Так на профессиональном языке называют пожарных, которые в условиях чрезвычайных ситуаций быстро принимают решения, первыми бросаются в горящее здание, действуют грамотно и оказывают огненной стихии достойное сопротивление.
Тушила – это признание коллег, почетный статус, который можно получить независимо от должности и звания. Это значит, что пожарный всегда на шаг впереди товарищей и личным примером показывает им образец смелости и мужества, оставаясь верным присяге и своей совести. Настоящий тушила – высшая оценка профессионализма и надежности.
В Ярцевском пожарно-спасательном гарнизоне — свои герои. За почти 30 лет работы в экстремальных условиях «настоящий тушила», пожарный Олег Купленков спас сотни жизней.
Иду на несколько рукавов
В тесном задымленном помещении одного из огромных подвалов жилых многоквартирных домов пожарный Олег Купленков ориентировался хорошо. Предусмотрительно брошенные им рукава пожарных шлангов служили своеобразным ориентиром в сильно разветвленной системе подземных ходов. В условиях нулевой видимости по ним он мог без труда найти выход. Несмотря на то, что теплоотражающий костюм и противогаз обеспечивали относительную безопасность, дышать становилось тяжело. После долгого пребывания в подземном пространстве, охваченном бушующим пламенем, он чувствовал себя, почти как в сауне. В целях ликвидации дальнейшего распространения огня подвальное помещение проливали с двух сторон. Олег поднялся на поверхность. Вдыхать кислород полной грудью в такие минуты было особенно приятно.
— Ребята задыхаются, – донеслось из-за пелены дымной завесы. Новичок, недавно поступивший в часть, откашливаясь, звал на помощь. На ходу он срывал маску и жадно глотал свежий воздух. – Там, — неопределенно махнув рукой, он показывал в направлении выгоревшего помещения, – двое.
Не раздумывая, Олег бросился назад.
— Иду на несколько рукавов, — успел крикнуть он коллегам…
Задыхающихся товарищей Олег нашел быстро. Бывалый пожарный и недавно прибывший в часть, еще «не обстрелянный» юнец заблудились в душном тоннеле и оказались заблокированы перегоревшими и обвалившимися балками. Один из них потерял сознание. Резко дернув его на себя, Олег взвалил бесчувственное тело себе на плечи и потащил на воздух. Но в спешке он не рассчитал запас кислорода. Дышать становилось все труднее, маска прилипла к лицу. Ожог. Еще несколько шагов… Перед глазами поплыли белые круги… В полной темноте он упрямо двигался вперед по брошенному на землю рукаву. Выход. Дошел. Сорвал маску. Отдышался. Нужно возвращаться за вторым. Тогда благодаря своевременной помощи Олега Николаевича пожарным удалось выжить. С отравлением угарным газом и ожогами разной степени тяжести они были доставлены в смоленскую клинику.
«Железный человек»
Его называют по-разному: друзья и коллеги — настоящим тушилой, сотрудники Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы — железным человеком. О стальной закалке и выносливости Олега Николаевича Купленкова легенды ходят далеко за пределами Смоленской области. Это он занимается суточным и многодневным бегом, преодолевая расстояния в сотни километров. Это он занял 10-е место на чемпионате России по легкой атлетике в беге на 100 километров в 1994 году. Он занимает призовые места на соревнованиях пожарных команд, с большим отрывом опережая амбициозную и азартную молодежь.
Тысячи экстренных ситуаций, сотни спасенных жизней. Сегодня на Олега Николаевича равняются молодые кадры ярцевского пожарно-спасательного гарнизона. В свои пятьдесят с лишним лет он с легкостью обгоняет самых ловких и тренированных. И хотя в пожарную часть он попал случайно, ответственное отношение и «железная» выдержка в любой ситуации в очередной раз доказывают: не место красит человека.
Когда сбываются мечты
Олег Николаевич родился в Термезе. Там по комсомольской путевке работали его родители. В 1972 году семья переехала в Смоленск, так как мама была родом из Кардымовского района. Самым большим детским впечатлением Олега в школьные годы была экскурсия в пожарную часть. Огромная яркая техника с включенными сиренами и голубыми маячками казалась ему неотъемлемым атрибутом легендарных спасателей.
Однажды по пути в 22-ю смоленскую школу, где учился Олег, он стал свидетелем крупного пожара, в тушении которого участвовало сразу несколько пожарных расчетов. Оперативные действия пожарных, их мужественный вид, захватывающий подъем по выдвижной лестнице, эвакуация людей навсегда остались в памяти. И сегодня Олег Николаевич вспоминает этот пожар во всех подробностях.
