Уже никого не удивишь ситуацией, когда молодая женщина лихорассекает на авто, но когда таксисткой работает экс-сотрудница УФСИН, миловидная представительница прекрасного пола, имеющая специальность «преподаватель географии» и навыки борьбы самбо… Такой послужной список, согласитесь, ломает все устойчивые стереотипы. А Галина (фамилию смолянка просила не называть) говорит: я просто не люблю сидеть дома и обожаю общаться. Как бы то ни было, и какой бы мотивацией ни руководствовалась моя героиня, день автомобилиста она по праву может считать своим профессиональным праздником, тем более что стаж ее вождения – около 11 лет.
– Я родилась в Рязани, там же окончила школу и Академию ФСИН, и более 11 лет отработала в пенитенциарной системе – проверяла деятельность межрайонных инспекций и колоний, — рассказывает Галина.
После окончания Академии женщина с семьей переехала в Смоленск (муж моей героини — военный). Знакомый водитель разрекламировал работу в такси, и она решила попробовать. На тот момент стаж вождения у нее уже был. (Молодая мама возила старшую дочь в секции и кружки, активно ездила в магазины и по делам, когда муж был в командировках). Вот так она уже почти полтора года таксует вместе с «фабусей» (так ласково Галина называет свою «Шкоду Фабиа»).
Границы и принципы
– Своих первых пассажиров помните?
– Да, это были три молодых человека, я очень смущалась, не знала, как себя вести. Они, видимо, почувствовали мою неуверенность, сами подсказали маршрут и оставили неплохие чаевые. Кстати, мужчины, как правило, более щедры. Но бывает, что рассчитываются до копеечки.
– Пытаются ли мужчины – пассажиры знакомиться?
– Да. Но я сразу говорю, что замужем и у меня есть дети. Очерчиваю четкие границы общения. Хотя как-то подвозила две семейные пары, и один мужчина при сидящей рядом жене пытался флиртовать. Есть еще одна категория пассажиров – они любят поговорить, рассказать о себе и своих проблемах, похвастаться удачами на любовном фронте, поведать об изменах. Откровенность объясняю просто – достаточно легко признаться в чем-то незнакомому человеку, ведьмы, скорее всего, больше не увидимся. Но я проблемы незнакомца через себя не пропускаю, услышала, посочувствовала, если того требует ситуация, и забыла об этом…
Есть люди – молчуны, садятся в авто и «закрываются», бросят пару фраз, буркнут что-то и всё. Я вижу, что они не хотят разговаривать, и их не трогаю.
– Согласны ли вы, что таксист – это все-таки не женская профессия? – Я так не считаю. Женщины порой могут и делают больше, чем мужчина, не каждый представитель сильного пола сможет жить в таком режиме, как женщина: дети – работа – дом – заботы…
– Не отговаривали родные от такой работы?
– Нет, мои знакомые тоже хотели бы работать в такси, но некоторые опасаются, а кого-то из женщин мужья не пускают… Мой супруг уважает мое решение, видит, что мне нравится работа таксистом, и он мне доверяет. Когда выходишь таксовать, отвлекаешься, переосмысливаешь что-то и порой при общении с пассажирами находишь ответы на какие-то вопросы.
Неробкого десятка
– Некоторые мужчины не очень лестно отзываются о женщинах-водителях…
– Каждый имеет право на свою точку зрения, меня это не задевает. Я уже не в том возрасте, чтобы обращать внимание на чужое мнение. Хотя лично я в начинку авто не лезу, максимум – могу колесо поменять, как-то у меня зажевало резину, когда я везла пассажира. И он нормально к этому отнесся, заплатил за проезд и сказал: ничего страшного, я дойду, мне тут два метра. А я стала ждать техподдержку.
К тому же я не рисковый водитель и езжу по правилам принципиально. За 11 лет стажа было всего лишь несколько штрафов. Также не превышаю скорость, наоборот, был случай, когда женщина-пассажирка попросила ехать максимально медленно – мы везли ее мать после операции и передвигались, наверное, со скоростью 10 км/ч, путь показался мне очень долгим…
– А если такси вызовет компания мужчин, повезете? Не страшно?
– Да, такое уже было, машину заказали четверо мужчин… Улыбаясь, они поинтересовались, не боюсь ли я везти мужчин? Я ответила: а вы не боитесь, что блондинка за рулем? Они посмеялись, юмор помогает наладить общение. Некоторые пассажиры сильного пола, садясь в машину, спрашивают: ой, а вы что, женщина? Отвечаю: да, так вышло (улыбается)…
Хамят ли мне? Редко, как мне однажды сказали: вам и не нахамишь, по вам видно, что это делать не стоит… Я за себя могу постоять на словах. И не только… Я три года занималась самбо, пять лет – рукопашным боем, я неробкого десятка, к счастью, приемы борьбы пока применять не приходилось.
