Когда произносят слово «строитель», у большинства из нас в воображении возникает картинка: человек в каске кладет кирпичную стену дома или, принимая бетонный блок, зычно командует: «Майна! Вира!». На самом же деле это куда более широкое понятие. «Строитель — профессия, в которой работник занимается созданием объектов искусственной среды и ее инфраструктуры», — подсказывает всезнающая «Википедия». И с этим вполне согласен наш сегодняшний герой.
— Профессия строителя охватывает очень широкий спектр жизни, в разных ее сферах проявляется по-разному и предполагает разный функционал. Один человек проектирует – он строитель. Другой возводит здание – он строитель. Третий ремонтирует крышу – он строитель. Четвертый обслуживает мосты – и он тоже строитель, — размышляет инженер-строитель, начальник участка искусственных дорожных сооружений филиала АО «Мостотрест-Сервис» Виктор Мильченко (на фото). Свою же жизнь Виктор Валерьевич называет вечным строительством с короткими перерывами на футбол.
Строительство длиною в жизнь
История этого строительства длиною в жизнь началась с Московского института инженеров железнодорожного транспорта, в котором в 1986 году Виктор окончил факультет «Мосты и тоннели». После института распределился в «Смоленский Мостоотряд №28» — предприятие, которое строило мосты, путепроводы, транспортные развязки и прочие объекты, делающие жизнь городов и людей более комфортной, — принимал участие в строительстве моста через реку Угру, в ремонте моста через Десну.
В 1988-м году по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в родное Ярцево. Здесь Виктор устроился на машиностроительный завод мастером ремонтно-строительного участка: переносили оборудование, выполняли ремонт полов и кровли, обеспечивали содержание зданий и сооружений. А когда машзавод приобрел оборудование для штамповки посуды из нержавеющей стали, пришлось поработать и на строительстве нового здания 15-го цеха. После машиностроительного завода в послужном списке Виктора Валерьевича появились ремонтно-строительный участок на хлопчатобумажном комбинате, участие в восстановлении ФОКа, затем — участок по ремонту кровель на чугунолитейном заводе (тогда как раз началась его реконструкция), работа в ООО «Асспецстрой» (Москва).
Будничное, как записи в трудовой книжке, перечисление мест работы, прозаично звучащие «ремонт», «содержание», «восстановление»… А ведь были в череде вроде бы однообразных дней и лет эпизоды пусть не героические, но уж точно замечательные. Вот один из них. В ходе пробного запуска печи на чугунолитейном заводе выяснилось, что фильтры, через которые циркулирует вода охлаждения, забиваются очень быстро. Значит, нарушается технологический цикл. Стали выяснять причины. Прошли всю трубу (а это около полутора километров в длину и 90 сантиметров в диаметре) с кинокамерой, обнаружили места протечек. Оказалось, что в трубе много грунта и песка. Было решено трубу очистить и отремонтировать. Для этого нужно было забраться в нее с фонарями, при этом нести с собой специальное оборудование для мойки стен. Скопившийся грунт вытаскивали, выстроившись в цепь и передавая друг другу ведра.
— В общем, «творческая» была работа, но справились, все заработало. А так все довольно буднично, по-строительному, — заключает Виктор Валерьевич.
Без «детской» романтики
Сейчас Виктор Мильченко возглавляет участок искусственных дорожных сооружений филиала дорожной организации «Мостотрест-Сервис».
