Наверное, в каждом населенном пункте есть люди, которые выбиваются из общей толпы. И вроде ничего особенного человек не делает, не меняет во всемирном масштабе, просто живет своей обычной жизнью, занимается любимым делом, а все, за что бы он не взялся, наполняет сердца окружающих трогательным теплом и радостью. Кажется, будто излучает этот человек мягкий, притягивающий, необъяснимо завораживающий свет. В любом коллективе такие люди быстро собирают вокруг себя единомышленников, умеют объединить, увлечь, вдохновить. Рядом с ними каждый начинает чувствовать внутреннюю силу и желание сделать мир ярче, насыщенней, интереснее. И причина этому — тот незримый свет, который, подобно редкому алмазу, могут излучать сразу все его грани.
Лариса Ломакина хорошо известна ярцевчанам как яркая, неординарная личность. Работник сферы культуры, она всегда находится в центре событий. Но не все знают о том, что по образованию Лариса Викторовна геодезист, по профессии – художник по костюмам, по интересам – театрал, вокалист, кукольный мастер, поэт, автор и исполнитель собственных песен, член клуба авторской песни «Ля-ля-фа», а по призванию – интересная творческая личность.
Родом из детства
В небольшой мастерской Ярцевского дворца культуры было тихо. С длинных многочисленных стеллажей, сделанных по периметру всего кабинета, со всех сторон на меня смотрели куклы. Сотни глаз. И каждая из них как будто затягивала в свой неповторимый мир: мир русского костюма, рукоделия, вышивки, тончайших росписей старорусских умельцев. Все куклы были ручной работы. Каждая из них вдохнула душу мастера, который сумел передать ей частицу своего тепла…
Вдруг дверь резко отворилась, в мастерскую вошел, нет, как будто влетел на крыльях тот самый мастер – Лариса Викторовна Ломакина. И в одну секунду ее сказочный кукольный мир ожил, заулыбался и задышал.
— Лариса Викторовна, рассматриваю Ваших кукол и не понимаю, откуда столько вдохновения и желания воплотить все это в жизнь?
— Это мое хобби, которое с годами превратилось в нечто большее. Я не могу сидеть без дела. Руки должны быть постоянно чем-то заняты. Так рождаются образы, потом эскизы, модели и, наконец, новые герои кукольного мира. Для того чтобы заниматься творчеством, нужно всего лишь желание, а дальше неведомые силы просто ведут вас по этому пути, подавая новые идеи, которые руки превращают в реальность.
Я думаю, у каждого человека есть способности, но не каждый имеет желание их развивать. Творчество – это определенный темп жизни, научившись жить в котором, ты уже не можешь остановиться. Антон Павлович Чехов когда-то сказал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того все другие наслаждения не существуют». И это правда. В моей голове всегда зреют десятки идей, и порой так жалко, что времени на их воплощение катастрофически не хватает. Жизнь – она настолько разнообразная, и хочется охватить все.
— Кто научил Вас шить?
— Бабушка. Когда я приезжала в гости на лето, ей нужно было меня чем-то развлекать. У нее была ручная швейная машинка, и мы никогда не сидели без дела. Отслужившие старые вещи в умелых бабушкиных руках превращались в необыкновенную красоту. Я с удовольствием соединяла разные лоскутки, проглаживала их чугунным утюгом, который нагревался на русской печи. Вот в такой творческой атмосфере я и выросла. Все, что сегодня выходит из-под моих рук, по праву можно считать бабушкиной заслугой.
— Помимо изготовления кукол, какими видами рукоделия Вы еще занимаетесь?
— Был период, когда я работала костюмером, шила костюмы для артистов, танцевальных коллективов. Это очень увлекательно, потому что именно через костюм чаще всего зритель воспринимает образ героя. В костюмах мелочей не бывает. Такая работа сочетает в себе массу различных техник рукоделия: вышивка лентами, бисером, лоскутное шитье, да много еще чего.
От геофизики до «Ля-ля-фа»
Сегодня трудно вспомнить, с чего началось знакомство ярцевчан с Ларисой Ломакиной. То ли с мастерски расшитых костюмов, пленяющих разноцветьем красок и обилием эксклюзивных приемов рукоделия, то ли с ее лиричных и красивых напевов под гитару, исполненных не только с городских сцен, но и на фестивалях бардовской песни, где она представляла Ярцевский район и завоевывала призовые места. «Блюз для совы», написанный Ларисой Викторовной, известен многим любителям бардовской песни по всей России, его поют, собираясь у костра, исполняют со сцен не только солисты, но и ансамбли.
