Спустя многие десятилетия люди все также продолжают поиск своих родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
Только им, получившим извещение о том, что отец, брат, сын… пропали на дорогах войны и судьба их неизвестна, понятно, каково это — продолжать надеяться на чудо, ждать и искать.
Для Александра Григорьевича Латонина и его родственников такое чудо все же произошло. Спустя почти 80 лет им удалось узнать, где погиб их дед — красноармеец Яков Константинович Латонин, 1906 года рождения, уроженец деревни Псарцы Кардымовского района, и даже побывать на его могиле:
— С самого раннего детства я знал, что дед Яков пропал на войне в районе Сталинграда. Об этом в семье бабушки Федосьи Власовны говорили нечасто, но известно об этом было всем. И как я помню, предпринимались все возможные действия, чтобы узнать его судьбу.
До войны у Якова и Федосьи родились трое сыновей. Когда дед отправился на фронт, старшему из них было 13 лет, младшему — 9, а среднему (моему отцу) — 11.
Без отца семье, конечно, было тяжело. И, если тем, кто получил похоронку, выплачивали хоть какие-то «крохи», то тем, где были пропавшие без вести, не выплачивали ничего и относились с подозрением. Неизвестность «давила» всегда и не давала покоя.
После войны брат моей мамы оказался в городе Волжском Сталинградской области и подключился к поиску там. Но все безуспешно.
Когда на Мамаевом кургане возвели мемориал в честь защитников Сталинграда, мы ездили туда с надеждой найти фамилию деда на одной из Братских могил…
Время шло, забирая из жизни и бабушку Федосью, и ее сыновей. Но надежда умирает последней. И вдруг на сайте ОБД «Мемориал» Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году, практически случайно, я нашел документы о гибели своего деда. В извещении значилось, что красноармеец Латонин Яков Константинович был ранен и умер от ран 22 ноября 1942 года. Похоронен в хуторе Усть-Хоперский Сталинградской области.
Здесь наша беседа на несколько минут прерывается. Внуку Якова Латонина трудно сдержать волнение и дрожь в голосе. Но он справляется с эмоциями и продолжает:
— Еще в прошлом году мы собирались съездить на этот хутор, но как-то не сложилось. Но в августе этого года, как раз в год 80-летия Сталинградской битвы, мы отправились в путь.
Сказать, что я предчувствовал «встречу» с дедом, пожалуй, не совсем верно, но я очень на это надеялся. Когда мы подошли к мемориалу, который состоит из центрального памятника и памятных знаков с именами солдат, захороненных в Братской могиле, расположенными по обе стороны от него, меня просто сразу потянуло туда, где третьим сверху значится Яков Константинович Латонин — мой дед.
Как передать нахлынувшие эмоции?! Не знаю. Здесь все: радость, что, наконец — то, нашли; горечь, что жена и дети так и не узнали его судьбу и не смогли побывать на могиле; чувство приобретения и огромной утраты одновременно; острая физическая боль и сердечный трепет от долгожданной встречи.
Мы побывали на могиле, возложили цветы, а потом решили зайти в сельский совет. Из документов, хранящихся там, мы узнали, что Яков Константинович Латонин был сразу похоронен в этой могиле, а многие другие воины перезахоронены сюда из окрестных деревень позднее.
Работающие там женщины рассказали, что к Братской могиле постоянно приезжают люди из самых разных уголков бывшего Советского Союза, чтобы поклониться и отдать дань памяти своим защитникам Отечества. Мы — одни из многих.
Братское захоронение уравняло всех: генералов, майоров, сержантов, рядовых, мусульман, иудеев, католиков… Все они — герои Сталинградской битвы. И после гибели продолжают служить миру, объединяя народы.
Александр Григорьевич снова замолкает и задумывается, его взгляд устремлен куда-то внутрь себя. Я не нарушаю тишину, и через некоторое время он продолжает:
— Так хочется, чтобы дед знал, что его род продолжается: у него 6 внуков, 9 правнуков и 9 праправнуков, что все эти годы нам его очень не хватало.
Сейчас, мы наконец-то, восстановили историю нашей семьи, в ней больше нет пропавших без вести. И я желаю того же всем семьям, где поиск своих защитников Отечества еще продолжается.