Дорогобужский район Культура

Имя писателя Михаила Булгакова хорошо знакомо любителям словесности как у нас в стране, так и за рубежом. Он является одним из самых известных и загадочных писателей русской литературы. Его произведения не теряют своей популярности, а жизнь и творчество Булгакова, окутанные ореолом таинственности и мистических совпадений, вызывают неподдельный интерес у любителей литературы. Наверняка, по этой же причине Мемориальный музей Михаила Булгакова является одним из посещаемых музеев Москвы. Это место очень популярно среди москвичей и туристов, среди которых зачастую можно встретить смолян. А все потому, что и жизнь писателя, и его творчество имеют самое непосредственное отношение к Смоленщине, и любой смолянин, любящий книги Булгакова, ценящий его как личность, испытывает гордость от сопричастности Смоленщины к его великой литературной и человеческой судьбе. Вот и корреспондент «КД», оказавшись в Москве во время московской музейной недели, не упустил возможности побывать в музее любимого автора.

Музей писателя располагается в культовом месте — той самой «нехорошей квартире» № 50, в которой происходило действие романа Булгакова­ «Мастер и Маргарита», по адресу, указанному в романе, — Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж.

Говорят, что задолго до создания музея шестой подъезд на Большой Садовой был местом, куда приходили поклонники творчества Михаила Афанасьевича. На стенах подъезда писали письма Мастеру, просили прощения за грехи у Иешуа, признавались в любви Маргарите, а любители мистики часами ждали появления Воланда. Сам же Булгаков назвал свою квартиру «нехорошей» за то, что в ее стенах полностью познал все прелести коммуналки. В своих дневниках он вспоминал, как недовольные соседи пролетарского происхождения мешали ему работать, по ночам колотили в стены или врывались в комнату, отнимая бесценные минуты творчества. Но, так или иначе, квартира на Садовой по сей день является мистическим местом, где стираются грани между настоящим и прошлым, реальностью и творческим вымыслом.

В дневнике 1923 года Булгаков называл свое жилище «гнусной комнатой гнусного дома». Сегодня, оказываясь на Садовой, восхищаешься красотой старинной постройки в стиле модерн и с интересом осматриваешь экспозиции музея, а единственное, что кажется «нехорошим» и вызывает массу самых разных эмоций — подъезд, ведущий к бывшей коммуналке с длинным коридором и комнатами по обе стороны. Стены загадочного подъезда пестрят различными символами, здесь посетители оставляют рисунки, надписи и пожелания. Принято считать, что каждое написанное пожелание будет исполнено. В самой же квартире на площади чуть более 100 квадратных метров в восьми комнатах собраны более 500 экспонатов, 300 из которых — подлинники, отражающие бытовую жизнь и творчество писателя. Работникам музея удалось детально воссоздать все подробности творческого становления Михаила Булгакова. Сегодня «нехорошая» квартира оставляет самые хорошие впечатления, и любой желающий может из советского быта, с тихо поскрипывающим паркетом и громкими газетными заголовками, перенестись в мир загадок и тайн, где правят неведомые и могущественные булгаковские силы.

Каждая комната коммуналки — тематический выставочный кабинет, где раскрывается тот или иной аспект жизни писателя. Первая комната, в которую попадает посетитель, переступая порог квартиры № 50, — прихожая, где об известном авторе напоминает его портрет. Здесь же музейный работник предлагает обратить внимание на круглый деревянный резной столик со столешницей из мрамора середины XIX века. Этот стол был привезен из писатель­ского дома в Нащокинском переулке, где он стоял точно так же в прихожей, и на нем Булгаковы оставляли друг другу­ и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами. Переехав в дом-музей, предмет быта стал одним из главных экспонатов, встречающих посетителей.

По коридору с правой и левой сторон восемь комнат, каждая из которых имеет свое название и раскрывает многогранные стороны личности Булгакова. Так, одна из комнат представляет собой писательскую лабораторию, в которой создавались такие литературные шедевры, как «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Записки юного врача», «Мастер и Маргарита», «Самогонное озеро» и другие произведения автора. Особую атмосферу здесь создают многочисленные книги и предметы мебели — диван, кровать, зеркало, шкафы и письменный стол, полка, на которой когда-то стояли книги Булгакова. Закрыв на мгновение глаза, можно представить, как в былые времена­ в комнате кипела жизнь, как, находясь в творческом порыве, автор придумывал своих героев и тогда еще не думал, что его произведения обретут мировую известность.

В уютной гостиной находится старинная мебель, пианино с разложенной на нем партитурой оперы «Фауст». Примечательно, что сегодня на нем может сыграть любой желающий.
Вообще, все в музее создает впечатление, что ты пришел в гости, а не на экскурсию: на диванах и стульях можно сидеть и отдыхать, ящики различных комодов — открывать, мелкие предметы быта — рассматривать и трогать руками.

