По трагическому стечению обстоятельств лето 2011 года для полуторагодовалой девочки с необычным двойным именем Анна-Алена было вторым и… последним в жизни. Вместе с родителями малышка приехала из Москвы на отдых к друзьям в деревню Коханово, расположенную в Вяземском районе. Всего на несколько минут она выпадает из поля зрения родителей, и это становится решающим в ее жизни.
События развивались быстро и непредсказуемо. Анна-Алена играет во дворе. В какой-то момент ее внимание привлекает лесной массив, подступающий к деревенскому дому со всех сторон. Подстрекаемая детским любопытством, девочка выходит за калитку… Больше живой ее не видели.
К сожалению, сообщение о пропаже ребенка поступает на пульт дежурного полиции только через несколько часов, когда сбившиеся с ног родственники понимают: отыскать малышку своими силами не получится. К поискам подключаются все: неравнодушные сельчане, друзья, сотрудники спасательных служб и МЧС, полицейские, солдаты, кинологи с собаками, добровольцы, совершенно посторонние и незнакомые люди.
Неизвестно почему, но только на третий день новость о пропаже ребенка появляется в средствах массовой информации. В считанные часы интернет переполняют сообщения о ходе поисков. На форумах горячо обсуждаются варианты развития событий. Со всех концов Смоленской области и соседних районов в Вязьму съезжаются люди, которые воспринимают чужую беду, как свою. Волонтеры московского поисково-спасательного отряда, участвовавшие в поисково-спасательной операции, помогают приезжим сориентироваться, координируют действия. В такой ситуации каждый человек на счету. Неравнодушные смоляне, которыми двигает только одно — желание помочь, собираются в группы и организованно выезжают в Коханово, где примыкают к основному поисковому движению.
Выстроившись в цепочку, люди обследуют лесной массив. Поиски не прекращаются даже ночью. Прочесан лес, близлежащие водоемы, осмотрен каждый куст и овраг… Безрезультатно. Надежда не угасает и на пятый день, ведь в детстве чудеса случаются чаще. Но вскоре становится понятно: на этот раз чудо не произошло. Водолазы вытаскивают тело девочки со дна реки. Она утонула.
Рождение отряда
Этот случай шокировал всех, кто каким-то образом был причастен к ситуации. Горечь сожаления смешивалась с отчаянием, ощущением собственной беспомощности и опустошенностью от безрезультатно потраченных времени и сил. В сознании каждого участника поисков хаотично мелькали мысли: если бы сообщили раньше, если бы выехали сразу, если бы хватало людей, если бы начали с водоемов, если бы, если бы, если бы…
Через две недели после завершения поисково-спасательной операции Анны-Алены на территории Смоленской области пропал еще один ребенок – 8-летняя девочка из Гагаринского района. И снова… клич о помощи в соцсетях, звонки, сборы, посторонние неравнодушные люди выстраиваются ровной цепью и прочесывают лес. На этот раз благодаря слаженным и четким действиям добровольцев девочку удалось обнаружить очень быстро. Живым и невредимым ребенок был доставлен домой.
Именно в этот момент определенной группе людей пришло понимание: такой случай – не единичен. Это лишь одна из сотен реальных жизненных ситуаций, в которой может оказаться каждый. И перед стихийно свалившимися обстоятельствами, которые давят со всех сторон, человек часто оказывается бессилен.
Уже через несколько дней самая активная двадцатка ребят, проживающих в разных районах Смоленской области, объединилась в поисково-спасательный отряд. На протяжении десяти последующих лет «Сальвар» (так его назвали) — сообщество добровольцев будет принимать в свои ряды новых участников, расширять зону поисков, отрабатывать технику быстрого реагирования. Основной целью отряда является поиск людей, потерявшихся в природной или городской среде. К 2021 году количество спасенных «Сальваром» жизней будет измеряться тысячами.
