Ежегодно 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, по-другому, День детей-изобретателей. Придуман этот день был не просто для чествования юных гениев, но и для пробуждения творческого потенциала и любопытства в изучении окружающего мира детей.
Как же удается развивать творческие способности у детей Кардымовского района, мы узнали в Центре детского творчества.
Людмила Петровна Боровцова, методист Кардымовского ЦДТ с удовольствием и гордостью поделилась секретами работы с воспитанниками учреждения.
— Людмила Петровна, в настоящее время разработано множество методик и алгоритмов, которые помогают стимулировать изобретательский процесс. Чем пользуются педагоги в вашем центре при работе с детьми?
— В первую очередь хочу сказать, что наш Дом творчества это не школа. Мы с большим удовольствием предоставляем детям возможность для проявления своей индивидуальности. Стараемся сделать все, чтобы дети работали в комфортных условиях и от занятий получали массу положительных эмоций и хотели вернуться к нам.
Дети у нас занимаются разных возрастов, от малышей, которые еще ходят в детский сад, до старшеклассников. Поэтому, если говорить о методах обучения и развития творческого потенциала, с самыми маленькими работать проще. Мало кто из них имеет большой опыт изобретательства, их мы обучаем базовым навыкам работы с различными материалами. То есть ведется больше шаблонная работа, с каждым одинаково.
А вот дети постарше, конечно имеют свободу действий. С ними работать немного сложнее, но не буду скрывать, интереснее. Сложность заключается только в том, что каждому ребенку нужно уделить достаточное количество внимания. Но, не смотря на это, их индивидуальность и полет фантазии завораживает и притягивает внимание.
— То есть, я правильно вас понимаю, что вы приветствуете проявление инициативы у детей в творческом процессе, а не следуете строго намеченному плану?
— Мы не просто приветствуем, мы поощряем их инициативу и стремимся к еще большему развитию индивидуальных творческих способностей. Шаблонные работы больше для школы и детского сада, когда в одном классе или группе дети на уроке технологии рисуют или лепят что-то конкретное. Для примера занятия по шитью мягкой игрушки, если на сегодняшнем занятии нам нужно изготовить какое-то животное, то какое именно каждый ребенок выбирает самостоятельно. Разумеется, педагог каждому оказывает помощь, подсказывает как правильнее и легче сделать выкройку или каким стежком лучше соединить детали.
— Чем может похвастаться Центр творчества? Какие самые выдающиеся или же необычные изобретения были созданы вашими воспитанниками?
— Вы знаете, довольно сложно выделить кого-то одного из всех детей, которые у нас занимаются или же занимались ранее. Каждый ребенок по-своему индивидуален, развитие навыков и творческих способностей у всех проходит по-разному. Бывает и такое, что ребенок долгое время делает что-то заурядное, но происходит всплеск и он выдает, не побоюсь этого слова, шедевр. Бывают дети, которые приходят сюда не для признания, не хотят участвовать в выставках творческих работ. Для них наш центр, как место выплеска эмоций. Пока они творят, остальной мир не существует. Они с головой уходят в творчество и им больше ничего не нужно. Таких, правда, немного, но есть. Есть воспитанники, которые, например, занимались у нас на швейном отделении, а потом пошли учиться на дизайнера. То есть, занятия в нашем центре имеют для детей определенную роль, в выборе дельнейшей профессии или же остаются просто любимым хобби.
Что же касается изобретательности, у нас на отделении начального технического моделирования занимается Савелий. Это настолько увлеченный мальчик, очень старательный. Участвует во всех конкурсах, не пропускает ни одного занятия, если только с великой температурой будет дома, а так он всегда у нас. А есть мальчик Никита, который напротив очень энергичен и подвижен, всегда полная голова интересных идей и задумок, но не хватает усидчивости немного или сосредоточенности. И, несмотря на это, он старается, выдумывает на каждом занятии что-то свое, новое.
Поэтому, я еще раз подчеркну, что для нас, как для преподавателей, творческая фантазия детей и их самовыражение на первом месте.
Из последних успехов у нас призовые места в конкурсе-проекте посвященном трехсот пятидесятилетию Петра I. Моделисты выставляли корабли времен Петра I. Участие приняли три мальчика и у всех вторые места. Швеи также приняли участие в этом конкурсе. Выставляли костюмы, с которыми получили два призовых первых места.
А вообще, не посчитайте за хвастовство, но наши ребята в каждом конкурсе, и областном и международном, занимают призовые места. Что не может не говорить об уровне подготовки и высоких творческих способностях наших детей.
— А как с посещаемостью у вас? Бывает такое, что ребенок пришел на одно-два занятия и больше не приходит?
— Всего в нашем центре существует двенадцать творческих объединений, по пяти направлениям, в которых в этом году занимается триста двадцать шесть детей.
Бывает, конечно, что ребенку не понравилось у нас. Если после первого занятия он остался, скажем, недоволен результатом, то мы со своей стороны просим родителей, поговорить с ним и попробовать придти повторно. Потому что с первого раза не все детки понимают, что тут интересного. Предлагаем присмотреться немного. Ну а если и после второго или третьего раза не понравилось, то заставлять сюда приходить и заниматься никто не будет. Возможно, еще нужно немного подрасти или выбрать другое направление, но не заставлять. От занятий в нашем центре дети должны получать удовольствие. Это место должно стать для них своего рода отдушиной, местом, где можно реализовать свои идеи, зарядится вдохновением для дальнейшего творчества.
— Людмила Петровна, а как вы взаимодействуете с органами местного самоуправления?
— Скажем так, районная Администрация никогда не отказывала нам в оказании той или иной помощи. И хочу отметить, что буквально на прошлой неделе нас посетил глава района Олег Смоляков. Познакомился с процессом работы, осмотрел учебные помещения и тематические выставки работ наших воспитанников. Интересовался, в каких вопросах нам необходима помощь и поддержка муниципалитета.
Наши дети не остались в стороне и подарили ему подарок — Герб Кардымовского района, который изготовили своими руками.
Детское творчество оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка. Специалисты данного направления уделяют главное внимание самому процессу, а не результату.
Виктория Клементьева