
Мобильный технопарк «Кванториум» на колесах курсирует по учебным заведениям
– Они здесь все гении? Нет? Обыкновенные, как все? Да они как семечки щелкают ваши задания, а с компьютерными технологиями вообще на «ты». Что же нужно, чтобы еще в детстве научиться проектировать, программировать, создавать и управлять? Только желание?!
– И понимание, что тот, кто владеет высокими технологиями, будет востребован в будущем, – завершила наш диалог руководитель мобильного технопарка «Кванториум» Людмила Викторовна Степаненкова. – Можете не сомневаться: школьники, которые приходят к нам, это знают. Благодаря уникальным возможностям технопарка на колесах они получают практические знания и умения в самых перспективных естественно-научных и технических направлениях от лазерных технологий до моделирования беспилотных аппаратов. И делают это вполне успешно, вне зависимости от степени одаренности.
Кванториум – учебно-практический высокотехнологический комплекс на базе автомобиля Газон Next – с сентября 2021-2022 учебного года периодически приезжает в сафоновские школы №№ 1, 6 и гимназию. Действует он в рамках реализации региональной программы «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе Вяземского железнодорожного техникума. Является частью федеральной сети детских технопарков «Кванториум» и предназначен для дополнительного образования школьников. В зоне действия Вяземской агломерации – девять районов, в том числе Сафоновский.
В идеале предполагалось, что «Кванториум» в одной базовой школе будет проводить дополнительные занятия для детей из разных учебных заведений, в том числе сельских. Но ограничения пандемии внесли существенные коррективы. Во-первых, в 2020-2021 учебном году пришлось обучать геоинформационным технологиям, робототехнике и IT-технологиям дистанционно, а в этом, с сентября по май, трижды останавливались на четыре дня в каждой из выбранных школ в каждой агломерации.
Заключительные сессии с защитой школьниками проектов по выбранным направлениям прошли уже в школах №№ 1 и 6. Своими глазами мы увидели это в гимназии.
Завтра у восьмиклассников – защита проектов по IT-технологиям и промышленному дизайну (проектирование объектов массового производства). Работают внимательно и вдумчиво, не на отметку, как говорят, а для себя. Незаинтересованных и скучающих нет. Пришли по собственному желанию, чтобы практически научиться работать в специальных программах и на «выходе» изготовить натуральную модель.
Начинали с эскиза на бумаге, а потом… Вот как об этом рассказал Валерий Герман: «За три практических сессии в этом учебном году я научился моделировать объемные трехмерные модели с помощью редактора векторной графики CorelDRAW и программы Blender. В виртуальном мире создал две ракетки в формате 3D для пинг-понга. Завтра защита проекта. Конечно, волнуюсь, ведь нужно будет показать все, чему я научился за это время. Выбрал IT-технологии, потому что это интересно и пригодится в жизни и, возможно, повлияет на выбор будущей профессии».
Другие ребята тоже подошли к созданию моделей с практической точки зрения и выбрали для моделирования подставки под мобильные телефоны, шкатулки, в других школах – модели шахматных досок. Юные разработчики имеют возможность воплотить свои индивидуальные проекты в жизнь.
Зону хайтека называют сердцем Кванториума на колесах.
– Это своего рода мини-цех, в котором все то, что дети создали на компьютерах в других квантумах (промышленный дизайн, робототехника, летательные аппараты и так далее), реализуется на практике, – рассказал инженер по направлению хайтека Илья Агапов. – В данный момент девятиклассники распечатывают на лазерном фрезерном станке шкатулки из фанеры. С помощью 3D-принтера ученики из аэроквантума могут распечатать детали для сборки квадрокоптеров.
Девятиклассница Дарья Сельчикова поделилась: «На занятиях по промышленному дизайну мы моделировали шкатулку в формате 3D, делали эскизы. Очень интересно наблюдать, как работает лазерный гравёр: мы видим плоды своего труда. Если появится возможность и дальше совершенствоваться в этом направлении, использую такой шанс».
Аэроквантум (проектирование, сборка квадрокоптера и управление им) заинтересовал в основном мальчиков. Может быть, потому что у них больше склонности к технике и ее освоению. На первой сессии девятиклассники изучали квадрокоптер, собирали и программировали трехмерные модели на второй, а на заключительной третьей проходят модуль-трассы. Что это значит? Руководитель аэроквантума объяснил: «Ребята приобрели навыки программирования дронов на автономные полеты, умеют разрабатывать для них маршруты с преодолением препятствий. С заданиями справляются успешно и готовы идти в освоении беспилотных летательных аппаратов дальше. Завтра они проводят презентацию проектов. Очень приятно работать с такой заинтересованной аудиторией».
Анатолий Ващилин продемонстрировал, как, подчиняясь его приказам, дрон взлетел к потолку, облетел кабинет, а затем сделал несколько кульбитов в воздухе. А мальчик объяснил: «Для того чтобы изучить дрон и управлять им, мы учились в среде блочного программирования Scratch, затем перешли к профессиональному языку программы Pyton. Освоенные нами языки программирования широко используются на современных производствах. Пригодится…»
– Это далеко не все направления, которые могут осваивать школьники в Кванториуме в формате дополнительного образования, – продолжила Людмила Викторовна Степаненкова. – VR/AR-квантум (виртуально дополненная реальность) предоставляет уникальные возможности освоения информационной среды, IT-квантум научит создавать мобильные приложения. Промробоквантум познакомит с азами промышленной робототехники…
– Программа деятельности Кванториума на следующий учебный год уже составлена?
– Мы ездим в основном по сельским школам и малым городам, чтобы дети в глубинке приобщались к миру высоких технологий. Географию агломераций определяет департамент по образованию Смоленской области. И все-таки мы не прощаемся, а говорим: до свидания.
Благодаря мобильному Кванториуму высокие технологии стали доступными для детей и подростков в малых городах и сельской местности. Здесь их научат мыслить нестандартно, чтобы увидеть мир с точки зрения создателя и преобразователя; помогут выбрать в дальнейшем перспективную и востребованную специальность.