Отработанная чёткая система
Среди ярцевчан тоже есть люди, которые по первому зову о помощи оставляют свои дела, семьи и, невзирая ни на какие обстоятельства, спешат на помощь. Анна Жойкина, Григорий Марченков, Алена Алферова – пока их немного, но в ходе проведения поисково-спасательных операций от каждого может зависеть жизнь человека. Сил и ресурсов специальных служб часто не хватает.
— Первые поиски пропавших людей в 2011 году давались очень тяжело, — сравнивает прошлое и настоящее инфорг (информационный организатор) отряда «Сальвар» Анна Жойкина. – В то время еще не было достаточных знаний, методик и систем поиска людей в определенной среде, оборудования, техники. Было только огромное желание помочь у группы разрозненных активистов. Юрию Василевичу, который сегодня руководит отрядом, удалось объединить людей и наладить систему работы. Сегодня отряд насчитывает более двух тысяч человек. Чтобы стать членом «Сальвара», достаточно зарегистрироваться на сайте. Все просто. Эта организация основана на добровольчестве, никто никого не принуждает. Человек сам оценивает свои силы и возможности и решает, в каком поиске он будет участвовать.
Июль 2021-го
Этот случай произошел всего несколько недель назад. Аномальная жара, установившаяся в июле, негативным образом сказалась на самочувствии людей всех возрастов. Сообщения о пропаже одно за другим поступают на открытую информационную линию отряда «Сальвар». Количество заявок увеличивается день ото дня. 62-летняя жительница Царского Села, неоднократно пересекавшая лесной массив в направлении микрорайона Пионерный, вышла из дома и направилась по знакомой тропинке. В какой-то момент она почувствовала недомогание, потеряла ориентацию и упала в канаву. Дети женщины проживают в Москве. Поняв, что мама не выходит на связь не просто так, они заявили о пропаже в полицию. Спустя несколько дней бабушку нашли добровольцы. Живая и невредимая, она была передана родственникам. Причем по возвращении домой очень удивлялась, что потеряла ориентацию, ведь знала этот лес, как свои пять пальцев.
— В этом году заметно увеличилось количество сообщений о пропаже детей, — констатирует Анна Жойкина. — Если в 2020 году отряд получил 23 заявки на поиск несовершеннолетних, то за первое полугодие 2021-го их уже 48. Но не только дети требуют пристального внимания окружающих. Зачастую пожилые люди, и без того имеющие ряд хронических заболеваний, при стечении обстоятельств впадают в состояние тяжелой деменции. Опасная болезнь может проявиться неожиданно и по-разному: человек вышел из дома на несколько минут и забыл, кто он, где находится, где живет. При этом, эта болезнь имеет одну особенность: люди могут во всех подробностях помнить события прошлой жизни, предыдущее место жительства. Поэтому зачастую они стремятся к знакомым когда-то местам, все дальше удаляясь от настоящего дома. В этом случае время решает многое: своевременно поступившее сообщение о пропаже многократно увеличивает успешное завершение поиска.
Самая тяжёлая поисковая операция
Среди добровольцев отряда «Сальвар» мало специально обученных людей, прошедших подготовку и окончивших курсы спасателей. В большинстве это обычные люди разных возрастов и профессий, которые однажды не смогли пройти мимо чужой беды. Это те, кто не может спать, представляя, как маленький ребенок одиноко блуждает по ночному лесу. Кто берет выходные в счет отпуска при первой же просьбе о помощи. Кто после дневных смен ближе к вечеру на личном транспорте и попутках добирается до места очередной пропажи, по пути собирая информацию. Иногда в день поступает по нескольку сообщений о пропаже людей со всех концов Смоленской области. В таком случае бойцы отряда разбиваются на команды.
По единогласному мнению сальваровцев, самые тяжелые поисковые операции — это те, в которых искать приходится людей с особенностями развития и тех, кто сам решил уйти из дома. В первом случае трудно предсказать поведение человека, выстроить логическую цепочку его действий. Во втором – люди осознанно прячутся и не хотят, чтобы их нашли.
Поиск мальчика с особенностями в развитии, проживавшего в Вязьме, запомнился всем участникам операции на долгие годы.