— Участок работает второй год. Его коллектив – это 10 рабочих и два водителя — «сплав молодости и опыта». Часть «взрослых» сотрудников перешла из смоленских организаций, к ним добавилась местная молодежь. Пока нет никаких трений. Молодые учатся у опытных. В функционал участка входит содержание и обслуживание мостов, мостовых надземных пешеходных переходов и водопропускных труб под дорогой и на съездах, то есть искусственных дорожных сооружений, расположенных на отрезке федеральной автодороги М-1 «Беларусь» от 260-го по 360-й километр, — поясняет Виктор. — То есть все 25 мостов и надземных пешеходных переходов от Истомина до Каменки – мои. Звучит красиво, но на самом деле романтики мало, а рутинной, цикличной работы много: окашивание травы в зоне ответственности (мостов, водопропускных труб), обследование этих сооружений, выявление различных дефектов и подача информации в головную организацию. Так отслеживается жизненный цикл сооружения и его состояния, чтобы не возникло критических и аварийных ситуаций, которые угрожают безопасности движения и жизни людей. В случае необходимости принимается решение о ремонте того или иного сооружения – в дело вступают ремонтники. Вот недавно они осматривали мост через реку Песочную недалеко от Ярцева. Сейчас идет работа по ремонту и покраске бетонных поверхностей моста через Днепр на М-1 (у поворота на Холм-Жирковский).
К романтике больших строек Виктор Валерьевич, кажется, относится скептически. На мой вопрос, не жалеет ли он, что не пришлось строить, скажем, Крымский мост, отвечает снисходительно:
— Нет, нисколько. В любом месте, если выполняешь свою работу нормально и относишься к ней добросовестно, все равно получаешь удовлетворение. Конечно, большие стройки всегда привлекают к себе. Об этом все фильмы и книги. Детский романтизм строительства присущ большим проектам, но должен же кто-то и на месте выполнять повседневную, но необходимую работу.
Впрочем, может быть, по поводу романтики мой собеседник немного лукавит, ведь до сих он пор помнит институтский стройотряд, в составе которого побывал на БАМе (Байкало-Амурская магистраль, грандиозная стройка XX-го века, — ред.). Месяца полтора жили в палатках в тайге на границе Якутии, ремонтировали участок железной дороги Тында-Олёкма: «разгоняли» шпалы, поднимали и выравнивали рельсы.
— Все было романтично, красиво, — улыбается Виктор Валерьевич, — и время было интересное.
Два перерыва на футбол
Виктор Мильченко – человек неравнодушный, увлекающийся, не ограничивающий свою жизнь рамками работы и семьи. В 2011-2015 годах его выбрали в депутаты Ярцевского городского Совета, работал в комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству. А чего стоят его «два перерыва на футбол»!
— Две самые важные части моей жизни — это строительство и футбол, — признается Мильченко. — Футболом я увлекся в 14 лет и с тех пор не переставал им заниматься. А потом получилось так: в 1991 году проходила спартакиада среди текстильных предприятий, и ярцевская команда «Текстильщик» заняла в ней первое место по футболу. Тогда белорусская команда, с которой мы играли в финале, пригласила нас на турнир по мини-футболу в Барановичи. После этого раздался звонок, и меня пригласили играть в футбольной команде «Торпедо Могилев» в Белоруссии. Там отыграл два сезона. А второй «поход в футбол» был в 1997 году. При «Оазисе», который тогда процветал, была образована футбольная команда. Мы выиграли первенство Смоленской области, затем первенство среди КФК (коллективов физкультуры) и завоевали право участвовать в профессиональной второй лиге. Сейчас, конечно, силы уже не те, но продолжаю тренироваться и иногда играю за ветеранов.
Послесловие
— Виктор Валерьевич, так все-таки Вы больше футболист, дорожник или строитель?
— Для меня в футболе – вся жизнь. А у строителей очень много специальностей. По образованию я, конечно, принадлежу к дорожному строительству, у нас в институте и все практики были на железной дороге. Но так как специальность связана с мостами, то имею дело хотя и с дорожным, но искусственным сооружением. Опоры, пролетные строения и многие прочие части моста все-таки возводятся строителями. К тому же за эти годы работа была связана по большей части с промышленным и гражданским строительством. Вот и судите, дорожник я или строитель. По большому счету это одно и то же.
— А кто же такой строитель?
— Строитель с общефилософской точки зрения – это созидатель. Вот и все. А что он создает, это вторично.