— Мы были еще маленькими — 4-5 класс. В таком возрасте особый романтический настрой. Вместе с группой ребят стояли и смотрели, как полыхает. Пламя поднималось настолько высоко, что люди, деревья, машины в сравнении с ним казались ничтожно маленькими. Тогда для подавления распространения огня пожарные использовали шланги. Это было настолько зрелищно! Наверное, в тот момент во мне созрело желание быть с ними в одном строю.
Олег всегда тяготел к спорту. С самого детства он самостоятельно занимался плаванием, лыжами, легкой атлетикой, борьбой. После окончания школы у него не было сомнений с выбором учебного заведения. Тренированный и физически развитый, Олег подает документы в Смоленский институт физической культуры. Но, несмотря на хорошую физическую подготовку, не поступает. Не теряя времени, Олег сдает вступительные экзамены в железнодорожное училище. И на этот раз успешно проходит испытания. Три года после армии он работает помощником машиниста на железной дороге.
— Куда бы не забрасывала меня судьба, как бы не складывались обстоятельства, — вспоминает Олег Николаевич, — я никогда не прекращал тренироваться. И это сыграло решающую роль в моей жизни. Еще до армии я стал кандидатом в мастера спорта по биатлону. На службе показывал хорошие спортивные результаты. И на собственном опыте убедился: спорт открывает большие возможности в жизни.
Однажды на спортивных сборах Олег случайно узнает о том, что в 3-ю пожарно-спасательную часть, расположенную на улице Урицкого в Смоленске, требуются физически развитые ребята. В то время каждое силовое подразделение выдвигало спортивные команды на общие соревнования, поэтому при наборе кадров предпочтение отдавалось наиболее тренированным. Решение Олег принял моментально, и уже через неделю новая форма выгодно выделяла его среди друзей и знакомых. Через 10 дней на соревнованиях пожарных частей в Красном Бору он показал блестящий результат на преодолении первой в своей жизни полосы препятствий.
Боевое крещение
Нюансам и тонкостям профессии пришлось обучаться на ходу, в процессе работы. Первый пожар оставил неоднозначные впечатления.
Пятиэтажное здание на улице Краснофлотской полыхало уже около 30 минут. Пожарный расчет, в состав которого входил новобранец Олег Купленков, действовал быстро и четко. Короткие команды определяли организованные действия и направления подачи воды из пожарных шлангов. Растянув оборудование по определенной схеме, коллеги-пожарные скрылись внутри горящего здания. Олег остался на улице один. На какое-то время он растерялся. Все действовали настолько слаженно и знали свою работу, что он чувствовал себя не у дел. По инерции он двинулся следом за товарищами.
— Помню, какой страх я испытал тогда в горящем помещении, — вспоминает Олег Николаевич. — Конечно, даже самые опытные профессионалы-спасатели каждый раз боятся не вернуться назад. Но на первом пожаре страх от неопытности многократно усиливается — это особенное чувство. Тогда в эпицентре возгорания я присоединился к команде и участвовал в тушении наравне со всеми. Но сейчас я понимаю: мои действия были далеки от профессиональных. Опыт приходит с практикой.
Позже Олег Николаевич всегда первым делал шаг в самые опасные места. Со временем работа превратилась в дело всей жизни.
— Я много времени посвящаю спорту, поэтому, когда я на работе, мой организм отдыхает от спортивных нагрузок. Пожарные расчеты никогда не сидят без дела в ожидании тревожных звонков. Мне нравится такая «движуха». Она наполняет жизнь определенным смыслом. Ежедневно мы куда-то выезжаем, кого-то спасаем, участвуем в судьбах людей. Здесь всегда нужно соответствовать определенным стандартам: быть сильнее, быстрее. Я люблю свою работу и не представляю себя на другом месте. А когда получаешь удовольствие от того, чем ты занимаешься, не задумываешься о зарплате.
Не нужно думать, что пожарные – это какие-то особенные сверхлюди. Несмотря на определенную подготовку, они тоже попадают в разные ситуации. Нередки случаи, когда экстренная помощь требуется самим пожарным.
— Когда приходится тушить возгорание в помещениях, представляющих один большой лабиринт, всегда возникает угроза остаться там навсегда, — говорит Олег Николаевич. — Запутаться в таких коридорах легко. Самыми сложными объектами для тушения являются заводы, подстанции, заправки. Сейчас костюмы позволяют спасателям продолжительное время пребывать в условиях высокой температуры и плохой видимости, а раньше, если пожарное оборудование нагревалось, нужно было немедленно возвращаться, дышать было нечем. У меня была ситуация, когда в кислородно-изолирующем противогазе нагрелся патрон и аппарат перестал подавать воздух. Я почувствовал, что задыхаюсь. Жарко, как в сауне. Я рисковал получить ожог легких. Начала кружиться голова. Сорвал противогаз и дышал в открытое окно.