Декабрьская трагедия
Декабрь 2020 года. 8-летний Павел (имя изменено) гулял во дворе около дома недалеко от промзоны. Родители всегда относились к мальчику с особым вниманием, ведь у сына отмечались особенности развития и поведения. В тот раз они наблюдали за ним из окна. В какой-то момент Павел пропал из вида. Родственники выбежали во двор и стали искать ребенка. Обследовали все: соседние дворы, строительные площадки, мусорные контейнеры, заброшенные пустыри и подъезды многоквартирных домов. Не нашли. Паника и тревога нарастали с каждой минутой. После безрезультатных поисков они обратились в полицию. Прошло еще несколько часов – ситуация не изменилась. Ребенок как «сквозь землю провалился». Тогда решено было привлечь сальваровцев.
— Собирать людей зимой в три часа ночи, чтобы ехать за много километров от дома, непросто, — рассказывает Анна Жойкина. – Все понимают, если выехать ночью, то на месте окажешься только к утру, когда нужно собираться на работу, вести детей в детский сад. Тем не менее информация о пропаже мальчика стремительно разлеталась по всем информационным каналам отряда. В 7 часов утра первые экипажи выехали на поиски. Три экипажа по пять человек стали ощутимой поддержкой профессиональным военным, спасателям, полицейским.
Просчитать поведение и определить мотивацию поступков ребенка с особенностями в развитии было сложно. Добровольцы разбили местность на сектора. Кто-то обследовал подвалы, кто-то чердаки и заброшенные территории. С их помощью поиски пошли быстрее. Вскоре мальчика нашли военные. Павел утонул в неглубокой луже. Смесь грязи и талой воды таила в себе смертельную опасность. Мальчик ступил на хрупкий лед, тот хрустнул под ногами, провалился. Холод мгновенно сковал маленькое тельце. Павлик не смог встать на обледенелые ноги. Выбраться не успел. Замерз в воде.
Успеть сохранить жизнь
Понять, что движет сальваровцами, добровольно делающими выбор в пользу сложной и напряженной работы вместо отдыха у телевизора в кругу семьи, сложно. Для многих из них погодные условия и время суток давно уже перестали играть решающую роль. Ведомые особым зовом сердца, эти люди по-особому чувствуют чужую беду. Обостренное восприятие чужих проблем, развитое воображение, природный ум и интеллект не позволяют им оставаться в стороне. Не за награды, не ради личной выгоды и материальных поощрений. Это особая порода людей, которые всегда остаются в состоянии боевой готовности, понимая, что на жизненных весах никакие личные уважительные обстоятельства никогда не смогут перевесить подаренной возможности жить.
— После поиска мальчика в Вязьме, который закончился трагически, я плакала несколько дней, — вспоминает Анна. – Гибель людей – это всегда страшная картина, особенно, когда дело касается детей. Тогда я твердо решила: больше я этим заниматься не буду. У меня четверо детей, которым тоже нужна моя помощь и внимание. Иногда поиски занимают не один день. Каждая ситуация становится частью моей жизни, я пропускаю ее через сердце, переживаю. Конечно, это сказывается и на всех членах моей семьи. Но буквально через несколько дней в Смоленске пропала маленькая девочка. Я ехала с работы, когда услышала это сообщение. Тут же посреди дороги я развернула свой автомобиль в обратную сторону, достала свое оборудование и помчалась на поиски. К счастью, этого ребенка мы быстро нашли и доставили домой. Тогда я задумалась: от каждого в группе зависит жизнь и судьба совершенно незнакомых людей. Мы успели сохранить ребенку жизнь. И моя роль в этом была не последней. Значит, я еще многим смогу помочь.
Как искать глухонемого…
Количество людей, потерявшихся в городской черте, пропавших в лесном массиве, исчезнувших в районе водоемов Смоленской области, ежегодно увеличивается. Традиционно, в летний период на информационную линию отряда «Сальвар» поступает немало сообщений о пропаже грибников. Причем часто люди теряют ориентацию в хорошо знакомых местах.
