мысленно побывать в эти предновогодние дни на различных континентах, узнать новогодние традиции разных стран. Как оказалось, в Мексике съедается 12 виноградин по одной в секунду с непременным загадыванием желаний. И если это удается, все желания сбудутся и весь год тебя ждет удача. В Швейцарии в Новый год бросают на пол мороженое, надеясь таким образом привлечь удачу. Чтобы больше путешествовать в следующем году, в Колумбии в последний день года с собой всюду носят чемодан, считая, что это обязательно поможет. В Бразилии именно на пальме развешивают праздничную иллюминацию, поскольку пальма считается символом наступающего года. На Кубе наряжают кактусы, новогоднее дерево для вьетнамцев — бамбук, в Африке — баобаб. Эти мощные деревья украшают прямо на улице, развешивая на них новогодние игрушки, разноцветные кусочки ткани, яркие ленты и сухую траву.
Узнать традиции новогодних празднеств народов мира было интересно и занимательно, но все-таки тон задавали выступления музыкантов. Поскольку у нас любимым украшением новогодних мероприятий является ель, то и кульминацией концерта можно было считать исполнение знакомой всем с раннего детства песни «Елочка». Гимн елочке, этому восхитительному новогоднему чуду, когда она «нарядная на праздник к нам пришла», прозвучал в исполнении эстраднодухового оркестра под руководством Марии Васильевой.
Выступление оркестра было дополнено хорошо всем знакомой мелодией песни «Кабы не было зимы».
Музыкальное искусство России тем и хорошо, что, свято чтя свои традиции, знакомит с традиционной музыкой композиторов других стран. «Рождественские колокольчики» или «Jingle Bells» американскому народу близки так же, как нам «Елочка». Мелодию песни про звенящие бубенцы знают во многих странах мира. Эти жизнерадостные «Рождественские колокольчики» композитора Джеймса Пьерпонта прозвучали и на нашей сцене в исполнении ансамбля русских народных инструментов под руководством Марины Лобановской. Также была исполнена русская народная песня «Во кузнице».
Поскольку на музыкальном вечере звучал рассказ о мировых традициях празднования Нового года, в программу выступлений были включены и произведения зарубежных композиторов. Регтайм «Мороженое» Эмиля Градески — один из самых популярных номеров не только среди пианистов, но и джазовых ансамблей. У нас в России, я думаю, сделано переложение знаменитого «Мороженого» для всех инструментов, в том числе и для балалайки. В программе концерта, как иллюстрация к традициям в Швейцарии, регтайм «Мороженое» прозвучал в исполнении ансамбля скрипачей под руководством Ольги Коростелевой.
В путешествие по странам зрители отправлялись вместе с Марией Арефьевой под звуки замечательной композиции Хаваши «Дорога». И попали не далеко, но и не близко, а туда, где «Санчо в панчо на ранчо». Конечно же, только ансамбль гитаристов мог представить такую занимательную картинку, что он и сделал под руководством Анастасии Парицкой.
В этот вечер прекрасная музыка в исполнении юных музыкантов позволила заглянуть на бал. Современный бал по-прежнему сохраняет статус грандиозного светского мероприятия. По настоящее время в преддверии Нового года и Рождества балы проходят в таких крупных столицах, как Москва и Санкт-Петербург, Вена, Лондон и Париж. Когда произносишь это волшебное слово «бал», невольно охватывает необъяснимое волнение. Одна эпоха сменяет другую, а великолепие звучащих танцевальных мелодий продолжает волновать, как и раньше. И чудеса с нашим настроением, прежде всего, творят вальсы. Так было и в этот вечер, когда звучали «Сентиментальный вальс» Дмитрия Шостаковича в исполнении Арсения Шпунькова и «Вальс» композитора Франсуа Бинэ в исполнении Виктории Зарубиной. Непременным атрибутом бала всегда были мазурка и полька. В свое время эти танцы добрались и до России, и никому не было дела, что танцы эти вышли из народа: полька — чешский народный танец, а мазурка родом из Польши. Музыка к этим танцам прозвучала на сцене концертного зала: «Мазурка» в исполнении Ольги Сосенковой, «Полька» — в исполнении Тимофея Антонкина. Не обошли своим вниманием и такой динамичный танец, как танго, у которого есть свой день в календаре — 11 декабря отмечается Международный день этого будоражащего кровь танца. «Танго» композитора Лидии Ивановой прозвучало в исполнении Семена Лещева.
Не будем огорчаться, что наш исконно русский народный танец «Барыня» не вырос до бального исполнения, но ведь у этой пляски совсем другое предназначение: круто заломить коленца так, что никакой мороз не страшен, да и паркетный пол в зале вряд ли выдержал бы напора этой зажигательной пляски, которая в концертном изложении прозвучала на балалайке в исполнении Матвея Капустина.
Вся классика жанра нашла своего слушателя и покорила неповторимым исполнением. В программе отчетного выступления прозвучали «Ария» из оперы «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Миланы Шишовой, «Увертюра» Исаака Дунаевского в исполнении Тимофея Савкина, «Ноктюрн» Фридерика Шопена в исполнении Арины Кравцовой.
Особый градус новогоднего настроения внесли в программу отчетного концерта хоровые коллективы школы. Руководитель и дирижер Ольга Тюликова и концертмейстер Ирина Робинец представили младшую группу хора с замечательной новогодней песней «У дедушки Мороза горячая пора». Старшая группа хора исполнила «Песенку о снежинке» и «Три белых коня», музыку к которым написал Евгений Крылатов на слова Леонида Дербенева.
«Зимнее настроение», подаренное коллективом Детской школы искусств, оставило в душе доброе настроение, искренние улыбки, ощущение радости и счастья, веру в исполнение желаний.