Вяземский народный театр блистательно завершил текущий сезон постановкой Андрея Оленева и Анастасии Чёриковой. Спектакль «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова представлялся на суд зрителей несколько раз, и все показы проходили с неизменным аншлагом.
Следует напомнить, что пьеса Вампилова, написанная еще в 1967 году, пережила множество постановок, а широкому зрителю известна по замечательной экранизации 1975 года с участием Евгения Леонова, Николая Караченцова и Михаила Боярского. Не будет преувеличением сказать, что это не просто советская классика, а классика на все времена. Поскольку и в наши дни пьеса остается актуальной и продолжает свою сценическую жизнь.
Следуя собственным традициям, Вяземский народный театр представил зрителям спектакль, который полностью построен на тонкой актерской игре – с минимальным набором реквизита и декораций. А это является высшим пилотажем в сценическом искусстве. И нужно отметить, что в данной постановке режиссерская идея была довольно рискованной, так как ставка делалась на молодых и начинающих актеров. Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Риск оказался вполне оправданным. Молодежь при поддержке мэтров показала себя великолепно, и это вселило уверенность в то, что слава нашего театра не померкнет с годами, а традиции будут продолжены.
Однако, вернемся к началу спектакля… Как было отмечено ранее, в сценическом пространстве постановки нет ничего лишнего. Зал, словно ночной и негостеприимный двор советской пятиэтажки, унылый, холодный и серый. В тусклом свете фонарей угадываются окна и двери, за которыми течет частная жизнь и хранятся семейные тайны. Тишина провинциального города и какая-то безысходность разливаются в пространстве.
Двое молодых людей, опоздав на электричку, мерзнут во дворе дома. Им нужен ночлег. И предприимчивые парни находят способ согреться, пойдя на безобидный, на первый взгляд, обман. Попав в квартиру Сарафановых, когда глава семейства отлучился из дома, они знакомятся с его детьми. Пытаясь найти повод, чтобы остаться переночевать, авантюрный Сильва подбивает Бусыгина представиться внебрачным сыном хозяина. А дальше легкое вранье оборачивается непредсказуемыми последствиями. Вернувшись домой, Сарафанов, к всеобщему удивлению, искренне поверил в историю появления своего старшего сына.
Ключевой фигурой, как мне представляется, в спектакле является именно Сарафанов. Образ главы семейства безукоризненно воплотил на сцене Игорь Михайлов. Его герой, в одиночку воспитывающий детей, трогательно и трепетно переживает за дочь Нину, которая собирается уехать в другой город с будущим мужем, и за сына Васеньку, страдающего от первой и безответной любви к женщине гораздо старше себя. Нужно отдать должное и сказать, что Игорь Михайлов – потрясающий актер, способный передать самую сложную гамму чувств и переживаний. Он в полной мере раскрывает жизненную драму своего героя. Для него неожиданное появление старшего сына – как глоток свежего воздуха, как лучик надежды на то, что жизнь еще можно изменить.
Старшего сына сыграл Олег Буянов. Бусыгин – его первая главная роль в театре. И нужно сказать, что это многообещающее начало. Молодой актер удивительно тонко передал характер своего героя, его настроение и перемены, происходящие с ним после знакомства с отцом и сестрой. Олег Буянов создал образ интеллигентного, чувственного, сопереживающего и лиричного героя, которому веришь безоговорочно.
С успешным дебютом можно поздравить Диану Забелло, сыгравшую в спектакле роль Нины. Ее героиня – само очарование, нежное и романтичное существо. Однако Нина умеет принимать ответственные решения, что не может не вызывать уважения и симпатии. В роли ее жениха в спектакле дебютировал Артем Демидов.
Хочется отметить, что совершенно по-новому раскрылись в данной постановке молодые актеры Александр Волков и Иван Евсеенков, исполнившие роли Сильвы и Васеньки. Сильва – жизнерадостный ловелас, не лишенный душевности и музыкальности. Он харизматичен и настойчив, но всегда готов изменить свое мнение, чтобы избежать неприятностей. Нужно сказать, что Александр Волков – достаточно фактурный молодой человек и в образе Сильвы был более чем убедителен. И, надо полагать, он обеспечил себе на будущее, как минимум, амплуа героя-любовника.
Перед Иваном Евсеенковым стояла противоположная актерская задача – сыграть чистого, застенчивого и безумно влюбленного юношу. И, вне всяких сомнений, ему это удалось. Страданиям Васеньки, безоглядно и безответно влюбленного в Макарскую, сопереживал весь зрительный зал. Образ возлюбленной юного воздыхателя воплотила на сцене Ольга Гурлебаус. Замечу, что красивая женщина в роли красивой женщины – это уже заявка на сценическую правду. А актерский опыт и талант Ольги сделали образ ее героини гармоничным и завершенным, не обманув ожидания зрителей.
Эпизодические роли двух подруг исполнили в спектакле Анастасия Чёрикова и Надежда Голубкова. Михаил Попов поддержал начинающих актеров, ненадолго появившись на сцене в образе соседа. Казалось бы, второстепенный персонаж, промелькнувший всего несколько раз, а зрителям запомнился. Мастерство есть мастерство, и Михаил Попов одинаково хорош как в главных ролях, так и в эпизодах.
Словом, совместная творческая работа талантливой молодежи и признанных мастеров увенчалась успехом. Постановка раскрыла истинные человеческие ценности – и умение любить, и умение прощать, и умение ждать, и умение верить. Спектакль «Старший сын» получился честным и настоящим, став великолепным финалом замечательного театрального сезона.