В Смоленске открылась Вторая выставка малых форм
…Залы первого этажа Дома художников. Все скульптуры на своих подиумах. Константин Куликов, куратор выставки, волнуясь, расклеивает недостающие этикетки с названиями… Это вторая с 1984 года выставка скульптуры малых форм. Она посвящена памяти Альберта Георгиевича Сергеева и приурочена к 95-летию со дня его рождения. Скульптура начинается совсем не тогда, когда скульптор взял в руки кусок глины, а гораздо раньше. Вся работа ума и интеллекта, все знания и чувства приходят на помощь автору.
Многим известно выражение Дмитрия Шостаковича, который говорил, что нет жанров высоких и низких, а есть плохая и хорошая музыка. Так и в малой пластике можно и нужно быть по-настоящему высоким. И в малом можно быть большим. На любой выставке первостепенным является общая экспозиция, по ней оценивают, прозвучала та или нет. Экспонаты ведут диалог, сталкиваются мыслями или соглашаются и дополняют друг друга. Все смотрятся в одном ключе как единое целое в этом небольшом выставочном пространстве. Так случилось и в этот раз. На открывшейся выставке заговорила пластика, очень родственная духу работ скульптора Сергеева. В центре зала почетное место заняли пять его творений, задающих высокий уровень для остальных художников. Их предоставила дочь – Ольга Барановская, тоже скульптор и участник экспозиции.
Открыл вернисаж куратор выставки, член правления Смоленского отделения Союза художников России скульптор Константин Куликов: «У Альберта Георгиевича было желание объединить всех смоленских ваятелей в одной большой выставке, это и керамисты, и скульпторы, и декоративно-прикладное искусство. Мы решили продолжить начинание нашего учителя, и вновь собрать всех мастеров, работающих в объемном искусстве. Были приглашены в первую очередь участники предыдущей выставки. К открытию я и моя супруга, Наталья Куликова, архитектор и журналист, сделали каталог с краткими биографиями авторов и представленными работами. Работы принимались работы без выставкома по выбору авторов, учитывая, что за долгие 37 лет, прошедшие с первой выставки, такого уровня показа не было. Продолжение давно задуманного выставочного проекта дает возможность оценить творчество каждого его участника и поделиться мыслями-идеями со зрителем и друг с другом. Предлагаю сделать выставку традиционной и проводить раз в четыре года».
Несмотря на свою трехмерность, скульптура как жанр остается недооцененной и не понятой до конца. Как правило, скульптурные произведения используют для того, чтобы «заполнять» углы экспозиционных пространств, отданных под живопись или графику. Заслуженный художник России скульптор Людмила Ельчанинова высказала свое мнение: «Когда мы делаем общие выставки работ, то они рассеиваются. Надо отдать должное организатору скульптору Константину Куликову, который не только сделал эту выставку, афишу, плакат, каталог, но и создал хорошую экспозицию, поставив каждого автора отдельно».
Журналист, прозаик и поэт Владимир Королев поддержал всеобщее воодушевление: «Скульптор – это трудоемкая творческая профессия. Выставка представляет малые формы, но какие большие образы. Есть емкое четверостишие Бернса в переводе Маршака «Девушки маленького роста»:
На то и меньше мой алмаз
Гранитной темной глыбы,
Чтобы дороже во сто раз
Его ценить могли бы.
Восхищаюсь вашим трудом, талантом и вкладом в творческую составляющую нашей Смоленщины».
Отрадно, что на фоне смолян не потерялись участники из Вязьмы, показали себя очень достойно и грамотно. Но самое главное, это поддержание традиций лучших образцов искусства скульптуры, использование новаторства только как способа воздействия на эмоции. Нельзя поддаваться искушению на модные ныне инсталляции с кучами мусора или другими атрибутами жизнедеятельности. Они для нас, воспитанных на выдающихся классических примерах, не несут культурной ценности. Художники выбрали композиции, достойные памяти Альберта Георгиевича Сергеева. В творения сегодняшних мастеров можно влюбиться сразу, получив большое эстетическое наслаждение. Экспозиция будет доступна для осмотра до 11 октября в выставочном зале Смоленского городского отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России», ул. Б. Советская, 21.
Наталья АВАКЯН, член Союза журналистов России