Дорогобужский район Интервью Общество

Взрослое население слойковцев, да и жители окрестных деревень, помнят Ивана Яковлевича Шунина еще по многолетней работе в совхозе, представители более молодого поколения знают его как старожила деревни, спокойного, рассудительного и, как раньше говорили, самостоятельного человека. Он, действительно, самостоятельный, в каком бы значении ни употреблялось это слово. Несмотря на довольно преклонный возраст (немного за девяносто) и на полученную травму руки, он самостоятельно ведет свой быт и небольшое хозяйство. Иван Яковлевич живет один. Супруга Тамара Михайловна, с которой они прожили бок о бок шестьдесят лет, умерла двенадцать лет назад, сын с семьей проживает в столице. Сразу нужно отметить, что несмотря на то, что родные люди живут в отдалении, они регулярно навещают его и постоянно бывают на связи. В доме и в огороде порядок, холодильник полон продуктов. Но повседневные заботы и хлопоты никто не отменял. А при жизни в деревне их ох как много — рук не хватает. А тем более, когда в арсенале всего одна.

К трудностям жизни в деревне Иван Яковлевич привык, да и за трудности их не считает. Родился в деревне Жашково, далеко от районного центра. Семья была многодетная. Окончил четыре класса начальной школы (доучивался уже в послевоенные годы). В годы войны жизнь его семьи и его самого ничем не отличалась от судеб сотен тысяч других людей. В период оккупации поддерживал связь с партизанами, носил им в лес продукты, а леса и болота в районе его деревни непроходимые — самые что ни есть партизанские. Вечные страх и голод были постоянными спутниками жизни в то время. Вместо соли — удобрение, вместо хлеба — гнилая картошка, вместо мяса варили и коптили шкуры животных. Мясо — партизанам. Все для скорейшей победы над врагом.

«Если обо всей той жизни рассказывать, на целую библию хватит», — говорит Иван Яковлевич, имея в виду под библией книгу как таковую, хотя по сути слово «библия» в переводе с древнегреческого и есть книга.

Да и послевоенная жизнь также мало чем отличалась от жизни его современников. Страну нужно было восстанавливать и кормить. Девять лет проработал Иван Яковлевич, как он говорит, в Пищепроме — «хлеб людям молол» на мельнице в Слойкове, куда он перебрался жить, став взрослым. Здесь и с женой своей будущей познакомился, которая работала в совхозе на крахмальном заводе.

Окончив в Смоленске автошколу, долгое время работал в совхозе шофером. Сдал как шофер на первый класс и мог бы уже и механиком работать. Машину новую дали. Стал зерно «из-под комбайна» возить на хлебоприемный пункт. Но в недобрый час произошло то, что оставило шофера без руки. Больно. Но горевать долго некогда было. Нужно было продолжать трудиться. Стал завгаром. Так и проработал Иван Яковлевич Шунин всю свою жизнь в совхозе. Трудился на совесть, за наградами и поощрениями не гнался, хотя они у него есть. Есть у него и почетное звание «Труженик тыла». Хотя ему можно присвоить и другое звание — труженик по жизни.

Вот и сегодня он не сидит без дела. Огородик содержит, небольшое хозяйство. Соседке своей и помощнице в трудовых буднях нет-нет да и даст дельный практический совет, как на земле трудиться и за скотиной ухаживать. Опыт-то жизненный накоплен немалый.

Разговор о былом незаметно перетек к дням нынешним. На вопрос о том, чего ему не хватает в жизни или что хотелось бы изменить в своей судьбе — улыбается: «Нечего мне менять. Да и всего мне сейчас хватает. Возраст, конечно, не тот. В магазин иду — несколько раз останавливаюсь отдыхать».

Минувший ураганный ветер наделал беды на участке пенсионера — выворотил с корнем огромные деревья. Сын с внуком экстренно приехали из столицы на помощь отцу и деду. Вместе с соседями общими усилиями привели участок в порядок. Правда, пришлось пенсией расплатиться за то, что упавшие деревья были распилены и вывезены.

Нужно отметить, что непогода натворила беды во многих населенных пунктах района. Несколько дней ушло на восстановление последствий ненастья. В особом режиме трудились энергетики, дорожники, коммунальщики. Экстренно ремонтировались постройки, дома и здания социальной сферы. Уже потом стали помогать и частным домовладениям. Помогли бы и Ивану Яковлевичу. Но, чтобы ускорить процесс по расчистке участка, на семейном совете было принято решение воспользоваться услугами «частника».

Глава района Константин Серенков побывал в большинстве населенных пунктов, которые наиболее пострадали во время непогоды. Неоднократно был и у Ивана Яковлевича. Договорились: затраты на ликвидацию последствий ненастья совместно с органами социальной защиты старожилу Слойкова найдут возможность возместить. На том и порешили.

В преддверии одного из главных наших праздников — Дня освобождения Дорогобужа и района от немецко-фашистских захватчиков — хочется пожелать Ивану Яковлевичу Шунину, а в его лице и всем, кто прошел независимо от возраста через страшные военные испытания и трудился в тылу не жалея сил, крепкого здоровья и долголетия. А мудрости и оптимизма у людей того поколения и так хватает. Чему можно только по-хорошему позавидовать!



Вам также может понравиться