2019-й год. Август. Два часа ночи. Отряд получает сообщение о том, что пожилой мужчина 78 лет пропал в лесу. Заявителем был сын, который сообщил возраст отца и его предполагаемое местонахождение. Лесочек был небольшим. Три экипажа сальваровцев выезжают на место. По приезде к месту поиска выяснили некоторые особенности пропавшего: он был глухонемым. Это значительно усложняло задачу: человек не услышит окриков спасателей, но даже если и услышит, то не сможет ответить на их зов. Поиск осложнялся еще и тем, что проходил ночью в условиях плохой видимости. Когда сальваровцы стали собирать информацию о пропавшем, по имени и фамилии удалось установить, что мужчина уже пропадал в этом лесу два года назад. Причем, в те же самые числа. В прошлый раз его спасали с привлечением воздушной техники. Как ни странно, вертолетчики сообщили, что в момент нахождения дедушка убегал от вертолета. Сыну пришлось догонять его.
На этот раз сальваровцы тщательно выясняли все обстоятельства пропажи. На вопрос сыну «Зачем вы отпускаете его одного?» он ответил: «А вы попробуйте его уговорить. Он не слушается». Вскоре выяснилось, что дедушка пошел в лес не один. Он был с двумя товарищами. Добровольцы предложили связаться с ними, чтобы узнать хоть какие-то ориентиры, определить, где они «гуляли». Каково же было их удивление, когда выяснилось, что оба товарища оказались тоже глухонемыми. Как они держали связь в лесу и зачем туда отправились – оставалось загадкой. Как заниматься поиском в подобной ситуации? Как говорится, без комментариев…
К счастью, у этой истории был хороший конец. Дедушка несколько дней блуждал по лесу. Все это время спасатели его искали. Выйдя к окраине леса, он набрел на заброшенный дом, в котором уснул. Поисковики ходили совсем рядом, кричали, осматривали каждый сантиметр. Но так как мужчина был глухонемой – он не слышал и ответить не мог. Вскоре его все-таки обнаружили и отправили домой.
Каждый поиск уникален
— Каждый поиск уникален и неповторим, — говорит Анна. – За время поисковой операции так проникаешься ситуацией, что запоминаешь все нюансы и мелочи на всю жизнь. Бывают нестандартные, интересные случаи. Например, иногда мы встречаем в лесу диких животных, которых в повседневной жизни не видим. Однажды в процессе поисков в лесном массиве под Гагарином мы встретили медведя… Алена Алферова осматривала местность. Шорох в кустах привлек внимание. Так как некоторые потерявшиеся люди не имеют возможности кричать или двигаться, они стучат чем-нибудь или шевелят ветвями кустов. Алена подошла ближе, чтобы проверить предположения. Вдруг из кустов ей навстречу вылетел огромный медведь, который со злостью бросил в девушку лежавшее на земле сухое бревно. Еще долго она приходила в себя.
В одной из поисковых операций, когда Алена сопровождала ОМОН, ее ужалила змея. Девушка приняла противоаллергический препарат и продолжила работу. На тот момент такие действия полностью не предотвратили последствия укуса, но позволили не усугубить реакцию организма. Алена до конца выполнила поставленную задачу, завершила поиск и только потом обратилась за медицинской помощью. Позже были госпитализация, больница, уколы и… новые поисковые операции в общем строю.
— Любой человек может быть полезен в поисковой работе, — говорят сальваровцы. – Конечно, есть специальные службы, которые обязаны этим заниматься, но из практики видно, что их ресурсов часто не хватает. Особенно человеческих. Конечно, не все члены нашего отряда имеют возможность выехать к месту происшествия, участвовать в обследовании территории, поисках. Но они занимаются другой работой и вносят свой вклад в общее дело. Кто-то распространяет информацию, координирует действия спасательных служб, кто-то ведет профилактическую работу по школам и общественным организациям, кто-то расклеивает листовки с информацией о пропавших. Главное – это иметь желание не проходить мимо чужого горя и помнить, что в жизни бывают случаи, когда помочь может каждый.