Мир наполнен музыкой. Мы ее слышим в журчании ручья, пении птиц, звоне весенней капели… А если уметь слушать, то гармония созвучий превратится в образы и музыку сможешь увидеть в цвете и жесте…
Скажете, так не бывает? Еще как бывает. Стоит только один раз побывать на музыкальном занятии в детском саду № 18 с ласковым названием «Алёнка». Здесь дети учатся музыку слушать, слышать, видеть, чувствовать и переживать…
Дверь в музыкальный зал отворилась, и на пороге появился поезд. Его изображали дети, восторженно оглядываясь вокруг себя. Они видели не привычную комнату с пианино у стены, а волшебный лес. Музыкальный руководитель Анна Эдуардовна Зорькина, напевая веселую песенку под звуки миниатюрной гавайской гитары укулеле, вела их по неизведанным тропинкам.
Дети замирали и вслушивались в пение птиц. Встречали лесных зверей, подражая им. Под музыку пытались создать образы. На лесной полянке кружились в хороводе вместе с бабочками…
Анна Эдуардовна достает из сундучка разноцветные бусы. Явно волшебные, потому что в руках детей они превратились в улиток, затем приняли форму облака и вдруг затрепетали крылышками бабочки – получилась музыкальная картина. Дети подпевали песенке. Не хором, не солировали. Каждый – кто строчку, кто куплетик, кто просто мелодию – потому что лес наполнен живой музыкой и она оживает в детском восприятии.
Паровозик снова собрал свои вагончики и, махая ладошками на прощание, дети отправились дальше, за дверь музыкального зала, в другую жизнь, унося с собой улыбчивое настроение и то непонятное им пока ощущение, которое, повзрослев, назовут счастьем.
И это было не показательное, а обычное занятие, но по необычной методике, по которой работает педагог ищущий, творческий, безгранично любящий свою работу. На областной конкурс «Воспитатель года 2021» Анна Эдуардовна представила уникальные разработки и их обоснование по теме «Формирование у детей навыков слушания классической музыки через вариативность».
– Слушать классическую музыку в детском саду? – удивилась я. – Да дети и пяти минут не усидят на одном месте…
– Вы заметили, что дети на занятии не сидели, но музыку слышали? Вперевалку шли, как медведи. Тихонько брели по тропинке, как ежики. Заметали пышным хвостом свои следы, как лисички. А музыка меняла ритм, тональность, настроение в зависимости от того, с кем они встречались. Этим деткам нет и пяти лет. Поверьте, в подготовительной группе уже усидят те самые пять минут, когда для них будет звучать классическая музыка. И сами станут своего рода композиторами. Не шучу.
Но чтобы это произошло, Анна Эдуардовна освоила уникальную методику проведения музыкальных занятий в детском саду в рамках орф-педагогики. Пока она единственная не только в Сафонове, но и практически во всей Смоленской области, сумевшая воплотить ее в жизнь. И таким образом ушла от традиционных музыкальных занятий заучивания песен путем бесконечных репетиций.
– Я не захотела, чтобы дети смирно сидели на стульчиках, сложив руки, и повторяли за мной куплеты. Не захотела мириться со скукой в их глазах и решила каждое занятие превращать в увлекательное общение с музыкой. Вариантов, как это сделать, множество – отсюда и вариативность. Мне, как педагогу, нужно, чтобы музыка эмоционально отозвалась в душе ребенка. А для этого он должен под нее двигаться, звенеть бубном или колокольчиками, хлопать в ладоши, пристукивать по коленкам, создавать образы. И только когда ребенок «наиграется» с музыкой, проживет ее эмоционально, она станет частью него, он будет готов сидеть и слушать классику.
– Сами придумали?
– Разработки занятий, конечно, мои. Есть даже авторские публикации и сборники. Но методику я почерпнула в орф-педагогике. Идея принадлежит немецкому композитору Карлу Орфу. Он предложил создать такие условия, чтобы ребенок на занятиях «добывал» музыку, исполнял ее, пропускал через себя.
Анна Эдуардовна увлекла орф-педагогикой заведующую детским садом Татьяну Анатольевну Муравьеву, тогдашнего методиста Светлану Дмитриевну Плескачеву, многих воспитателей, которые стали ее единомышленниками. Постепенно создали музыкальный арсенал из инструментов. Вроде бы обыкновенные палочки (клавесы), бубен с колокольчиками, трещотки и ксилофоны, а получается музыкальный сюжет: идет дождь, гремит гром, шумят деревья…
– Вы знаете, как можно сыграть точку? Ту, что мы ставим при письме в конце предложения? Хлопните себя ладонью по груди. Это она. Попробуйте исполнить голосом волнистую линию. О, какая рулада… Соедините их в разной последовательности. Вы сочинили музыкальную фразу. А если изобразите ее графически – то и ноты к ней. Так и наши дети становятся композиторами.
Анна Эдуардовна на областной конкурс представила видеосюжет занятия в старшей группе по музыке Вольфганга Моцарта из оперы «Волшебная флейта». Мастер-класс для незнакомой аудитории разработала на музыку Сергея Рахманинова («Итальянская полька»). Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, провела его по видеосвязи, в которой пропадал то звук, то изображение. Но Анна Эдуардовна знала: ее дети умеют выбрать нужный инструмент для музыкального сюжета. Клавесы, деревянные ложки, кабаса, бубен, гуи-
ро, мячики… Пригодились даже фантики от конфет: они так выразительно шуршат.
– Ваши воспитанники, наверное, затем все поют и в музыкальной школе хорошо учатся?
– Есть и такие. И я рада за них. Для того чтобы музыка вошла в твою жизнь, не обязательно получать музыкальное образование. Пусть они дальше не пойдут «в музыку». Зато как им интересно сейчас!
Анна Эдуардовна в орф-педагогике в масштабах страны человек известный. Участвует в российских и международных орф-семинарах, имеет статус профессионала, является лидером Российской ассоциации орф-педагогов.
Пока в Сафонове этим интереснейшим направлением в дошкольном музыкальном образовании детей смогла заинтересовать одного человека. Надеется, что их со временем будет больше.
Участвуя в областном конкурсе «Воспитатель года 2021», музыкальный руководитель детского сада № 18 «Аленка» Анна Эдуардовна Зорькина достойно представила Сафоново. По его итогам она вошла в пятерку финалистов и стала лауреатом. Это большой успех и нашей конкурсантки, и коллектива, в котором она работает.
Фото автора