«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце», – писал советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский. Этим девизом Светлана Позднякова руководствуется вот уже полвека своей профессиональной деятельности. Дети, которых она воспитала, уже сами стали родителями и привели к ней своих чад. «Скоро внуки пойдут», – смеется музыкальный руководитель. Коллеги называют её «душой сада», что хорошо характеризует этого светлого позитивного человека.
После окончания школы и не-удачного поступления в педагогический институт Светлане Поздняковой предложили должность музыкального руководителя в детском саду №14, ведь начальное музыкальное образование у неё было – семилетнее обучение в музыкальной школе по классу фортепиано. И она согласилась. Так начался её длинный трудовой путь. Позже она окончила педучилище и получила профессию воспитателя. А в 1997 году перешла в детский садик №21, в котором работает по сей день.
К детям тянуло Светлану Александровну всегда. «Эта работа мне очень понравилась, я даже выходила раньше положенного из отпуска», – отмечает она. В 1968 году, в начале профессионального пути, приходилось писать сценарии праздников без образцов: методических пособий, книг, интернет-ресурсов. Ставить танцы поначалу тоже было непросто, однако со временем появился и этот навык. Как отмечает Светлана Александровна, состояние творческого поиска присутствует и сейчас.
На занятиях с музыкальным руководителем дети развивают слух благодаря классическим и патриотическим композициям, разучивают танцы, песни, занимаются дидактическими играми и даже музицируют на инструментах, правда, пока игрушечных. Обычный рабочий день Светланы Александровны начинается с первого занятия в 9 утра. Их бывает три-четыре, а дальше идет индивидуальная работа, ведь к каждому ребенку нужен свой подход, а что успеешь за 15-30-минутное занятие? Затем она погружается в творчество в одиночку: пишет сценарии к утренникам.
В коллекции музыкального руководителя множество наград: дипломы, грамоты за победы и участие в районных, областных, всероссийских и даже международных конкурсах и фестивалях. Каждый год воспитанники участвуют в мероприятиях во Дворце культуры, в рождественских праздниках. Основным направлением своей деятельности Светлана Позднякова считает воспитание в детях патриотизма благодаря приобщению к истокам народной культуры. Большой отклик у малышей вызывают фольклорные праздники и развлечения: «Игры, пляски да русские сказки», «Масленица», «Святочные вечёрки», «Посиделки».
– Это активный доброжелательный человек, который заряжает энергией и детей, и взрослых, создает настроение и положительные эмоции. Несмотря на большой стаж работы, она не пресыщена профессией, постоянно придумывает что-то новое, умеет найти общий язык с каждым ребенком. Мы не представляем садика без такого человека. Светлана Александровна, можно сказать, его легенда, –
отзывается о коллеге заведующая М.В. Устинова.
В багаже музыкального руководителя немало случаев, когда дети начинали петь или танцевать благодаря её усилиям и терпению, ведь в этом деле важен преподаватель, его подход к ребенку. «Детей с музыкальным или танцевальным дарованием сразу видно», – отмечает Светлана Александровна. В таких случаях она обязательно советует родителям отдать ребенка в соответствующие кружки, секции. А некоторые бывшие воспитанники решают связать свой жизненный путь с искусством: оканчивают музыкальные, хореографические направления в училищах и институтах.
В процессе изучения новых танцев или повторения старых Светлана Александровна показывает движения детям. Да не просто показывает, а живо прыгает с ними. Главное в работе музыкального руководителя – отдача, считает она, которая выражается в выступлениях детей на утренниках, победах в конкурсах и конечно, в общении. «Когда приходишь на работу, малыши бегут, спрашивают, пойдем ли сегодня петь, и сразу тепло становится на душе, – говорит моя собеседница. – Только педагоги могут попасть в страну детства. Я в этой стране уже 52 года».