Новодугинский район Общество

Школа — частица Родины, частица жизни каждого человека. История школы – это часть нашей общей истории: истории малой Родины, наших предков.

Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. Мой рассказ об истории маленькой сельской школы.

Так сложилось, что по окончании института я пришла на работу в школу, которую окончила.  За годы своего существования неоднократно менялось название школы. Но для меня это просто Рябинковская школа.

Выражаясь казённым языком, «образовательное учреждение» в нашей деревне появилось в 1969 году. 1 сентября 1969 года сели за парты мальчишки и девчонки, ходившие до этого в Слизневскую школу. В мае 1970 года аттестаты о восьмилетнем образовании получили первые выпускники.

Я поступила на обучение в Рябинковскую школу в 1976 году. До этого училась в Высоковской начальной школе Липецкого сельского Совета. Школа была маленькая, в одной комнате учились три класса: за первой партой сидел 1 класс, за второй – 2 класс, за третьей –3 класс. Итого 6 человек на всю школу. И поэтому, когда я пришла в Рябинковскую школу, она мне показалась очень большой. Оглядываясь назад, понимаю, что внешний и внутренний облик школы был очень скромным: серые бревенчатые стены снаружи, смежные («проходные» классы), печное отопление и, естественно, никаких удобств. Но я с теплотой вспоминаю именно ту школу, по-домашнему уютную. Помню, как учителя своими силами обустраивали классные комнаты. Помню первый кабинет в школе. Это был кабинет математики, который появился благодаря усилиям учителя математики Герасимовой Натальи Викторовны. Потом появились другие кабинеты. Одним словом, школа «перешла на кабинетную систему». И в этом, я думаю, заслуга первого директора Рябинковской школы Бердашова Константина Яковлевича. Он возглавлял школу до 1981 года.

На смену ему пришёл Оленин Николай Иванович. Благодаря его неутомимой энергии, упорству, школа заметно преобразилась, укрепилась материально-техническая база.  В «хозяйстве школы» появилось ещё небольшое здание — школьная мастерская и спортивный зал (до этого занятия проходили под открытым небом или в классах).

Усилиями учителя истории Кукушкиной Галины Алексеевны в кабинете истории появился музейный уголок, где собраны экспонаты разных лет.

В 1987 году вновь происходит смена руководителя: директором школы назначена учитель биологии Тарасенко Валентина Михайловна. Время её руководства школой отмечено заметным омоложением коллектива: 15 августа 1987 года к работе приступили сразу 4 молодых специалиста, в числе которых была и я. Жизнь «била ключом» (как, наверное, и во всех школах): мы учились, готовили концерты, дружно собирали макулатуру, металлолом, лекарственные травы, участвовали в спортивных соревнованиях, работали на школьном огороде, на полях племзавода «Рассвет».

С 1990 по 1995 год школой руководит Байдакова Татьяна Михайловна. Это время, можно сказать, коренных преобразований. Здание реконструировано: появилась пристройка. Школа  приобрела  более современный вид: исчезли проходные классы, появился довольно просторный актовый зал, пищеблок, канализация, водопровод. Всё это появилось благодаря стараниям Татьяны Михайловны и помощи директора госплемзавода «Рассвет» Усачёва Владимира Яковлевича. Кстати сказать, госплемзавод «Рассвет» и лично В.Я. Усачёв на протяжении многих лет опекали школу, поддерживали её. В школе было подсобное хозяйство (корова, поросята), увеличился пришкольный участок. Всё это позволяло организовать бесплатное питание детей натуральными продуктами.

С приходом в качестве директора Ивановой Людмилы Петровны в 1995 году, я бы сказала, изменился статус школы. Мы были в числе лучших школ по многим позициям: детский и учительский турслёт, призовые места в различных мероприятиях, учитель нашей школы – победитель районного конкурса «Учитель года», 2 педагога удостоены звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации» и многое другое.

С 2003 года «бразды правления» школой доверили мне.

А теперь о выпускниках, ведь это главная ценность любой школы.

Просматриваю списки выпускников, алфавитную книгу и прихожу к выводу: наша школа никогда не была большой по количеству учеников. Хотя сравнить есть с чем. К примеру, ещё десяток лет назад было более 50 учащихся, а на сегодняшний день – 28!

Наши выпускники живут и работают в разных уголках России, а также в ближнем и дальнем зарубежье.Среди них есть работники сельского хозяйства и образования, здравоохранения и правоохранительных органов, военные, пожарные, простые труженики и  руководящие работники. Многие выпускники сейчас продолжают учёбу в различных учебных заведениях.

Не могу не сказать об учителях, работавших в школе. Это в первую очередь учителя, которые  отдали нашей школе не один десяток лет, а также  учителя, которые работали в школе непродолжительное время: учитель начальных классов Михалова Н.М., учитель биологии Костина Н.М., учитель истории Кукушкина Г.А., учителя математики Солдатенкова П.В., Герасимова Н.В., Оленина Н.В., Василькова И.А., Рябова Н.В., Проскурякова Т.Н., учителя русского языка Королёва М.И., Боздунова А.А., Снегирёва Т.А., учитель физкультуры Добринский А.Н., учителя начальных классов Зорина Н.И., Ратникова Л.И., учителя иностранного языка Рожко Л.И., Коленкова Т.М.  и многие другие. Да простят меня те, кого я не упомянула. Огромное всем спасибо за труд!

Сегодня школа – это стабильный коллектив педагогов, создающий оптимальные условия для обучения и воспитания детей в соответствии с новыми требованиями. Мы стараемся прививать детям любовь к родной земле, к народу, к её традициям, поэтому делаем акцент на   гражданско-патриотическом воспитании. В школе сложились свои традиции.

Сельские школы…  Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю. Основная проблема сельской школы сегодня в том, что становится меньше детей. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая – финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету. Все перечисленные трудности тормозят развитие школы. Но мы ищем выходы из создавшегося положения. Сельская школа вновь принимает вызов времени. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности, которая соответствовала бы новому времени.  Педагоги проходят переподготовку, готовят новые программы. То есть, делаем всё для того, чтобы не просто выживать, а развиваться. И, конечно, укрепляем материально-техническую базу, насколько позволяет финансирование.

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем-то большим, нежели просто образовательное учреждение.  Сельская школа – это сейчас единственный социокультурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле. Именно от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов.

Конечно, с точки зрения новых технологий, постоянно меняющихся требований малокомплектные сельские школы неэффективны. Но это с позиции современности. А для нескольких поколений деревенских детишек маленькая сельская школа была и домом, и клубом, и проводником во взрослую жизнь. Её помнят и любят такой, какая она была: без бассейна, спортзала и компьютеров, но с уважением к учителю и неустанной тягой к знаниям.

Е.О. Станулевич, директор Рябинковской школы


 


Вам также может понравиться