Так оценивает результаты своей работы учитель математики гимназии Ирина Николаевна Ипатова
Мы только расположились у стола, чтобы завести разговор о смысле учительской профессии и важности когда-то сделанного выбора, как в дверь заглянул мальчик. «Максим Силкин, – представила его Ирина Николаевна. – Умеет быстро умножать двухзначные числа». «Это как?» – изумилась я. «С помощью нестандартных способов умножения», – ответил юный математик и набросал на доске картину из линий, цифр и волнистых загогулин. Тут же выдал результат: 23 умножить на 13, будет 299. «Правильно, – кивнула головой учительница и продолжила – вам было интересно? Так же интересно должно быть и на уроке математики в 5-м классе. Мы выбрали тему проекта по нестандартным способам умножения, чтобы мотивировать детей на самостоятельную работу с числами без калькуляторов и столбиков».
С мнением о том, что престиж профессии падает, Ирина Николаевна категорически не согласна. Родители научили относиться к учителям с уважением. Отец всегда говорил: «Перед учителем всегда шапку ломают» и добавлял: «Есть, за что». Учили ее в школе № 6 люди, которых можно без преувеличения назвать учителями от Бога, – Нина Илларионовна Бадюлина и Галина Васильевна Тужилина.
– Учитель играет большую роль в становлении личности ребенка. Мне примером служили те, кто меня учил, – рассказывает Ирина Николаевна. – Они говорили: «У тебя все получится. Не сходится с ответом? Начни заново». И я тоже говорю своим ученикам: «Иди в бой, ты справишься и почувствуешь радость победы».
Ученики Ирины Николаевны стабильно показывают высокие результаты по математике, независимо от степени одаренности по этому предмету. Список их многочисленных побед показывает, как серьезно учитель занимается раскрытием их потенциала. Зачем?
– Это нужно не мне, а детям. Решая задачи повышенной сложности, они проявляют свои знания, способности, учатся воспринимать новые задания как импульс к преодолению. Мои ученики знают: чем больше решаешь, тем лучше получается.
Любой успех ученика – это совместный труд детей, родителей, администрации, всего педагогического коллектива. В гимназии созданы равные условия для всех. У каждого – своя планка возможностей. Для кого 40 баллов – победа, а кто и 75 воспримет как неудачу. «На движение вперед нужно нацеливать: это тебе нужно, ты это можешь», – одно из правил учителя Ирины Николаевны. Почти сорокалетний стаж педагогической деятельности не позволяет ей усомниться в детях. Она не может согласиться с тем, что они хуже, циничнее, более прагматичные, чем… Взрослые, глядя на них, часто хмыкают: «Мы такими не были!»
– Конечно, не были, – соглашается она. – Через каждые два-три года в школу приходят другие ученики. Не хуже или лучше, а другие. Они уже идут в ногу с прогрессом, и нам приходится их догонять. В результате я учу их одному, они меня – другому. Дети мне говорят: «Вы ведь все знаете…» Я им отвечаю: «Все знать невозможно, особенно сейчас, когда так стремительно изменяется мир».
Для Ирины Николаевны успешный учитель тот, который получает удовлетворение от своей работы. Самый лучший результат – ученик, который, преодолевая себя, выходит на новый уровень своих возможностей.
На встречу с корреспондентом учительница собрала своих «математических» учеников. Они друг за другом заходили в класс и занимали места за партами. Чуть смущенные, представлялись и отвечали на вопросы, то и дело поглядывая на учительницу.
Денис Алидибиров, нынешний шестиклассник: «Учусь хорошо, но надо поднажать, – оценил он свои способности.– Не хватает усидчивости».
Вениамин Широкий планирует связать свою жизнь с математикой. Учится только на «отлично». Убежден, что Ирина Николаевна – лучший учитель математики в городе. «К ней можно обратиться в любое время, – поделился он. – Объясняет доступно, оказывает психологическую поддержку. Спасибо Ирине Николаевне за это».
Эвелина Бычкова умеет внимательно слушать, способна быстро схватывать материал и сразу же его комментировать у доски. «Это мой самый любимый предмет, – подтвердила она. – А Ирина Николаевна – любимая учительница».
Девятиклассник Андрей Елисеенков – участник и неоднократный победитель регионального конкурса «Юный математик». Его проект на Всероссийском конкурсе педагогических инноваций занял первое место. «Это благодаря Ирине Николаевне, – пояснил он. – Она сложнейшую тему объяснила так интересно, что проект полностью меня захватил».
Софья Тютикова убеждена, что живой урок и общение с учителем гораздо результативнее, чем занятия на интернет-платформах. «Так, как объясняет Ирина Николаевна, интернет не сможет. Она знает тебя, понимает твои особенности и учитывает это», – считает девочка.
– Не надо говорить ребенку, что у него нет способностей к математике, – поделилась Ирина Николаевна. – Учение и труд все перетрут. Я счастлива, когда средний ученик получит по контрольной работе «пятерку». А затем он победит на олимпиаде, блеснет на защите проекта в школе. И когда-нибудь скажет: мой любимый предмет – математика.
Выпускники прошлого года Анастасия Селиверстова поступила в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на ИТ-технологии, Оксана Морозова – в Тульский государственный университет на архитектуру, Никита Сергеенков – в Московский институт стали и сплава на факультет нанотехнологий.
О каждом из своих учеников Ирина Николаевна может говорить увлеченно и много. Как они рвутся на вечера встречи с учителем, так и она не упускает из поля зрения их судьбы.
– Какую награду Вы считаете для себя наиболее престижной, Ирина Николаевна?
– Вы имеете в виду почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и свидетельства? Мои награды и звания – это мои ученики.