— Вы участвуете во всех концертных программах городского масштаба. Вокал, исполнение и умение держаться на сцене выделяют Вас из многообразия участников. Как произошло знакомство со сценой?
— Я родилась в Грозном. В школьные годы занималась в балетной студии. До сих пор на стене моего кабинета висят атласные пуанты. Это было первое знакомство со сценой, и благодаря юному возрасту прошло оно довольно легко и приятно. После переезда в Ярцево я продолжила занятия в танцевальном коллективе «Весна» под руководством Галины Филимоновой. Это давало стимул не только оставаться в форме, но и работать над собой.
Но в танцевальном искусстве вся красота передается через танец, петь и говорить там не нужно. А вот вокал пришел позже, и это тоже бабушкина заслуга. Она была признанной певуньей в воронежском селе. Всякое в жизни бывало, но, несмотря ни на что, даже в самые трудные времена в нашем доме звучали ее песни. Я пела с бабушкой в детстве дуэтом. А позже во время учебы в Грозненском нефтяном техникуме и Ташкентском политехническом институте всегда входила в состав творческих коллективов. Студенческая жизнь была насыщенной и интересной.
— В Вашем исполнении часто звучат неожиданные для женского голоса песни, причем так, как будто слова и музыка написаны именно под Вас. В чем секрет?
— Нет никакого секрета. Видимо, художественный руководитель нашего коллектива сумел рассмотреть во мне то, чего сама я раньше не видела. В процессе подготовки концертной программы он рекомендует мне конкретный репертуар и почему-то в последнее время там преобладают серьезные патриотические композиции, больше привычные зрителям в мужском исполнении. Я настраиваюсь, пробую, репетируем долго и упорно. Приятно, когда зрителю нравится.
— Вы неоднократно становились дипломантом фестивалей бардовской песни. Гитара и стихи – это тоже огромная часть жизни и большая любовь?
— Конечно. Стихи я начала писать уже в более сознательном возрасте, лет с двадцати. В моей голове они хорошо ложились на музыку. И часто я их просто напевала. Сама собой пришла и гитара. Уже в Ярцеве я познакомилась с бардами-единомышленниками, вошла в состав клуба авторской песни «Ля-ля-фа». В 2003 году вместе с ними я впервые попала на фестиваль авторской песни «Смоленское Поозерье», где стала дипломантом. Потом были и другие фестивали в разных регионах России: от Калининграда до Волгодонска, на которых ярцевчане неоднократно становились лауреатами.
— Кого из современных бардов Вы выделяете для себя?
— Не оставляет равнодушным творчество Олега Митяева. У него красивый слог и очень лиричное исполнение. Но чужие песни мне больше нравится слушать, а вот петь – только свои, потому что бардовская песня лучше всего может звучать только в исполнении автора.
«Лишний билетик»
— так назывался театр-студия, образовавшийся осенью 2018 года при Ярцевском дворце культуры. Главный режиссер Лариса Ломакина, объединив ребят разных возрастов, показывала премьеру за премьерой. Военно-патриотическая тематика «Облако по имени Ваня», «Никто не хотел умирать», тонкий восточный юмор «Тысяча вторая ночь Шахерезады», красивая детская сказка, стараниями режиссера превратившаяся в увлекательное фэнтези «Алиса в стране чудес» — вызывали у зрителей настоящий восторг.
30 октября 2018 года на открытом международном театральном фестивале имени Анатолия Папанова лирическая комедия «Дихлофосу – нет!» получила положительный отзыв дочери знаменитого актера и приз за лучшее оформление спектакля.
— Я была на вашем спектакле «Алиса в стране чудес». Ни на одном другом представлении я не видела таких завораживающих декораций. Казалось, они меняются на сцене с поразительной быстротой, вовлекая зрителя в фантастическую реальность.
— Мы делали их своими руками. Сколько бы я ни работала с детьми, они не перестают меня удивлять. Понятно, что технические возможности на ярцевских сценах небольшие, поэтому для того чтобы показать всю красоту театрального искусства, приходится что-то придумывать. И дети в этом отношении – лучшие генераторы идей. Просто нужно уметь их слышать. Мало того, что у них в запасе множество нестандартных решений, еще и самоорганизация на высоте. У меня получилось завоевать доверие ребят. Наверное, это и стало главной причиной театрального успеха. Для того чтобы зритель увидел то, что увидел, я на двух больших ватманах написала ребятам кто куда бежит, за какую веревочку дергает. Отыграв на сцене, они неслись менять декорации, чтобы из прошлого переместить зрителя, например, в будущее. Благодаря усилиям всех участников театра, сбоев в спектакле не было. Хотя, конечно, побегать пришлось всем.
