Молодежь Сафоновский район Хобби

По статистике 72% школьников не хотят учиться, считая этот процесс трудным и неинтересным. Но на уроках преподавателя географии школы №7 Натальи Михайловны Матвеевой ребятам скучно не бывает: интерактивные карты, упражнения, плакаты, использование мобильных приложений и гаджетов делают занятия необычными и современными – как раз такими, как нравится подросткам. Чего и следовало добиться педагогу, чтобы заинтересовать и вдохновить учеников.

Без преувеличения можно сказать, что любимому предмету Наталья Михайловна отдает большую часть жизни. Выбранный 30 лет назад профессиональный путь не стал ошибкой или работой по необходимости, а занял особое место в душе. География, по мнению учителя, – предмет значимый и необходимый, роль которого в школе умаляется.

– В начале своей учительской биографии я была максималисткой: казалось, что мой предмет – самый главный на свете, а все дети должны его знать и любить. Позже, когда сын стал школьником, поняла, что это не так. Но по-прежнему считаю его важным и относиться с пренебрежением к этой науке своим ученикам не позволяю. Очень обидно слышать, когда люди, считающие себя образованными и интеллектуальными, порой не знают, где живут, – в Европе или Азии. Или не понимают, столица какого государства была названа в новостях по телевизору. Причем география – это ведь очень интересная наука, но далеко не простая, как думают многие: это наполовину математика, на четверть физика и остальное – романтика.

Конечно, не всех школьников удается заинтересовать предметом, но, по крайней мере, Наталья Михайловна очень старается это сделать. Она считает, что нужно идти в ногу со временем. «Мир меняется, а школа не всегда или очень медленно», – говорит преподаватель. И вот уже длительное время на своих уроках активно внедряет современные технологии, в том числе разрешает использование мобильных телефонов. Как? Это ведь как раз то, что в школе запрещено? Да, не все одобряют выбранную учителем методику, но она стоит на своем:

– Как вы думаете, какие положительные моменты можно увидеть в использовании телефона? Информация, электронные учебники, справочники, карты – это всё интернет. Согласитесь, что ничего плохого нет, если ученики самостоятельно добудут нужную информацию из всемирной паутины, ведь это и рекомендует современная методика преподавания. На самом деле, телефон – это инструмент, и как его использовать на уроке, решает педагог. Чтобы занятие стало новым в изменяющемся мире, близким и интересным обучающимся, мы используем учебные приложения и платформы в интернете. Например, приложение Learning Apps подходит для создания интерактивных упражнений, которые можно отправлять ученикам через ссылку, через куар-код индивидуально, а можно работать фронтально в классе на интерактивной доске. Или учебная платформа Online Test Рad для создания онлайн-тестов. Возможностей много, – рассказывает о своей работе географ.

Наработки Н.М. Матвеевой, вынесенные ею на суд компетентных коллег в рамках участия в конкурсах, неизменно вызывают живой интерес. В 2009 году она стала победителем районного конкурса «ИКТ в образовательном процессе», в районном конкурсе «Инновации в образовании» побеждала три раза – в 2012, 2015 и 2020 годах. В 2020-м за интерактивный интегрированный урок преподаватель получила диплом третьей степени областного конкурса, есть представления ее опыта и на всероссийском уровне, публикации в электронных педагогических изданиях, на педагогических сайтах. Всего этого наша героиня достигла за несколько лет преподавательской деятельности, вот только каждый раз для нее участие в общественных мероприятиях подобного плана – психологический стресс.

– Я такой человек, мне это очень трудно дается. Делать кое-как не могу, а при серьезном подходе тратится много душевных и физических сил, – объясняет Наталья Михайловна. – Я люблю свою работу, но конкретно её: уроки в классах, общение с детьми, освоение новых методик и сервисов… Карьерный рост или слава совершенно не интересуют.

Любимое дело, выбранное когда-то, не разочаровало Наталью Михайловну за годы работы. А примером для нее стала мама Любовь Алексеевна, учитель физики и математики с 50-летним стажем. Она преподавала в одной из смоленских школ, и с раннего детства Наташа наблюдала, как много времени мать посвящает своим ученикам.

– Мне даже было немного обидно, что им доставалась огромная доля маминой любви и тепла. Но, в то же время, гордилась ею, когда видела, как к ней относятся дети. Сейчас мама на пенсии, но её выпускники постоянно звонят и приходят в гости, чтобы поделиться своими победами и переживаниями. И для меня моя мама – пример учителя с большой буквы. Я до сих пор советуюсь с ней по разным вопросам.

Почему всё-таки география? Здесь свою роль сыграла учитель этого предмета в школе – Галина Николаевна Телешева. Именно она привила любовь к естественной науке, рассказывая на уроках о путешествиях, пусть иногда и виртуальных. Определившись с выбором, Наталья окончила пед-институт в родном Смоленске, и в 1992 году по распределению приехала в Сафоново. Думала, ненадолго. Долгие годы мечтала вернуться в областной центр, да, видно, не судьба. Небольшой районный городок стал местом, где выросла в профессиональном плане, нашла свою вторую половинку, создала семью и родила сына, обрела друзей. Коллектив школы №7, когда-то тепло принявший молодого специалиста, стал родным. Да и город в конце концов полюбился, так что теперь уже о переезде и не думается.

Школа – особый мир, где время бежит незаметно. Казалось, только вчера начинающий учитель, робея, переступил порог учебного заведения, а сегодня уже за плечами – четыре выпуска ребят, на пороге – пятый. Наталья Михайловна свое классное руководство ведет так же ответственно, как и предмет. Её 8 «А» имеет отдельную группу ВКонтакте, часто вместе с педагогом отправляется в ближние и дальние туристические поездки.

По признанию преподавателя, ей каждый ребенок дорог по-своему.

– Наверное, педагогика – моё призвание, моя судьба. Я люблю свою работу, предмет, детей. Я не идеальный учитель и человек, у меня есть свои недостатки, но когда встречаю выпускников, вижу их улыбки и слышу добрые слова в свой адрес, то понимаю, что выбрала правильный путь, что всё не зря. Увы, школьная жизнь коротка: одни ребята уходят во взрослую жизнь, другие приходят в школу, но они уже совсем не такие, и учить их нужно по-новому. Педагог должен меняться, расти профессионально, не только учить, но и постоянно учиться сам. Как географ я бы хотела сравнить педагога с рекой. Они могут быть разные: спокойные и широкие, величавые, как Волга-матушка, а могут быть порожистые, стремительные, как быстрая Ангара. Реки рождаются из родника, и учитель продолжается в своих учениках. Дети, как притоки реки, подпитывают своей энергией, и преподаватель учится у них. Река становится шире, многоводнее, двигаясь от своего истока к устью…

Давно, больше 30 лет назад, передо мной встал вопрос выбора профессии. Сейчас мне кажется, что выбора как такового и не было, ведь я всегда знала, что стану учителем. Но каким? Получится ли стать хорошим? Ответа не знаю до сих пор.

Зато коллеги и ученики Натальи Михайловны уверены, что профессиональных высот она уже достигла. И не только победы в конкурсах тому подтверждение, а еще и высокобалльные результаты ЕГЭ. Например, ее ученик Егор Кучеров набрал 92 балла по предмету, Виктория Нестерова – 87, а Валерия Ильина – 84. Но и эти данные – не показатель успешности. О ней, скорее, говорит тот огонек в глазах педагога, который зажигается при разговоре о школе и учениках. Сразу становится понятно: перед тобой человек заинтересованный, рядом с которым хочется верить в свои силы и добиваться новых высот.


 

Вам также может понравиться