Наоборот, нередко пассажиры поздравляют с праздником, к примеру 8 Марта, или угощают чем-нибудь, если я подвожу клиента в его день рождения. Человеку хочется поделиться своим хорошим настроением.
– А если все-таки пассажиры не совсем корректно ведут себя?
– Действую по ситуации. Я не люблю ругаться и считаю, что счастливые люди не хамят. Наоборот, предлагаю помощь, стараюсь общаться подчеркнуто вежливо. Найти коммуникации. Знаете, как говорят? Вежливость – оружие королей.
Пристегнитесь!
– А в каких ситуациях откажетесь работать даже за очень большие деньги?
– В свой день рождения и дни рождения своих близких я принципиально не таксую…
– Обманывали ли клиенты вас с оплатой?
– К счастью, не было таких моментов. Все ведут себя честно, хотя один раз у пассажира не хватило денег на поездку – он пообещал расплатиться по приезде, дескать, поднимется к друзьям в квартиру многоэтажки и вынесет деньги. Я не согласилась и предложила, чтобы друзья сами спустились и расплатились, в итоге всё закончилось хорошо.
– Есть у вас, как у водителя, автовладельца, табу при перевозке пассажиров? Например, вы никогда не включаете определенную музыку даже по требованию клиента или запрещаете есть в салоне?
– Жестких табу нет, к любой музыке отношусь с понимаем, будь это тюремный шансон или тяжелый рок, также, если очень хочется, разрешено есть. Но я никогда не повезу пьяного «вусмерть» пассажира. Он может уснуть и испачкать салон, а на химчистку тратиться не очень хочется, большинство таксистов такого же мнения. У меня единственное требование к клиенту – пристегиваться. К счастью, все относятся к этому с понимаем. На моей практике был лишь единственный случай, когда по этой причине я отказала в поездке… Пассажиром был мужчина, и я почувствовала, как от него шла определенная отрицательная энергетика, сразу видно было, что человек ранее сидел (я такое считываю очень быстро). Он был как-то надут, закрыт для общения, я попросила пристегнуться, он проигнорировал просьбу, тогда я поставила условие: или он пристегивается, или мы никуда не едем. Он отказался и стал говорить, что пожалуется на меня и мне как таксисту снизят рейтинг, но я была непреклонна и отказалась его везти.
– То есть криминальное прошлое видно?
– Да… Я редко ошибалась… По татуировкам, по манерам и даже по позам видно всю подноготную. Я ж по другую сторону была – и опыт работы в УФСИН остался со мной. Я заметила, осужденные и бывшие осужденные по-другому смотрят на людей, словно рентгенологи. И, общаясь с ними, тоже этому отчасти научилась – прежде всего ищешь в человеке внутреннюю харизму – есть она или нет.
– Как коронавирусные ограничения сказываются на работе?
– Я привита, езжу в маске, всегда с собой антисептические салфетки, стараюсь почаще открывать окошко, проветривать.
– Есть любимая дорога на карте Смоленщины?
– Нравится ездить в сторону Рудни по трассе «М-1», особенно осенью, когда деревья стоят в золоте. По дороге установлено освещение и отбойники – это очень комфортно для меня как для водителя. А я люблю, когда комфортно.
– А самое нелюбимое место?
– Тесные дворы, порой прижмут так, что думаешь: как отсюда выбраться…
– Что бы вы пожелали автомобилистам в день профессионального праздника?
– Желаю позитива, смотреть на всё под другим углом, с оптимистичной точки зрения, тогда жизнь покажется намного ярче. И вообще лучше не копаться в проблемах и не переживать раньше времени… А себе? Хороших чаевых! Самые щедрые чаевые, которые я получала, составили 1 000 рублей, при том, что поездка обошлась пассажиру в 90 рублей.
– Галина, как вы думаете, как изменится работа таксиста в будущем? Останутся ли такси с реальными водителями или им на смену придут беспилотники?
– Цифровые технологии активно входят в нашу жизнь, уже сейчас общение с пассажирами зачастую происходит только в онлайн-режиме. Думаю, что будут и беспилотники, но с учетом нашего менталитета такая перспектива страшновата, есть же лихачи, которые любят «играть в шашечки» или идти на обгон. Как поведет себя искусственный разум? Не всё можно запрограммировать, порой надо действовать просто по интуиции.
Олеся ТОМАШОВА.