— Но ведь помимо детских идей это еще и большая режиссерская работа: в «Алисе» все было продумано до мелочей. Есть пьеса, написанная на основе этого произведения?
— Нет. По мотивам сказки поставлен фильм с Джонни Деппом в главной роли. На его основе пришлось самой писать сценарий. Я пересматривала фильм снова и снова, адаптируя под наши возможности. Большая работа, конечно, написать сценарий пьесы с видео, представляя, как все эти действия будут происходить на сцене Дворца культуры. Но тогда было огромное желание это сделать. Такое же желание владело и ребятами, когда они играли в этом спектакле. В итоге – все получилось.
— Для того чтобы заниматься театром и иметь такой успех, нужно обладать специфическими знаниями. Вы учились театральному искусству?
— Нет. В какой-то момент мне просто очень захотелось этим заниматься. Я уверена, что если человек за что-то берется, то нужно делать это всегда «на отлично». Иначе и браться не стоит. Первое знакомство с театром у меня произошло еще в молодости, в Грозном. Сестра моей подруги работала в театре имени Немировича-Данченко, поэтому я «за компанию» присутствовала на всех спектаклях.
Попав в Ярцево, так же «за компанию» я пришла в театр Юрия Ковина. Конечно, не в качестве актера. При первом знакомстве с Юрием Петровичем я предложила свою помощь в пошиве костюмов. Но он сразу увидел во мне не костюмера и швею, а актера. Тогда для меня это был настоящий шок: я думала «Какой из меня актер?» Но, видимо, у судьбы свои планы. Впоследствии я играла почти во всех спектаклях «Театра на Ольховской».
Жизнь — сплошное «Поле чудес»
Лариса Ломакина неоднократно становилась участником самых ярких шоу всероссийского масштаба. Незабываемое впечатление на ярцевчан произвело ее участие в капитал-шоу «Поле чудес», которое каждую пятницу собирало у экранов миллионы телезрителей. Лариса Викторовна составила кроссворд из 12 тысяч слов. Работала над ним восемь месяцев.
— Откуда возникла идея составить такой огромный кроссворд?
— Жизнь предоставляет столько возможностей для того, чтобы реализовать свои интересы. Просто нужно их использовать. Тогда я, можно сказать, увлеклась. Я дважды участвовала в съемках «Поля чудес». Первый кроссворд был маленьким. Но в разгаданном виде его строчки складывались в красивое название: капитал-шоу «Поле Чудес». Приглашение в Москву пришло для меня неожиданно. После этого появился азарт. Второй кроссворд был длиной 12 метров, выполнен в виде Останкинской телебашни. Он насчитывал 12 тысяч слов. Это была очень кропотливая работа: чтобы 12 тысяч слов подобрать, в словарном запасе нужно было иметь их в разы больше.
Первоначально кроссворд был составлен на бумаге в клетку, потом я перенесла его на черную шелковую ткань. По бокам его украшала атласная аппликация. Помимо того, что он был выполнен в виде Останкинской телебашни, представлял собой еще и огромный галстук. Мы поднимали этот кроссворд с помощью воздушного шара, который слепили из парниковой пленки и сверху обшили тканью. На каждой секции шара был нарисован портрет взглядовца (участника проекта «Взгляд», одной из программ которого являлось «Поле чудес»). Так, на воздушном шаре удалось отобразить портреты всех взглядовцев. Около «Энергетика» стояла парашютная вышка. Ребята поднимались на нее, придерживая этот воздушный шар, кроссворд разворачивался и, таким образом, хорошо смотрелся.
— Лариса Викторовна, у Вас когда-нибудь бывает апатия: ничего не хочу, ничего не буду?
— Нет. Мне кажется, что такое состояние – это уже болезнь. Жизнь не может ограничиваться чем-то одним: огородом, например, или спортом. Поверьте, у реальности нет границ, всегда хочется видеть то, что за горизонтом. И возможность чувствовать это состояние – большое счастье!
[pw_map address=»Ярцево, Смоленская область» width=»750px» height=»300px» key=»AIzaSyBBKCDuQQAuUM5KR3