В стилизованной под редакцию комнате можно увидеть подлинные предметы интерьера­ той самой редакции газеты
«Гудок», в которой работал Булгаков, — письменный стол, шкаф и стулья, печатная машинка. Постоянная экспозиция музея, включающая в себя архивные документы, газеты и журналы, фотографии, также посвящена изданиям, с которыми сотрудничал Михаил Булгаков. Руками их, конечно, не потрогать, но сквозь стекло с содержанием заметок ознакомиться можно.

Комната «История дома» — это своего рода интерактивный кабинет, в котором благодаря современным технологиям
макеты квартир со своими жильцами оживают буквально по щелчку. Эта комната погружает в атмосферу детства и в то же время вызывает самые сильные чувства, ведь за игрушечными постановочными макетами­ квартир стоят настоящие судьбы людей, соседей Михаила Афанасьевича.

Самой интересной, на мой взгляд, комнатой является кухня «нехорошей квартиры», где среди экспонатов можно встретить привычные для того времени предметы быта, создающие эффект присутствия в тесной, загроможденной коммунальной квартире первой половины XX века. Здесь можно подержать в руках примус, бутылку из-под спирта, самовар, различную посуду, изучить аппарат для самогоноварения. Особенно примечательно, что все вещи здесь подлинные и помнят тепло рук знаменитого писателя.
Сама же атмосфера в столь интересной комнате стоит напряженная, что и неудивительно, ведь на небольшой жилплощади приходилось уживаться многим людям — в то время квартира № 50 была самой густонаселенной во всем доме и одной из самых шумных. Вместе с писателем и его женой здесь проживали еще 16 человек, а посему скандалы, склоки и драки на этой кухне были привычным делом. Весь этот кошмарный быт впоследствии нашел отражение в творчестве автора.

Но «нехорошая квартира» не единственный музей на Большой Садовой, в котором можно пройтись по следам Булгакова. В этом же доме, буквально в соседнем подъезде, где в свое время была контора жилтоварищества, расположился музей-театр «Булгаковский Домъ». Выглядит музей гораздо привлекательнее «нехорошей квартиры», у входа гостей встречают бронзовые скульптуры Коровьева и Бегемота. Здесь можно увидеть трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло, и буфет, где посетители могут утолить не только жажду знаний, а еще здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. Своей основной задачей создатели театра считают погружение зрителя в мир творчества писателя.
Так, например, в воссозданном кабинете драматурга можно увидеть коллекцию медицинских инструментов из больницы, в которой работал Булгаков. Мистическую атмосферу здесь создает обилие красного цвета, темные драпировки на предметах мебели, потайные двери и разгуливающий по дому кот Бегемот. Четвероногий живет в музее, является полноправным его сотрудником и любимцем всех посетителей.

Среди всех экспонатов незабываемые впечатления оставляет посмертная маска писателя, которая представлена в отдельной, скрытой от посторонних глаз темной комнате, особый шарм которой придает неоновая подсветка и тематическая музыка.

За долгие годы работы в музее сложилась одна интересная традиция — оставлять не только на стенах, но и в записках свои пожелания и мечты. Для этого в доме-музее установлен ящик «Почта любви», куда посетители опускают свои заветные листочки. Ящик быстро наполняется записками, их регулярно вынимают и складывают на хранение, а в «День исполнения желаний», который ежегодно проходит во дворе булгаковского дома, накопившиеся за год записки привязывают к воздушным шарам и одновременно запускают их в небо. Говорят, что все желания обязательно сбываются! Чтобы проверить это, корреспондент «КД» последовал примеру тысячи туристов, оставив заветные мечты дому Булгакова.

Принимать булгаковскую мистику всерьез или нет — каждый решает для себя, но когда­ задумываешься о том, что за почти столетнюю историю дом много раз мог быть стерт с карты Москвы и всякий раз выживал буквально чудом, то невольно начинаешь верить. Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы разбомбили почти все окрестные дома, но дом № 10 выстоял. Сталинский генеральный план реконструкции Москвы его тоже пощадил, неоднократно здание могло погибнуть в огне пожара, но дом не просто выстоял, он сохранил свою самобытность. Изменил ли судьбу этого дома Михаил Булгаков или сработало счастливое стечение обстоятельств, сегодня мы не узнаем, но одно можно сказать точно — писатель, влачивший при жизни почти нищенское существование, после смерти стал знаменит на весь мир, и к дому на Большой Садовой стали стекаться толпы поклонников его творчества, сделавшие бывшую коммуналку одним из самых посещаемых и самых загадочных музеев Москвы.

М. Викторова


 

Вам также может понравиться