Через 16 лет Олег Купленков перевелся в ярцевский пожарно-спасательный гарнизон и продолжил службу в 19-й пожарной части.
Один день из жизни пожарного
В разные годы Олег Николаевич занимал должность командира отделения, помощника начальника части. В настоящее время он по возрасту находится на заслуженном отдыхе, но по-прежнему остается в строю.
Сегодня Олега Купленкова по праву считают самым опытным и квалифицированным пожарным. В разговоре с личным составом о работе пожарной части молодежь мне посоветовала: «Это к Купленкову нужно обратиться. Он всю жизнь кого-то спасает…». Но, как часто бывает, сам Олег Николаевич не считает свое геройство чем-то особенным.
— Олег Николаевич, а в обычной жизни Вам приходилось спасать людей?
— Такие ситуации время от времени возникают в жизни любого пожарного. Однажды я услышал, как соседи зовут на помощь. Загорелась квартира. Дверь оказалась заблокированнной. Из щелей валил дым. Пришлось выламывать. Я облился водой с головы до ног и шагнул в огонь. Вытащил нескольких человек. Пожарные приехали позже. Удивились, конечно, увидев меня на месте происшествия. Но в такие моменты времени на раздумья нет. Однажды еще до приезда пожарных я вытащил из огня двух девушек и ребенка. Много было таких случаев. Обо всех не расскажешь.
— Присутствие пожарного на месте возгорания – это не всегда гарантия благополучного исхода?
— Каждая ситуация индивидуальна. Конечно, мы делаем все возможное для спасения жизни, но многое зависит от случайностей. Важное значение имеет человеческий фактор. Около трех лет назад на Пионерном, в пятиэтажном доме напротив бассейна, загорелась квартира на третьем этаже. Причиной была неисправная электропроводка. На пятом ничего не знали о пожаре. Из огня мы вытащили пожилую женщину и сорокалетнего мужчину. Впоследствии от полученных ожогов пострадавшая скончалась. Мужчина выжил. Однажды я на себе вытаскивал женщину, вес которой в разы превышал мой собственный. Она весила более 120 килограммов. Это было тяжело еще и потому, что она была без сознания. В задымленной комнате я нашел ее бездвижно лежавшую на полу в пространстве между кроватью и стеной. Видимо, теряя сознание, она упала туда. Обмякшее тело кажется намного тяжелее. Оно просто висит на тебе, не приспосабливаясь под твои движения, не помогает. Это был именно такой случай. Сначала мы поднимали ее вдвоем. Не смогли. Она была очень тяжелой. Тогда я попросил взвалить женщину мне на спину. Напарник помог. Мы вытащили ее из огня. Оказавшись на воздухе, женщина пришла в себя. Все пожарные интересуются судьбой спасенных людей. Позже я узнал, что через две недели она скончалась в больнице. Переживал…
— Каким в Вашей жизни было самое большое количество сообщений о пожарах за сутки? На все удалось успеть?
— 24 вызова. Весна – самый пожароопасный период. В это время все пожарные службы находятся в состоянии повышенной готовности. «Летают». В 8.00 мы заступили на дежурство. И… началось. Больше в тот день в части мы уже не появились. С одного пожара неслись на другой. Уже ночью поехали в Капыревщину, там горело поле, потом в Пронькино, потом опять в Капыревщину. Главным было — предотвратить распространение огня на лесной массив. Вода закончилась. Сбивали огонь «хлопушками». Три часа помашешь — так прокачивается плечевой пояс, никакой фитнес не нужен. Были случаи, когда в таком напряженном графике, из лужи пили. У пожарных тоже может быть обезвоживание и тепловой удар. Все расчеты участвуют в тушении пала сухой травы. Если где-то загорается дом или квартира, приходится сравнивать и оценивать степень угрозы. Иногда бросаем траву, спешим на более серьезные пожары, потом возвращаемся.
— Виктор Николаевич, есть ли у Вас награды за годы безупречной службы и сотни спасенных людей?
— Нет. Я никогда не гнался за наградами. У меня, как и у большинства моих товарищей-пожарных, есть медали за выслугу лет. За 10 лет службы – это первая медаль, потом за 20. За отдельные спасательные операции наград нет. Такая наша работа – быть рядом, когда можно спасти жизнь.